Найти в Дзене
ФотоЕдуДалеко

10 примечательных храмов Крыма (2).

Была мной написана ранее статья с таким же названием, но без цифры 2. И вызвала она весьма большой интерес подписчиков, но однако вызвала и замечания, о том что следовало бы упомянуть и другие храмы в Крыму, не менее достойные. Вот и решил я эту тему продолжить. Так что, вашему внимаю предлагается еще десять храмов. Ну и дальше я эту работу продолжу. Храмы бывают не только очень старые и намоленные, с великой историей. Но и совсем новые, однако с такой уютной аурой и появившиеся трудами правильных и целеустремленных людей. Храмы, появившиеся в очень нужное время в нужном месте. Такова церковь Георгия Победоносца в поселке Солнечногорское, что под Алуштой. Церковь совсем неизвестна за пределами поселка, но очень колоритна. Расположена она по адресу - село Солнечногорское, улица Коцюбинского, 1. Сам приход в Солнечногорском зарегистрирован лишь в декабре 2004 года. Селение здесь с незапамятных времен, есть версия, что греческое поселение под названием Ксеро-Потамо было основано в 9—10-

Была мной написана ранее статья с таким же названием, но без цифры 2. И вызвала она весьма большой интерес подписчиков, но однако вызвала и замечания, о том что следовало бы упомянуть и другие храмы в Крыму, не менее достойные. Вот и решил я эту тему продолжить. Так что, вашему внимаю предлагается еще десять храмов. Ну и дальше я эту работу продолжу.

Храмы бывают не только очень старые и намоленные, с великой историей. Но и совсем новые, однако с такой уютной аурой и появившиеся трудами правильных и целеустремленных людей. Храмы, появившиеся в очень нужное время в нужном месте.

Такова церковь Георгия Победоносца в поселке Солнечногорское, что под Алуштой. Церковь совсем неизвестна за пределами поселка, но очень колоритна. Расположена она по адресу - село Солнечногорское, улица Коцюбинского, 1.

-2
-3

Сам приход в Солнечногорском зарегистрирован лишь в декабре 2004 года. Селение здесь с незапамятных времен, есть версия, что греческое поселение под названием Ксеро-Потамо было основано в 9—10-х веках. Потом названия неоднократно менялись, а нынешнее появилось после 1945 года, когда была переименована очередная татарская деревушка.

-4
-5

Не такая уж частая история для довольно большого населенного пункта, но своей церкви в Солнечногорском на тот момент не было и молились люди в каком-то клубе. В 2005 году некий обеспеченный человек на свои средства откупил половину жилого дома и в этом строении была устроена церковь. Появилась черепичная крыша, главка. Звонницу соорудили рядом. Оставшуюся у хозяев часть дома так же планируют выкупить, но пока этого не произошло, храм ютится на тех площадях что есть. Дворик ухожен, все чистенько, уютно и благостно. И выглядит фотогенично. А еще у батюшки отца Андрея, прямо-таки ярко выраженная библейская внешность - один в один Иисус Христос с картин Рафаэля.

А вот церковь Святого Николая Чудотворца в Ялте, это храм для морских офицеров и нижних чинов Российской Империи, которым не повезло заболеть одной из самых опасных болезней начала 20 века – туберкулезом.

-6

Здесь в Ялте, на Поликуровском холме по инициативе императрицы Александры Федоровны в 1914 году построили военный санаторий для лечения это страшной болезни.

Санаторию было присвоено имя императора Александра III, а все корпуса санатория назвали именами детей царской семьи. Заведение и в наше время действует по профилю, только название сменило, теперь это «Ялтинский НИИ физических методов лечения и медицинской климатологии им. И.М.Сеченова». В таком месте, конечно, нужна была церковь - больные нуждались в молитвах, причащении, исповедании, а покойные в отпевании. Храм был построен в 1916 году. Автор проекта - московский архитектор Владимир Николаевич Максимов. К тому времени Максимов сформировался, как мастер строительства храмов в неорусском стиле, одно время он даже работал под руководством Алексея Щусева. Судьба по нему тоже прошлась неласково - в 1932 году его арестовали по делу Серафима (Звездинского) и присудили три года исправительно-трудовых лагерей. Обвинение было в духе времени - «принадлежность и активное участие в организации „Истинно православная церковь“». Хотя срок для тех времен, надо сказать, детский.

