Найти тему

Эмоции детей: верить ли им?

Здоровому ребенку по-настоящему плохо бывает крайне редко. Чаще ребенок изображает «плохо», чтобы получить что-то от взрослого. А значит, нужно научиться распознавать показушные страдания, и чтобы на них не вестись, и чтобы отучать ребенка от дурной привычки играть несчастного. Перечислим признаки, которые могут вам подсказать: ребенок только разыгрывает страдание или действительно нуждается в нашей помощи и поддержке?

Картинка с просторов интернета
Картинка с просторов интернета

Все будет понятно из жизненных ситуаций, слушайте...

Рассказ студента УПП:

Внучке 3 года, я зимой повел ее кататься на санках с горки. Внучка скатилась с горки, санки перевернулись. Вижу — упала, лежит, барахтается в снегу, не плачет. Спускаюсь с горки, подхожу к ней. Она на меня спокойно смотрит, перестает барахтаться и начинает плакать. Как так? Не плакала же!. Получается, что сама по себе внучка готова была справляться с ситуацией, как могла. Но поскольку подошел дед — она решила, что надо сменить тактику: поплакать, чтобы ее подняли, отряхнули от снега и посадили обратно в санки.

Если ребенок не плачет без взрослого и начинает плакать при появлении взрослого — это плач, направленный на взрослого, показушный плач.

Другая ситуация, в гостях.

В комнате было нас трое: я, племяшка два года и другая малышка того же возраста. Племяшка чем-то зацепила подружку, та ее в ответ укусила. Племяшке больно, следствие — плач. Первое ее движение в состояние плача было в мою сторону, но я смотрел на нее спокойно, не жалел. Она постояла, видимо вспомнила, что я пару раз уже не реагировал на ее плач, тогда она бежит к маме. Мама начинает жалеть ее и дает ее вкусненькое. Плач прекращается мгновенно, ребенок с удовольствием жует колбаску...

Если ребенок выбирает, кому плакать — это очевидным образом плач, направленный на взрослого. Манипулятивный плач.

Если ребенку грозит наказание, но плач может его от наказания спасти, то плач ребенка в такой ситуации — как правило, сделанный плач.

Можно сформулировать это в более общей форме:

Наличие выгоды

Если от плача у ребенка есть выгода — скорее, ребенок плачет именно из-за выгоды.

Если ребенку что-то не понравилось, если ему что-то надо, и он начинает орать в плаче, — видимо, это плач манипулятивный. Если же ребенок обычно без серьезных причин не плачет, а сейчас сильно ударился и плачет, хотя выгоды у него от этого нет — видимо, это честный плач.

Когда ребенок плачет искренне, он не оценивает, как это влияет на маму. Если же ребенок маму постоянно «мониторит» и добавляет к своему плачу жалость, мольбы, крик или телодвижения, подбирая то, что в данный момент на маму действует лучше, перед нами фальшивка.

Когда ребенок плачет, следите за глазами ребенка: если ребенок подсматривает за реакцией родителей, тем более когда он подбирает плач под нужную реакцию родителей — вы видите сделанный плач.

Кстати, с этим связан следующий очень важный признак —

Скорость переключения

Если у ребенка внутри настоящая беда, то мгновенно остановиться он не сможет. Он может пытаться, но справиться сразу сложно, и он успокаивается постепенно. И уж точно не будет после этого еще раз заплакал — остановился — еще поплакал — задумался и так далее страдания с перерывом на «отдохнуть». Если вы видите быстрые переключения «включил — выключил», то, скорее всего, ваше сокровище пытается вас надуть.

Как начинается плач

Настоящий плач непредсказуемый, начинается внезапно. Часто перед самым плачем какое-то микро-замирание, потом — слезы, потом крик. Крик, кстати, не всегда громкий. Он как бы после слез.

Маленькие дети, лет до 4-5 — в большинстве своем немного наивные актеры. Когда ребенок собирается плакать намеренно, он начинает фальшиво: он просто орет, вначале без слез, но сразу с самой противной интонацией. Слезы у него добавляются позже, для этого ему надо сначала «скукожить» лицо и издать какой-то жалостливый звук. Практически всегда обязателен контакт глазами с мамой! Как только он понял, что его видят, он начинает «раскачивать» себя, слезы лить, громкость увеличивать, добавлять телодвижения. Ребенок топает, приседает, хватает маму, садится на пол и учиняет прочие безобразия.

Вы поняли — перед вами театр.

Желание успокоиться

Когда ребенку действительно плохо — ему это не нравится, из этого состояния хочется поскорее выйти. Когда искренне рыдающему ребенку помогают успокоиться — он старается успокоиться: старается подышать, пробует убрать слезы и пытается говорить внятно. Если вы это наблюдаете, скорее всего, перед вами настоящий плач. А вот фальшивые слезы ни один ребенок даже не будет пытаться убирать, наоборот: если вы попросите его успокоиться, он увеличит громкость и жалостливость своего несчастного плача!

Просто спросите

На удивление, если спросить малыша: «кому ты плачешь?» или «зачем ты плачешь? Чего добиваешься?», то ребенок в 3-4 года честно и рассудительно вам ответит. Если малыш не захочет ответить вам, отправьте к нему своего ребенка, пусть спросит он — ему, скорее всего, малыш ответит. Чаще всего ответ малыша звучит так: «Я не тебе плачу! Я маме плачу, почему она сестре мороженое купила, а мне нет?»

Проверяйте!

Итого: наблюдайте, изучайте, собирайте статистику. А потому думайте и принимайте решение — стоит ли подчиняться каждому нытью вашего чада?

-2
Расписание тренингов Университета практической психологии