Найти тему

Эволюция и метаморфозы заборной литературы

Кадр из фильма "Двенадцать стульев", с сайта RKRP.SU
Кадр из фильма "Двенадцать стульев", с сайта RKRP.SU

Впервые это понятие я услышала в 1958 году от своей бабушки-педагога на пенсии. В ту пору оно вошло в обиход, как характеристика нового на тот момент явления в жизни Советской страны, и связывалось многими с переменами «хрущёвской оттепели».

Летом 1958 года мне было пять лет, но я хорошо помню и чистоту на улицах, и строгие фасады домов, на которых ничего лишнего. Встречались, правда, аккуратно покрашенные заборы, за которыми находились дома, поставленные на ремонт. И вот, на одном из таких заборов я увидела чьи-то каракули. На мой вопрос, что это, бабушка ответила: «Это, Галечка, заборная литература. Ею занимаются невоспитанные дети и некультурные взрослые».

С тех пор прошло много лет, но заборная литература росла, развивалась, крепла, почти не встречая сопротивления. Итак, что же такое «заборная литература»? Это надписи на заборах и стенах, не имеющие официального статуса. Условно такие "опусы" можно разделить на три категории:
1) знаки, аббревиатуры и символы-звёзды, кресты, сокращённые названия организаций, наконец, все разновидности свастик.
2) информация, важная только для пишущего, которую он почему-то решил сделать достоянием общественности. Например, «Ваня+Катя»..., «Петька-дурак», и легендарное (от Ильфа и Петрова) «Киса и Ося здесь были».
3) надпись-протест. Вот с ней не всё так просто. Ключевую роль в её оценке (негативной, или позитивной) играет содержание, смысловая и идейная направленность.
В 90-е годы XX века советские люди оказались в стране реставрированного капитализма. Все попытки заявить протест, пробиться с ним к широкой аудитории через СМИ либо ограничивались, либо в результате непонимания многих людей терпели неудачу. Серьёзные предостережения сторонников социализма встречали насмешку, а иногда тонули в лавине обвинений во «всех смертных грехах» коммунистов и Советской власти. Осенью 1993 года компрадорский режим Б.Н. Ельцина зашатался, стал стремительно терять своё влияние среди российского населения, что побудило к принятию «указа президента» известного, как «указ 1400». Два года зревший гнойник прорвался, и тысячи опомнившихся людей по всей стране инстинктивно встали в противостоянии президентской верхушки и Дома Советов на сторону Советской власти. В Ленинграде с 21 сентября по 4 октября 1993 года продолжались массовые протесты. И тут заборная литература, порождённая буржуазными веяниями, стала служить трудовому народу, делу защиты Советской власти. РКРП шла в авангарде движения. Помню колонну протестующих, головные ряды которой шли по Марсову полю в то время, как её конец находился ещё где-то у Невского проспекта. По пути следования люди оставляли надписи на стенах домов, на заборах, на бортах трамваев. Писали преимущественно мелом: «Указу 1400 -нет!», «Фашизм не пройдёт», «Банду Ельцина - под суд!», и даже хрестоматийное: «За власть Советов!». Думали-если победим, приведём город в порядок, а если поражение-какое это имеет значение для новой борьбы? Тогда, в октябре 1993-го, реставрированный капитализм понёс потери, но удержался. Однако до самого конца 1990-х заборная литература была верным союзником в борьбе против эксплуататорского строя, за прогресс, за движение к социализму.

Но вот наступили нулевые, потом десятые годы XXI века. И вот уже почти прошла первая половина 20-х. Подросло новое поколение, не знавшее социализма и Советской власти. В подавляющем большинстве это люди, не виновные в том, что не получили достаточных знаний. Не буду сейчас говорить о причинах. Одно несомненно: они освоили новый вид заборной литературы. Человеку, не знакомому с правилами «лексики» и «транскрипции» несусветного набора знаков, эти письмена не разобрать. Такая заборная литература не подпадает под три категории, указанные выше. Это не символы, не самоутверждение и точно уже не протест. Особенность в том, что надписи появляются там, где чисто, красиво, где чувствуется забота о людях (в наше время и такое встречается), на только что отреставрированных фасадах домов, на хорошо покрашенных садовых скамейках, на столешницах, специально предназначенных для настольных игр во дворе. И пусть мне не говорят, что это протест. Тут банальное желание самовыразиться. Неуважение к труду рабочих, ремонтировавших фасад дома, наплевательское отношение к тем, кто хотел бы отдохнуть на скамейке, желание помешать интеллектуальным играм. Хотела бы я посмотреть на родителей этих молодых дарований, если бы, придя домой, они обнаружили расписанную тарабарщину матом. Как валялись бы их мамаши в истерике! А уж что сделали бы с ними их отцы-подумать страшно. Причины такого поведения молодёжи лежат на поверхности. Им везде твердили, что они должны стать личностью - или «бизнесменами», или «средним классом», а для этого трудиться не надо и уважать чужой труд тоже незачем. Ведь в мире, где всем правят деньги, всегда найдётся кто-то, у кого этих денег не хватает. Он-то и будет выполнять тяжёлую работу, а тебе останется только подсчитывать прибыли и в свободное время, которого у тебя навалом, маяться дурью.

Подведя итог сказанному, следует заметить, что заборную литературу частично заменяет теперь интернет, где появляются и шедевры, и глупости. Имея возможности пользоваться электронными носителями информации, люди, как и 30 лет назад, остаются приверженцами заборной литературы. И современный компьютер, планшет, смартфон часто заменяют им забор. Хорошо, если электроника работает на прогресс, на революционные преобразования, и плохо, если она служит потребностям, недостойным её совершенства.

Г. Комарова,
работник культуры

P.S. Необходимо ещё заметить, что посторонние надписи на памятниках архитектуры, монументах, пьедесталах скульптур и надгробиях нельзя считать заборной литературой, т.к. они являются действиями преступного характера. Это - тема отдельного разговора.

Эволюция
1800 интересуются