На доске учитель пишет слова: бас, басня, басить, басенный, баснословный, бассейн.
-Есть что-то общее у этих слов? - спросил учитель.
-Есть, все они начинаются на бас, - отвечают ученики.
-А можно их считать однокоренными, ведь у них есть общая часть? (Учитель)
-Нет! (ответ детей)
-А почему?
-Некоторые из них имеют разное значение. Например, бас и басня не имеют ничего общего в значении, а однокоренные слова, образованные от одного корня. Однокоренные бас и басить; басня, басенный, баснословный - это другая группа однокоренных слов, а бассейн не относится ни к первой, ни ко второй.
-Для проверки учитель даёт ещё задание, где ряд слов, похожих внешне друг на друга: барс, барский, барсовый, барство, барсук, барствовать, барсучонок ( на рисунке выше).
Задание:
Рассмотрите рисунок. Выпишите однокоренные слова. На сколько групп вы разделите эти однокоренные слова и почему?
Эти слова можно разделить на три группы:
1. барс, барсовый; 2. барский, барство, барствовать; 3. барсук, барсучонок.