Найти тему

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

1. Единство мироздания

Мир создавался и продолжает создаваться по единым лекалам. Об этом знали наши предки, об этом говорится в текстах самых разных культур.

В северной традиции это отражается в универсальном кононе единства.
В христианстве - в идее подобия человека Богу.
В китайской традиции - в учении Дао.
В физике - в универсальных законах бытия, не знающих исключений.
В математике - в теории фракталов, в теореме Гёделя, в гипотезе Пуанкаре, в том, что в математике тоже нет исключений, "дыр", даже на ноль можно делить умеючи.

Все электроны совершенно одинаковы, а не просто похожи. Скорее, это один электрон в суперпозициях, а не миллиарды похожих. Электрон, образованный 14 миллиардов лет назад, и электрон, пробегающий прямо сейчас по одной из ваших нейронных цепочек - полностью идентичны. Найдите единственное исключение - и Вселенная развалится. Точно так же едины протоны, нейтроны, нейтрино и все другие частицы. Абсолютное тождество в многообразии!

-2

Мир - един и этот принцип реализован на всех планах бытия. Томограмма мозга человека напоминает снимок Вселенной, сделанный космическим телескопом "Хаббл". Спиральная форма стебля огурца, тянущегося к опоре, повторяет форму нашей Галактики. Взгляните на свой любимый комнатный цветок - вы увидите устройство Вселенной.

2. Единство ноосферы

Социальные системы - тоже не исключения. Они едины и взаимосвязаны, образуя ноосферу, сферу сознания, сферу разума.

В ноосфере мир реализуется как живая, развивающаяся, целостная система, стремящаяся к совершенствованию через появление огромного числа степеней свободы, а при этом - к единению, взаимосвязанности и взаимодополнению.

Именно поэтому счастье всего человечества не стоит одной слезинки ребёнка.

-3

Это не от нашей избыточной сентиментальности, а от понимания исходного принципа мироздания. Масштабы Вселенной адекватны масштабам одного человека.

Каждый человек как носитель сознания – Вселенная, со своим полноценным огромным внутренним Космосом, условно - Космосом-2. Он не меньше и не больше внешнего Космоса, то есть Космоса-1. Нельзя сравнивать, потому что это тоже квантовая суперпозиция: мы с тобой одной крови, ты и я.

Однажды на эту тему двух Космосов мы вышли с учениками 2 класса на уроках математики. Нам стало интересно - где живёт математика. Попытались обнаружить математику в Космосе-1 и не смогли, в нём есть только предметы.

- Вот - квадрат, - показываает ученик на кафельную плитку. И сам поправляет себя, - да нет, это просто плитка, а не квадрат. Это же я решаю, что это квадрат.

Оказалось, что математика - внутри нас, это было неожиданное открытие. Плитки, двери и окна - снаружи, а теорема Пифагора - внутри.

Я задал детям вопрос: "А ваша школа в каком Космосе?"

Второклассники убеждённо заявили: "В первом. Взрослым второй Космос вообще не интересен. Никому не важно, что у нас там. За всё время пока мы здесь Вы первый, кто про это спросил".

А это была необычная школа, удивительная. Организаторы начинили её потрясающими программами - тремя видами живописи, тремя видами музыки, мифологией, двумя иностранными языками, ментальной арифметикой, казалось бы всё создано для развития детей. А оказывается, что для учеников всё это богатство из внешнего для них Космоса - чуть чужое. Оно не переходит в ноосферу, а воспринимается ребёнком как мёртвая материя.

Как только я осознал, что образовательная поляна на самом деле находится в Космосе-2, мне становятся интересными связи с внешним миром. Я начинаю догадываться, что математика - не для ЕГЭ, это часть моего мира. Я могу вступать в диалог с Сократом и Пифагором, потому что они - часть моего мира. И всё, больше не нужны разговоры про "мотивацию". С этого мгновения образование становится моей внутренней потребностью, меня не надо мотивировать к своим внутренним потребностям.

А через некоторое время ученики достроили этот образ до Космоса-3, в котором объединяются первые два. Мир един, вот что удивительно. Так всё просто на самом деле! Мы одной крови даже с Космосом-1.

3. Идея власти

Власть – это способность или возможность кого-либо (индивида или группы индивидов) оказывать доминирующее влияние на поведение, решения и действия других индивидов и групп в социальной среде.

Власть как идея доминирования одних организмов над другими - это не изобретение человечества, а скопированный механизм, созданный самой природой за миллиард лет до нынешнего (очередного) конца света.

Власть не стоит путать с управлением, организацией, руководством.

Управление - это другая форма реализации замыслов, она в известной степени есть отказ от власти в пользу реализации осмысленных стратегий. Управляют открыто. Доминируют скрытно.

-4

Создателями первой модели власти можно по праву считать первых жителей Земли - вирусов. Механизм власти в животном мире лежит в основе эволюции: выживает сильнейший. Если можешь - подчини себе ближнего своего. Не сможешь - он тебя подчинит.

Высшая цель любого организма - выжить любой ценой. Животные чаще доминируют над растениями, сильные - над слабыми, умные - над глупыми. Эта фрактальная нить не могла оборваться с появлением вида Homo Sapiens. "Царь природы" органично вобрал в себя эту идею.