Ну а пока, в 1916-м при проектировании решено было создать церковь в том самом неорусском стиле. Купола на стройных барабанах, обводы в духе новгородско-псковской архитектурной школы, иконные образа 17-го века. Иконы в храм отбирала специальная комиссия во главе с профессором Ф. Мишуковым. Так же, написанные новгородскими и псковскими иконописцами. После революции некоторое время храм даже был музеем древнерусских икон. Церковь закрыли в 1939 году. Использовали, как было модно в те времена - «в хозяйственных целях».

В 90-х годах храм отремонтировали, вернули ему купол и крест, вновь освятили, но уже во имя Святого Николая Чудотворца и мученицы Царицы Александры. А в 2002 году появился пещерный храм-крипта в честь Новомучеников и Исповедников Российских, есть воскресная школа. 18 октября 2016 года храм отпраздновал свое столетие.

На подходе к старинной части Алупки стоит храм Святого Архистратига Михаила. Первый храм здесь в 1820 году построил архитектор Филипп Эльсон. Построил на средства графа Михаила Воронцова - граф обустраивал здесь свое имение, а какое же серьезное имение без храма. В архитектурном отношении, это прямоугольное здание, которое со всех сторон окружает колоннада. Строение сильно напоминало известный храм Парфенон, что в Афинах. Но Крым - место с чрезвычайно сложным рельефом и грунтами, так что по прошествии времени оползни разрушили церковь.

-7
-8

Новый храм построили немного в стороне, возле кладбища, в центре города в 1908 году, дабы он не повторил судьбу прежнего. Архитектором на этот раз был Оскар Эмильевич Вегенер, личность в здешних краях известная. Храм был воздвигнут в форме креста о пяти золотых куполах. Трехгранной аспидой выступал алтарь. Самый доступный тогда в Крыму строительный материал – гаспринский, либо инкерманский известняк пригодился и здесь. Люстру для храма изготовили ялтинские мастера, иконостас - Санкт-Петербургские. Цветные витражи в окнах и сейчас на месте и когда погода солнечная, то внутри церкви радужный цвет играет совершенно волшебными переливами.

После 1922 года храм, как и большинство его собратьев был разграблен, а в 1927 году еще и сильно разрушен в результате землетрясения. В таком состоянии храм простоял больше 60 лет, вернули его прихожанам в 1990 году и провели какую-то реставрацию. Трудно сказать какую, но сейчас она вновь происходит и фронт работ видно, что грандиозный. Хотя, какие-то методы этой реставрации, на мой взгляд, спорные - очень уж он теперь новоделом начинает выглядеть. А аутентичная старая кладка скрывается за новой штукатуркой. Но тапки в меня за это прошу не кидать, может он когда-то таким оштукатуренным и был, на старых фото не видно.

Сейчас мы перейдем к Евпатории, там целая гроздь таких жемчужин.

Начнем мы с православного Собора Святителя Николая Чудотворца. Стоит он по адресу - Тучина, 2.

-9

Церковь создана на исходе 19 века в стиле древнего Софийского собора в Константинополе. В память об освобождении города после Крымской войны от английских и прочих «друзей». Собор - очевидная архитектурная доминанта и историческая достопримечательность города. Прежний главный собор Евпатории – Никольская церковь, что была построена в 1805 году, сильно пострадала в ходе боёв и прихожане нуждались в новом православном храме. Примечательно, что деньги собирали в городе всем миром – к этому процессу подключились даже караимская, еврейская, мусульманская, армянская и греческая общины. Ну и городская казна поучаствовала. Проектировал здание архитектор Александр Бернардацци. Архитектор заслуженный - помимо Собора Николая Чудотворца, он построил немало хорошо известных зданий –Одесскую государственную филармонию, Собор Святой Феодоры из Сихлы и Синадиновскую церковь в Кишиневе, Масонский дом в Одессе, Ратушу Кишинева. А так же, множество проектов в Кавказских Минеральных Водах, к сожалению, по большей частью нереализованных. В общем – незаурядный специалист...

Освятили храм в 1899 году.

При СССР в церкви находилась художественная мастерская и склад для хранения пшеницы. Открыли снова храм, что интересно, во время немецкой оккупации. Кстати, таких фактов случалось немало – видимо у немцев это была такая формы работы с населением.

Внешний облик храма к нашему времени остался без изменений, но, значительная часть первоначального убранства – оригинальные росписи купола, стен и сводов, иконостас, люстры были утрачены.

А напротив Никольского собора, через улицу - мечеть Джума-Хан-Джами.

-10
-11

Мечеть примечательная. Заложил ее Девлет-Гирей в 1552 году. Не сам, само собой, заложил - автором проекта был архитектор Ходжа Синан. Грек по происхождению, однако, подданный Турции - Ходжа Синан построил немало зданий в Стамбуле. В Гезлёве, которым тогда была Евпатория, он построил самую красивую мечеть в Крыму, которая по своим очертаниям весьма созвучна византийской Святой Софии.

