С августа 2023 г. по август 2024 г. автора Дзена считали, что выплаты на Дзене идут за время, проведённое пользователями за чтением /просмотром контента.
Сейчас я покажу результаты моего эксперимента, и может быть авторы смогут чуть больше узнать о системе "минутной" монетизации на Дзене.
С помощью одного единственного 10-минутного видео, которое я использовал для проведения эксперимента по раскрытию секрета "вовлечённости":
Проблема в том, что у авторов очень много версий насчёт формулы времени вовлечённого просмотра (ВВП) на Дзене. Самые популярные из них:
▪️ ВВП - это только время просмотра ДО первого рекламного ролика;
▪️ ВВП - это время просмотра контента ДО первого рекламного ролика + длительность просмотра самого рекламного блока;
▪️ ВВП - это сумма времени, проведённого пользователями за просмотром рекламных блоков;
▪️ ВВП - это время просмотра контента ДО первого рекламного блока + время, проведённое за просмотром всех рекламных блоков в публикации.
Были даже версии, согласно которых в монетизационный зачёт идут максимально только первые 45 секунд, 1,5 мин. , 4 или 5 минут:
Правда кто из официальных лиц Дзена, где и когда объявлял о таком, я не смог найти. И никто другой мне такой информации не предоставил.
Зато в ходе данного эксперимента удалось поставить точку в этой версии. И теперь вне зависимости кто и где это объявлял, реальность оказалась иной.
Как я готовился к эксперименту, исходные данные
Перед тем, как объявить о начале эксперимента, я просмотрел довольно большое количество видео на Дзене различной длительности.
Я понимал, что выбор длины видео для эксперимента с одной стороны не должен слишком сильно напрягать читателей, на которых я и поставил основную ставку, но с другой стороны, длительность видео должна быть достаточной для обеспечения требуемого масштаба исследования.
Чтобы не получилось, что я исследую лишь "частный случай", потому что в таком случае ответы на многие вопросы, даже самые простые, по нынешней системе монетизации на Дзене остались бы открытыми.
Почему выбор длительности видео пал на 10-минутный ролик?
Как я уже говорил, пересмотрев накануне кучу различных видео на Дзене, я заметил, что в 10-минутных видео у меня отображается на всех типах устройств по 2 рекламных блока:
▪️Первый, длительностью около минуты, состоящий из 2 рекламных роликов, начинался на 45-й - 50-й секунде с начала воспроизведения;
▪️Второй, тоже общей длительностью около минуты, состоящий из 2 рекламных роликов, стартовал только после 9 минут и 15 секунд от начала воспроизведения.
Таким образом, только в 10-минутное видео помещалось более одного рекламного блока. А экспериментальное видео бОльшей длительности (чем 10 минут) смотреть довольно утомительно для читателей.
Вот она, золотая середина, 10 минут. Были и другие причины, которые вы увидите сами по ходу чтения этого материала.
Ход эксперимента
✅ Надо отметить, что читатели в целом хорошо справились с поставленной задачей, и "чистота эксперимента" оказалась приемлемой.
✅ Так же повезло, что более 80% просмотров пришлось на подписчиков в первый день эксперимента. Это позволяет надеяться, что результаты не смазаны.
✅ Видео рекомендовалось и рекомендуется в Дзен-лентах без ограничений, предупреждений в студии нет. Оно за пару дней набрало обычное количество показов для данного канала:
Однако, меня интересовала статистика именно первого дня размещения, потому что читатели по бОльшей части должны были просматривать видео в соответствии с моей инструкцией именно 8-го августа, в первый день размещения.
Ожидаемые сюрпризы от Дзена
В первый же день, когда я наблюдал за количеством просмотров, я заметил, что до 17-18 часов вечера просмотры росли, и максимально просмотров было 80.
Затем, после 18-00 началось самое интересное и ожидаемое мной: некоторые просмотры стали плавно "срезаться" антифрод-системой:
К ночи 8 числа от 80 просмотров осталось только 73. Как видите на скрине. На утро от них осталось только 69.
Но спустя два дня, когда алгоритмы всё ВВП пересчитали вдоль и поперёк, в итоге в минутный зачёт прошли лишь 62 просмотра. И сейчас я покажу самый главный скрин статистики за 8 число:
Итак, 62 просмотра видео вошло в итоговый минутный зачёт, из них 51 от подписчиков. И было оплачено как 426 минут вовлечённого просмотра.
Это означает, что в среднем пользователи просматривали за чуть менее 7 минут моё 10-минутное видео.