На первых этапах этот инструмент тренировал рептильный мозг, пока не были сформированы лимбический мозг и неокортекс. Лимбический мозг смог создать более совершенные концепции. А для рептильного мозга идея власти - базовая.

Идея доминирования за миллионы лет эволюционировала на людях, утончалась, наращивала мелкие завитки в виде психотехник, СМИ, партийной системы, неструктурного воздействия на сознание, то есть на поведение, принятие решений, способ мышления.

-5

Поскольку этот механизм возникал первоначально на вирусах, он вобрал в себя природу носителя. Вирусная природа власти становится особенно очевидной в разгар пандемии. Сила вирусов нарастает на слабых организмах и ослабевает при встрече с сильным иммунитетом. Властные люди ведут себя точно так же. Любой хулиган в подворотне, не изучавший ни вирусологию, ни НЛП, знает, что в начале контакта надо пробить оборону, подавить дух сопротивления. Так автоматически срабатывает вирусная модель.

4. Рыночная экономика, рыночная политика, рыночное образование

Вирусной модели общества и власти - миллиард лет. Она - само совершенство, ведь это творение природы.

-6

Эта модель легла в основу свободного рынка ("Боливар не вынесет двоих"), политической конкуренции, во многом она составила основу современной системы псевдоуправления обществом.

Экономика дурака, политика дурака, любое манипулирование электоратом - отсюда же. Вершиной вирусной модели безусловно является школьная классно-урочная система, образование дурака в самом худшем смысле этого слова. Даже не дурака, а идиота, психопата, мечтающего о власти.

Ошибка многих гуманистов состоит в наивном ожидании от власти проявлений человеческого начала. Властность опирается на другую - вирусную модель поведения. Мода, PR, маркетинг, масс-культура, современная школа - это всё завитки той же фрактальной нити, заложенной вирусами. Это не плохо и не хорошо, давайте просто и безоценочно понимать истинную - вирусную - природу современного социума.

-7

Во время недавней «пандемии», про которую уже начали забывать, в Москве была создана идеальная среда для распространения коронавируса – конечно же, под видом борьбы с коронавирусной инфекцией. Толпы людей в метро, нацгвардейцы с минимальным набором средств защиты, система проверки пропусков, работающая на максимальный охват населения, это не от глупости, а если и от глупости, то от той глупости, которая порождается вирусной природой власти. Рептилоидным типом сознания. Люди сидели в помещениях без свежего воздуха и без активных форм жизни, посещать парки было строго запрещено – это был такой изощренный способ оздоровления.

Подобное рождает подобное. Поэзия - от Пушкина. Хлеб - от дрожжей. Вирусы - от вирусной модели. Ничего другого от вирусной модели ждать не надо, не стоит даже тратить эмоции на обсуждение этого закона Природы.

На вирусной модели власти возникло вирусное - больное - образование. Эта версия образования вполне сознательно сконструирована как средство искажения первоначального замысла и предназначения Человека.

В этой версии создаются условия для разрушения восприятия человека и мира как целого. Вместо идеи целостности и развития- задача воспитания грамотного потребителя, вместо эстафетной передачи знаний между поколениями - продажа образовательных услуг. Так происходит подмена, вместо воспитания творца идёт массовое производство эгоистов, стремящихся к власти и стяжательству.

А потом удивляемся - как могли чиновники Министерства обороны наворовать миллиарды. Так их этому учили всю жизнь. Они и научились. Это лучшие ученики, у них хорошо воровать получилось.

5. Божественный фрактал

Кроме вирусной фрактальной нити человечество нет-нет, да воспроизводит более древнюю модель, связанную с сотворением мира. Идея творения-созидания, творчества, мышления - это божественный фрактал, который так же эволюционирует на земной цивилизации.

-8

Создаются гуманитарные и образовательные практики, зомбирование вытесняется образованием, власть - управлением, масс-культура - искусством. История этой фрактальной нити очень короткая, она пока не укрепилась в сознании, воспринимается как слабый росточек.

Фрактал творчества создаёт затруднения для носителей вирусной модели, поэтому встречает их яростное сопротивление. Рептильный мозг так реагирует, он не любит конкуренции. Уже лимбический мозг любит играть, общаться, ощущать эмоции. А рептильный мозг его подавляет, зная точно, что главное - выжить, в том числе за счет других. И лучше без эмоций.

Как работает социальный рептильный мозг? Закрываются лучшие школы, убиваются на дуэлях лучшие поэты, компрометируются лучшие социальные проекты. Через какое-то время после ухода Виктора Шаталова, Михаила Щетинина, Александра Тубельского, Симона Соловейчика общество вдруг спохватывается и начинает сожалеть о том, что недопоняли, недооценили, не задали нужного вопроса, не поддержали… На этом всё обычно и заканчивается. Точно так же когда-то недопоняли и недоспросили Пушкина, Чехова, Шукшина...

С высшей божественной стратегией образования мира последние тысячи лет ведётся необъявленная война. В явном виде. Нельзя не замечать.