А еще в ней, образно выражаясь, «короновался» каждый новый крымский хан. Когда они возвращались из Турции с разрешением на правление, то первым делом посещали мечеть Джума-Джами, благодарили Аллаха за успех и расписывались в особом акте. Подписали тот акт восемнадцать ханов, хотя сам он к настоящему времени не сохранился.

Годы были не всегда благосклонны к Джума-Джами, были разрушены минареты, один - в конце 18-го, а другой - в начале 19-го века.

Ситуация нетипична, но советская власть к мечети, отнеслась с почтением, как к архитектурному памятнику. В ней был создан музей, были проведены реставрационные работы в точном соответствии с научными данными. Позднейшие архитектурные излишества были удалены, разрушенные минареты восстановлены и мечети вернули первоначальный вид. Сейчас это купольное здание с главным куполом 11 метров в диаметре и 22 метров высотой. В верхней части имеется 16 окон, с цветными витражами. Различия между теплыми и холодными цветами призваны символизировать времена года, начало, расцвет и угасание жизни.

Сейчас мечеть снова стала действующей. И что необычно, Джума-Джами доступна для посещения людьми, не исповедующими ислам.

Еще одно необычное место – караимские кенасы.

-12
-13
-14
-15

Мы несколько раз были в Евпатории, но попасть туда по разным причинам не удавалось. Но в этот раз, наконец, все сложилось должным образом. Комплекс находится на улице Караимской, 26. Занимает он четверть гектара, здесь есть здания Большой и Малой кенасы (караимских молитвенных домов), здание религиозной школы, именуемой - мидраш, благотворительная столовая, хозяйственное подворье и нескольких внутренних двориков. Дворики носят витиеватые названия – Мемориальный, Виноградный, Мраморный, Ожидания молитвы и Ритуальный. Это центр религиозной жизни караимов города Евпатории, а начиная с 1837 года, это духовный центр вообще всех караимов России.

Построены Большая и Малая кенасы были по проекту Самуила и Соломона Бабовичей. Произошло это в начале 19 века. Обе кенасы представляют из себя здания с окнами в два уровня, или на языке строителей - в два света. Только в Большой кенасе верхние окна стрельчатые, а в Малой — полукруглые. Вход в здания выполнен в форме стрельчатых арок, с искусной каменной резьбой, а кровля черепичная и четырехскатная. В 1825 году кенасы посетил император Александр I. В память об этом примечательном событии в комплексе установлен мраморный обелиск. Еще стоит обратить внимание на первую букву в слове «Император». Это… латинская N. Мастер перепутал эти две буквы - к кириллице тогда караимы только привыкали. Когда разглядели, переделывать уже не стали, дорого и долго выходило.

-16
-17

Центральные ворота кенас в стиле Ренессанс проектировал архитектор Евгений Исакович и закончили их к 1900-му году.

-18

Закрыли для богослужений кенасы в 1927 году, а открыли при немцах (как и Собор Святителя Николая Чудотворца). После освобождения Крыма Большую кенасу с согласия караимской общины передали под детский сад, а Малую кенасу (видимо уже без согласия общины) снова закрыли в 1959 году.

С 13 сентября 2005 года кенасы действуют, кроме того, доступны для посещения туристами.

И снова Евпатория.

В самом конце 19 века - в 1899 году греческая община Евпатории добилась от Думы выделения земли для строительства ещё одного православного храма – храма Святого Илии. Выделено для этого было 600 квадратных саженей, по современному - больше 2700 квадратных метров. Проектировал храм городской архитектор Адам Генрих. Деньги собирали долго, церковь была освящена лишь в 1918 году.

-19
-20

Построена она в греческом стиле, понятное дело, она же греческая. Купол стоит на восьмигранном барабане с фронтонами. Дополняют украшения тонкие пилястры, полуциркульные арки и тройные окна с витражами.

Храм оставался действующим некоторое время и после революции – многие прихожане были греческими подданными, оттого по политическим соображениям власти не рискнули закрыть его сразу. Но покоя он им не давал, сначала им мешал колокольный звон, который не гармонировал с социализмом. Колокола с колокольни сняли. Греки пожаловались в Москву своему консулу. полетели жалобы. Но потом в 1936 году храм таки закрыли. Политическая ситуация поменялась и всем стало все равно, что подумает Греция.

