Найти тему

О «странностях» статистики авиационных катастроф

Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников

Когда-то, очень давно меня поразила одна из статей С.Б. Переслегина «О поведении статистики «рекордов» авиационных катастроф» о том, что со статистикой авиационных катастроф, что-то не так. И действительно, приведенные цифры и графики «убедительно» показывали, что есть некоторые мало… или не совсем необъяснимые закономерности.
Ссылка:
https://archipelag.ru/authors/pereslegin?library=2793
На тот момент, статья произвела на меня впечатление, однако ещё тогда возник вопрос, почему данное исследование заканчивается в некоторых случаях 1997 или 2000 г., ведь на дворе уже… 2024 г. Почему, данное исследование не имело продолжение?

Не так давно, на Афершоке появилась статья «Краткое пособие для журналиста-чайника. Авиакатастрофы» (
https://aftershock.news/?q=comment/16923049#comment-1.. ). Автор «ВаНик», летчик с 40 летним стажем и я не удержался и спросил его про вышеприведенную статью С. Переслегина на что он мне ответил:

«Думаю, что требует более тщательного изучения (на нашем с Вами уровне), которое обязательно выявит причины скачков. Оперировать подобным: «заставляет предполагать ту или иную форму внешнего вмешательства - со стороны некоего Динамического Сюжета либо иных Сил», мне кажется вполне ничтожным. :)

Тот факт, что в ноябре «не разбиваются» самолеты он «объяснил» с ходу:

«Вот, навскидку, например, в наших широтах (РФ, бывш.СССР) в ноябре, для авиации, наиболее сложные погодные условия -туманы, переменные осадки (дождь может резко смениться снегом и обратно), неоднократные переходы температуры через 0, сильные и порывистые ветра; а всё это ведёт к более тщательному подходу лётным составом к подготовке и непосредственному выполнению полёта, а более тщательная подготовка и отношение ведёт к уменьшению инцидентов.
На собственном опыте, в силу исполняемых мной должностных обязанностей, обязан был знакомиться и анализировать расшифровки СОК (средств объективного контроля, попросту - информацию из «чёрных ящиков»), так вот, например, «грубые посадки» (с
превышением допустимых, но нежелательных перегрузок) чаще отмечались в ясную тихую погоду днём летом - расслабуха, а в ноябре, ночью, при порывистом ветре в пургу, таких приземлений почти не наблюдалось – а потому, что экипаж максимально сосредоточен и внимателен.»

По другому графику с «плато и резкими скачками», тов. «ВаНик» высказал следующие предположения:

- с середины 30-х годов прошлого века - лавинообразное увеличение коммерческих Полётов.

- начало 50-х - массовое освоение реактивной техники.

- конец 60-х - появление широкофюзеляжника (Боинг-747) и начало 70-х - существенное увеличение перевозок в больших провозных ёмкостях.

В общем, общение со знающим человеком (профессионалом) было интересно и полезно!

В связи с этим, возникают вопросы:

1. Интересный вопрос, а соответствуют ли приведенные в статье цифры реальным? Мне перепроверить сложно, а если не соответствуют, то зачем городить огород?
2. Если всё так «непонятно и таинственно», почему в дальнейшем не была рассмотрена статистика до с.г.? Понятно, что идет СВО, много других интересных тем, но именно эта тема начата и не закрыта.

Выводы:
Большей части приведенных в статье фактов можно найти объяснение. Этим просто надо заниматься не ссылаясь на «воздействие внешних сил».

© Аллавердян В.В., 2024

-2