Найти тему
Центурион

Как обстаяло дело с образованием до революции

Случайно наткнулся на доклад Изюмской Земской Управы о народном образовании за 1896 год. С образованием в то время ситуация была реально аховая, судя из него. Учить особо было некому, да и учится у населения желания особого не было. Явно не видели смысла даже в начальном образовании, чем-то это напоминает наше время, но пока лишь частично.

В общем дальше привожу этот доклад, каждый сам сделает выводы, прочтя его.

Успешность в механическом чтении вполне достигается в начальных народных училищах Изюмскаго уезда, но объяснить простую мысль, значение отдельнаго слова, о чем либо разсказать учащиеся не могут и становятся в тупикъю при самых обыкновенных вопросах. Напримеръ: у одной ученицы старшаго отделенія написано для упражнения несколько страниц в тетради слово: „Ленъ, ленъ, ленъ"... На целый ряд наводящих вопросов о значении написаннаго слова ревизующий не услышал ни звука от ученицы, а лишь получил замечание от законоучителя, что на это Вам не ответят, так какъ его "льна" здесь не сеютъ и не видят.

В 6 же верстах, в другой школе, где также не сеют и не видят нашего родного растения льна, между ревизующим и ученицей, писавшей в тетради упражнение слова: „ленъ", произошёл слѣэедующий разговор: „Что это такое лен? Растет выше или ниже конопли?" - "Ниже". - "А зачем сеют лен?" - "На сорочки и рубахи". - "Лен цветет или нет?" - "Цветет". - "Какими цветочками?" - "Синеньками". - "Семена у льна есть?" - "Есть". - "А что делают, приготовляют из семян?" - "Масло" - "На что похожи семена льна? На горохъ?" - "Нетъ, на яблочныя".

Много было случаев, что окончившие курс народной школы называли наши русскія земли, города, реки и проч чужими и наоборот. Они не могли показать на карте своего отечества, ежедневно ими упоминаемое въ молитвѣюе перед учением; одни захватывали почти Европу, а другой показываетъ небольшой кусочекъ Россіи или делает лишь безсознательный взмах справа на лево по географической карте; одни называютъ святую для нас землю Палестину нашею русскою землею (карта Палестины в школах всегда перед глазами учащихся), а другіе говорять, что направо от Россіи за Уральскими горами не наша, не русская земля.

При отсутствии оных сведений не может развиваться сознание о величине отечества и патриотизм. Далее, в некоторых школах дети не могут сказать ни слова о своих домашних животных, об окружающих их растениях и т. п. Если же спросить, что делают из щетины со свиньи, из шкуры лошади и коровы, из рогов быка, из овчины овцы, из птичьих перьев, то в большинстве случаев ответ „продають". Очевидно, что существует лишь понятіе о продаже, при отсутствии образовательных сведений. Встречаются школы, где дети как то совсем неразвиты и производять впечатление тупых детей. Хуже нет, когда в подобных случаях учитель начинает жаловаться на своих учеников, что они не ходятъ в школу, шалят и не хотят учиться.