Есть на стене церкви след от снаряда. Но виноват в этом не германский крейсер «Бреслау», на который грешат в некоторых источниках. Все проще - здесь, на этой набережной в 1942 году происходила высадка Евпаторийского десанта. Во время высадки необходимо было подавить огнем с кораблей немецкий пулеметный расчет. Так что, это отметина того боя.

-21

Стоит у церкви Памятный крест. С надписью: «Поставлен сей Честный Крест во имя Святые Троицы в память о 40 расстрелянных и 800 казнённых большевиками на кораблях „Трувор“ и „Румыния“ в Евпатории в марте 1918 года и всех новомучеников во время лютых гонений за веру и Отчизну пострадавших....". Ну да, времена такие были.

Совсем недавно – весной этого года в комплексе Генуэзской крепости Феодосия восстановили средневековый храм - церковь Святого Дмитрия Солунского XIV века. Есть версия о том что, что храм когда-то расписывал легендарный Феофан Грек, который был здесь проездом из Константинополя в Новгород.

-22
-23

Работы по реставрации и благоустройству территории полностью профинансировал негосударственный благотворительный фонд Алины Кабаевой. Вот такому применению фондов с именами известных людей я готов аплодировать стоя. А Федор Конюхов добыл для церкви древний крест с мощами Дмитрия Солунского. Крест этот, искренне надеюсь, добытый совершенно законным образом, Конюхов привез из какого-то храма в Сирии, разрушенного местными бармалеями.

Храм - одноапсидная базилика, у нее коробовый свод на подпружных арках, семь на восемь метров. Возведен из бутового камня без какой-либо облицовки под двускатной черепичной крышей.

Кроме храма здесь еще есть Армянский фонтан ХV века и скала-памятник, которую открыл врач К. Белиловский в 1915 году возле минерального источника «Кафа». Вода вкусная, мы тоже набрали, емкость только необходимо иметь свою - в храме не продают.

-24

-25

Феодосия, это ведь еще и Айвазовский. Он здесь жил, творил, здесь же и упокоился. Похоронен в церкви Сурб Саркис – по-русски - Святого Сергия (не знал, что Саркис, это Сергей).

-26
-27

А еще, изначально он Ованнес Айвазян, Айвазовским он стал позже. Потому и похоронен Иван Константинович во дворе феодосийской средневековой армянской церкви. Здесь, на его могиле, на стенке саркофага высечено изречение историка 5 века Мовсеса Хоренаци - «Рождённый смертным, оставил по себе бессмертную память».

-28

Храм сооружен в 1330 году и это самый старый армянский храм города. Советская власть отчасти заигрывала с национальностями (ну, кроме русских) так что, в 60 годах двадцатого века церковь была отреставрирована. Храм Сурб Саркис в своей истории часто перестраивался, а потому имеет весьма сложный внутренний план и объемно-пространственное решение. Стены церкви возведены из больших блоков известняка, а изнутри и снаружи в них вмурованы мраморные и известняковые хачкары, причем некоторые из них сильно старше самого храма. Есть они и снаружи. Вот этот, например, во имя памяти геноцида армянского народа в Османской империи.

-29

Сохранилась звонница, которую встроили в ту часть портала, который в старину образовывал одно целое с храмом. Место очень приятное и благостное.

Ну и снова Феодосия - храм Всех Святых.

-30

Это - целый храмовый комплекс. Находится он неподалеку от автостанции. Изначально, храм был возведен в качестве кладбищенской церкви при городском кладбище в 1884 году. Строил его отставной инженер-капитан русского флота Матвей Соломонович Нич. На этом же кладбище впоследствии он и был погребён. Кладбище и сейчас здесь, по соседству и судя по надгробиям, похоронено на нем очень много офицеров. Тут еще имеется храм Святителя Николая, но сейчас он на каком-то большом ремонте, если судить по огромной куче стройматериалов внутри.

Есть музей-часовня Крымской войны. Как-то до этого мне не доводилось видеть музея в часовне.

-31

Очень интересна часовня-склеп князей Чернецких на территории храма Всех Святых. Меня она поразила своей отделкой из майолики, которая вызывает какое-то чувство уюта и тепла. Здесь она бесподобна.

-32

-33
-34

Ну и всем приятных прогулок. Все фото мои. Спасибо за лайки и не забывайте подписываться, так мне будет легче рассказать вам что-нибудь новое и интересное.

Это вторая моя статья в этом цикле. Первую можно посмотреть здесь (в комментариях много возмущенных упоминаний, что не написал о не менее, а то и более интересных храмах): 10 примечательных храмов Крыма

Крым
652,3 тыс интересуются