6. А теперь контрольный вопрос для тех, кто смог дочитать.

Можете продолжить идею единства на эти две "враждебные" фрактальные нити? Принцип единства не знает исключений, а если и знает, то тут же поглощает их.

-9

Дао поглотит любые противоречия. Как примирить базовую идею вирусного общества и образовательные практики развития?

Как на одной планете, а часто - в одном сознании могут совмещаться НЛП-управление и целостное образование? Бизнес-модели и гуманитарные практики? Самоизоляция и оздоровление? Психоанализ и стратегия овладения собственным сознанием?

Не найдём решения - подойдём ещё ближе к решающей третьей мировой войне. Она точно поглотит всё и даст направление следующему витку эволюции. Но это произойдёт уже без нас.

7. Власть и управление в образовании

Рассмотрим формальную структуру деятельности.

Структура деятельности
Структура деятельности

Эта простая схема позволяет исследовать любую деятельность, в том числе - учебную. Проанализируйте, чем из этого набора элементов владеет ученик? Хороший, ответственный ученик в обычной школе.

Цели? Нет, мал ещё цели образования назначать.

Подбор материалов? Нет, материалы на урок выбирает учитель, он это лучше умеет делать.

Выбор средств учебной деятельности? Нет, учитель подскажет эти средства. А если ты не тем способом решил задачу - получишь замечание и низкую оценку. Надо - тем способом.

Рефлексия? Да ну, что это за зверь такой. Не пугайте.

Может быть ученик умеет планировать учебный процесс? Очень сомнительно. У нас и министр-то не очень умеет это делать.

Выходит, что учебная деятельность в школе в лучшем случае принадлежит учителю, если она вообще развёрнута, эта деятельность. Ученик ещё мал и глуп, чтобы ему доверять такие вещи. Подрастёт лет до 30 - начнёт учиться. Ну, такая концепция доминирует, я не виноват.

Но крепче всего из этого набора учитель удерживает этаж "Контроль и оценка". Отдать ученику эти инструменты даже во временное пользования - это означает какое-то ослабление педагогической власти. Аргумент простой: "Как ученик может себя контролировать и оценивать? Он же дитя неразумное. Школу закончит - пусть себя оценивает."

Между тем, образовательная технология, предполагающая передачу ученикам функции контроля и оценки давно существует. Точнее сказать, их несколько, таких технологий. Я знаю штук десять. Они прошли экспериментальную проверку, они дают блестящие результаты... Но они мешают рептилоидному типу сознания, поэтому пока не актуальны.

Управлять собственным образованием - означает ломать фундамент вирусной модели власти и встраиваться в ноосферу.

Одна из задач целостного образования - научиться управлять своим образованием, создавать, прокладывать собственный образовательный маршрут, осознавать своё предназначение, ориентируясь на природу ноосферы.

Необходимое заключение. Особенность современной эпохи

Автор ни в коем случае не выступает против власти, тем более власти законной, большей глупости сейчас придумать невозможно. Пишу это не из опаски попасть под статью УК, а вполне искренне. Без целостного образования отказ от власти приводит к деградации и разрухе. Убеждён, что в ближайшие годы и десятилетия нам нужна крепкая власть и сильное как никогда государство. Более того, надо понимать, что в последние четверть века у нас практически не было государства. Об этом отдельно как-нибудь поговорим, не сейчас. Да и не моя это тема.

Сейчас мы говорим о возможном направлении общественного развития. Ключевой вопрос - останется ли власть преимущественно рептильного типа, либо начнёт приобретать черты лимбического мышления и тем более что-то возьмёт уже в третьем мозге, неокортексе.

У нас в курсе истории есть такой вопрос. Назовите имена двух человек, наиболее популярных в дореволюционной России. Тех, с кем огромное количество людей считало за честь просто поздороваться. Шапку снять перед ним. Кого на вокзалах могли встречать многотысячные толпы. Первый из них - это граф Лев Николаевич Толстой, про это мнгие знают.

А вот имя второго в этом списке многих удивит. А между тем его именем назван целый город в нашей стране. И ещё - десятки улиц. А даже одна из станций московского метрополитена. Этого человека трижды приглашали возглавить правительство России и всякий раз он давал отказ. Сначала его приглашал Николай II, затем В.Ленин, затем И.Сталин. Князь, учёный, исследователь тектонического строения Сибири, Центральной Азии и ледникового периода, историк, философ, публицист, писатель, эволюционист, создатель уникальной концепции управления без власти. Конечно же, это Пётр Алексеевич Кропоткин. Имя князя Кропоткина изрядко скомпрометировали махновским "Анархия - мать порядка". Само движение анархистов выше рептильного сознания не продвинулось.

Упомянул его в этой статье для того, чтобы показать основательность теории управляемого развития. Возможно, это очень отдалённая перспектива для нас, не берусь гадать. Но концепция очень содержательная и привлекательная.

Кажется, вопросов теперь стало больше, чем ответов. Но статью-то в любом случае надо закончить.

Задайте и вы вопрос, дорогие читатели.

Навигация

Перейти в начало

Концепция целостного образования

Ложь системы

Обучение мышлению

Обучение пониманию