Выдающийся грузинский композитор Гия Канчели родился ровно 89 лет назад
Визитной карточкой культового грузинского композитора были незабываемые мелодии из кинофильмов "Не горюй!", "Мимино", "Кин-дза-дза". Но это всего лишь, как говорится, капля не то что в море, а в океане огромного творчества по имени Гия Канчели.
Композитора часто называли "Маэстро тишины". Сам Гия Александрович всегда упоминал "звенящую тишину" в своей музыке – то прекрасное и удивительное явление, которое, по словам великого музыканта, способно остановить время.
Рождение гения
Парадоксально, но факт: Гия Канчели родился в семье не музыкантов, а заслуженного врача Грузии. Это произошло в далеком 1935 году, 10 августа, еще в Тифлисе.
Хотя в доме всегда существовала такая легенда – родителям музыкальную карьеру сына предрекли еще в роддоме. А точнее, акушерка сказала матери Канчели, что ее чадо станет гением музыки.
Канчели окончил музыкальную школу, затем геологический факультет Тбилисского университета. И лишь потом решил сделать музыку не своим хобби или профессией, а больше – превратить свою жизнь в музыку. Хотя это он поймет несколько позже.
- Канчели поступил в Тбилисскую консерваторию, которую окончил в 1963 году по классу композиции И. И. Туския. А с 1970 года уже начал преподавать в консерватории, в классе инструментовки. С 1971 года стал заведующим музыкальной частью Тбилисского театра имени Шота Руставели.
В 70-х годах Гия Канчели, как самая красивая стихия на планете, влился в музыку Грузии и всего мира.
Произведения Канчели в разное время были записаны такими коллективами, как Московский государственный симфонический оркестр, Национальный филармонический оркестр (Хельсинки), Государственный симфонический оркестр Грузии, Симфонический оркестр Радио Вены и многими другими.
Его музыку исполняли такие звезды музыки, как Юрий Башмет, Владимир Юровский, Деннис Рассел Дэвис, Эдвард Брюнне, Ян Гарбарек, Гидон Кремер и другие знаменитые исполнители.
В родном Театре Руставели маэстро принадлежит музыкальное оформление всемирно известных спектаклей "Кавказский меловой круг" Б. Брехта (1975), "Ричард III" У. Шекспира (1977). В разных театрах мира и в разное время он создал музыкальное оформление "Царя Эдипа" Софокла, "Тартюфа" Мольера и др.
Гия Канчели сначала перебрался в Германию, в Берлин, где жил с 1991 года и получил стипендию Немецкой академии искусств. А с 1995 года – в Антверпен (Бельгия) по приглашению Королевского филармонического оркестра Фландрии.
Примечательный факт: последние десятилетия оказались для него чуть ли не самыми плодотворными за всю карьеру – он написал более 20 симфонических и камерных сочинений, которые исполняются в лучших концертных залах самыми известными музыкантами.
Среди них: "Lament" для скрипки, сопрано и оркестра, памяти Луиджи Ноно, посвященное Гидону Кремеру (1994), "Styx" для альта, хора и оркестра, посвященное Юрию Башмету, "Diplipito" для виолончели, контртенора и камерного оркестра (1997), "And farewell goes out sighing…" для скрипки, контртенора и оркестра по заказу Нью-йоркской филармонии (1999) и многие другие.
Кино и музыка Канчели
А потом в его жизнь пришло кино. Выдающийся композитор очень много работал в кинематографе. Фильмы "Необыкновенная выставка", "Не горюй!", "Кувшин", "Когда зацвел миндаль", "Чудаки", "Мимино", "Несколько интервью по личным вопросам", "Мачеха Саманишвили", "Ханума", "Голубые горы, или неправдоподобная история", "Кин-дза-дза!", "Житие Дон Кихота и Санчо", "Паспорт" – всего не перечислить, не вспомнить и не объять.
Во всех этих картинах жила, живет и будет жить вечно частичка Гии Канчели, его пронзительная музыка.
"Я написал музыку более чем к пятидесяти картинам, – вспоминал маэстро. – С Данелия мы часто разговариваем по телефону. Ему исполнилось 87, мне скоро будет 83. Он мне говорит: "Я, естественно, уйду раньше тебя, поскольку я старше. Но когда ты туда попадешь, то ни в коем случае не иди налево. Пойди направо, я там тебя буду ждать", – рассказывал несколько лет назад Канчели.
Так и произошло: Георгий Данелия ушел раньше, в апреле 2019 года. Канчели пережил Данелия всего на полгода. Очень хочется верить, что друзья действительно встретились там, направо...
Волшебство Канчели
Канчели говорил: "Мне часто задают вопрос: "Если вы такой счастливый человек, то почему вы пишете такую грустную музыку?" На что я обычно отвечаю: "А вы хотите, чтобы я был человеком несчастным и писал музыку радостную? В общем, я благодарен судьбе, подарившей мне так много радости и счастья".
Музыка Гии Канчели – временами воздушная и забавная, временами грустная и даже тоскливая. Она зависит от настроения мастера, а также от настроения людей, души, земли, прекрасных мгновений.
Сегодня ясно, как день, что Гия Канчели – самый известный грузинский композитор на планете. А еще – самый загадочный и несуетный, приручивший все голоса и звуки мироздания.
Музыка Канчели – как будто из наших сновидений. Иногда поражает своей дерзостью и игривостью, иногда селит в наших сердцах светлую грусть Феллини, а порой и чаще всего – волшебство. Этот композитор будто знает все тайны бытия и в каждом своем произведении шепчет об этих тайнах нам через музыку.
Канчели – счастливый человек
Гия Александрович был счастливым человеком. В работе – всемирное признание, в личной жизни – верная любовь, у него было двое детей и четверо внуков. Со своей супругой, которая была для него больше чем просто женой – другом, ассистентом, музой, Канчели прожил более 50 лет.
Композитор говорил о своей половинке: "Между нами, кроме любви, всегда существовало огромное обоюдное уважение. У меня никогда не было возможности уделять время воспитанию детей. Я пропадал либо на киностудии, либо в театре. Месяцами работал в домах творчества. Мне неловко сейчас говорить о моих детях. Но если они получились такими, какие они есть, – это, конечно же, заслуга Люли".
Канчели как-то сказал, что если уж уйти с этой земли, то уйти счастливо: "Очень хочется уйти так, как это бывает у людей счастливых, – во сне. Или даже наяву, как это было с моей мамой. Мы обедали, и вдруг в один миг она ушла из жизни. Вот это счастливая смерть…"
Гия Канчели вошел в историю музыки как композитор-космополит. Но многие слышали в его музыке, прежде всего, грузинскую ее душу. Хотя по собственному признанию Гии Александровича он никогда не стремился отобразить в своих произведениях Грузию, она просто жила в его крови и дыхании.
Канчели восхищался грузинской полифонией, боготворил грузинский фольклор, и в то же время его музыка была предельно индивидуальной, такой "канчелевской".
Грузия и Гия Канчели неразделимы. Не только потому, что именно наша страна подарила миру такое явление, как Гия Канчели. Нет. А потому, что, слушая Канчели, слушаешь Грузию, и наоборот, и так до бесконечности, в которой Канчели – это абсолютная величина красоты и вечности.