Соответственно, если в начале публикации вы запомнили несколько основных популярных версий от авторов насчёт ВВП, то два однозначных вывода уже сделали сами.
Результаты эксперимента, выводы
💼 Первый вывод: все версии от авторов о том, что в Дзене монетизируется какая-то максимальная фиксированная величина в минутах, например, 1,5 мин, 4 или даже 5, оказалась несостоятельной.
Потому что если 426 минут ВВП разделить на 62 зачётных просмотра, то получим 6,87. А подписчиковая вовлечённость (400:51) и вовсе около 8 минут. Но не 10:30, и даже не 9.
💼 Второй вывод: антифрод-система Дзена вырезает некоторые просмотры, не соответствующие алгоритмическому понятию "вовлечённые", не только из статистики подраздела "вовлеченного времени", но и выбрасывает эти дочитывания/просмотры из статистики студии вообще.
Это интересно, это уже новость лично для меня.
💼 Третий вывод: допущенные к монетизации просмотры, прошедшие антифрод-фильтры Дзена, допускаются не целиком, а могут дробиться по какому-то принципу.
Осталось только понять какие Дзен использует маркеры, метки, признаки для усечения пользовательского просмотра, несмотря на то, что он соответствует требованиям вовлечённости.
Почему среднее время одного просмотра получилось не 10, не 8 минут, а 6,87? Есть же к чему-то привязка?
Моё предположение сводится к тому, что такой привязкой является не только тот факт, что некоторые пользователи (скажем, пришедшие из ленты, и не читавшие мою инструкцию) банально не смогли досмотреть видео по разным причинам до конца, но и вилка смотрел/ не смотрел рекламные блоки во время просмотра.
Прямая привязка вовлечённости к просмотру рекламных блоков мне кажется вполне логичной. К тому же кто нам говорил о том, что фонд выплат авторам формируется из дохода от просмотра рекламы на Дзене?
Как бы грубо это не прозвучало, но Дзен-посетитель, по каким-то причинам не просматривающий рекламу на Дзене, судя по всему "не несёт ценности" , и автоматически выбрасывается из Дзен-статистики алгоритмами как спам-бот-фрод-элемент. 😵
Причём, если отталкиваться от того, что если пользователь просмотрел первый рекламный блок+часть видео от начала публикации до этого первого блока, то такой просмотр уже автоматически вовлечённый.
Можно предположить, что в таком случае 45 секунд сразу же идут в копилку монетизации автору. А вот если второй рекламный блок по какой-то причине он не досмотрел до конца, то просмотр всё-равно остаётся вовлечённым, однако время просмотра от 1-го рекламного блока до второго, а это более 8 минут, автоматически аннулируется.
Потому что есть предположение, что вовлечённый просмотр так или иначе должен быть связан и с просмотром рекламы.
💎 Соответственно, я предполагаю, что 18 просмотров, которые "исчезли" по вине антифрод-системы были выброшены из статистики только потому, что в этих просмотрах не было зафиксировано просмотра ни одного рекламного блока.
Причин может быть несколько: например, не все читатели знают, что если просматривать видео в Дзен-приложении, то там нет рекламы. Нет не потому что глюк, а нет, потому что так решили в Дзене.
Могут быть и другие причины, по которым пользователь не увидел рекламы в видео: нажал на "пропустить", или на компьютере был установлен блокировщик рекламы, завис интернет. Площадка, бывает, не может подобрать рекламный блок, и он не появился на экране в нужном месте в нужное время.
Видите? Один рекламный блок читатель попросту пропустил) Я конечно просил не делать этого в инструкции, но что сделано, то сделано. Я не в обиде. Просто если внимательно прочитать комментарии под тестовым видео, то выводы я могу сделать только такие.
Т.е. несколько читателей отписались, что таки да, рекламы не увидели вообще. А некоторые не отписались, но тоже не увидели. Но их очень мало, потому что процент досмотров от подписчиков более 80%.
Следовательно, такие просмотры были признаны алгоритмом "мусорными" и выброшены не только из ВВП - минут, но и из статистики вообще. Что и наблюдалось мной в течение дня.
А вот если пользователь не досмотрел до конца видео или промотал часть рекламы, например, второй блок, при этом просмотрел 1-ый блок, то тогда и происходит "главный мухлёж", именно он и коробит авторов, и в статистике наблюдается сильная просадка по среднему времени просмотра.
И из 10 минут в зачёт войдут либо 45 первых секунд, либо 45 секунд + минута просмотра рекламы. Это предстоит ещё установить.
Ну, вот, практически и всё, что я хотел сказать в этой публикации ✌️ Надеюсь, я не утомил вас рассуждениями...