Сатирик Михаил Задорнов в далёком 1988-ом году, во время одного из своих концертных выступлений, произнёс: - «Прав был бессмертный классик. В России две глобальные беды: дураки и дороги…». Ну, а после этого многие россияне принялись гадать: - «Что это за классик такой? Кого конкретно Михаил Николаевич имел в виду?». Назывались следующие кандидатуры: Николай Гоголь, Михаил Салтыков-Щедрин, Пётр Вяземский и некоторые другие исторические личности, включая даже Императора Николая Первого. Впрочем, авторитетные филологи уверены, что имела место быть определённая мистификация. В том плане, что данная фраза/сентенция была придумана самим сатириком, а «бессмертного классика» Михаил Задорнов вставил либо для солидности, либо из-за природной скромности… Как бы там ни было, но данное высказывание великого юмориста остаётся актуальным до сих пор. Так что у нас нынче – с дорогами и дураками? Попробуем разобраться…
Начнём, естественно, с дорог. В далёком 1812-ом году огромная французская армия вторглась на территорию России, и через некоторое время после этого Наполеон Бонапарт, ознакомившись с реальной ситуацией, задумчиво произнёс: - «В России нет дорог – есть только направления…». Во многом французский Император (чего, собственно, скрывать?), был прав: с дорогами в России всегда было достаточно напряжённо. И Андрей Громыко, глава Правительства СССР, в семидесятые годы прошлого века высказался по этой теме примерно так: - «О несбыточном можно лишь мечтать. Это я – про нашу дорожную отрасль. В неё надо вкладывать – в разы больше, чем мы вкладываем сейчас. Но пока, к сожалению, такой возможности нет…». А что у нас сейчас происходит с дорогами? Ну, ежели по-честному? Конечно, следует признать, что определённые подвижки в этом вопросе наблюдаются. Например, Москва окружена целой кучей широченных асфальтовых колец, оснащённых современными и достаточно комфортными развязками. Трасса «Дон», по большому счёту, очень даже симпатична. Как, впрочем, и строящаяся трасса «Москва – Казань». И, вообще, многие дороги «федерального значения» становятся всё более и более приличными. Это, что называется, с одной стороны. Вместе с тем, с другой стороны, в российской провинции большинство дорог так и остаются «направлениями»… И ещё парочка неприятностей «посетила» дороги российские. Во-первых, на сегодняшний день они являются – по стоимости возведения одного погонного метра (да и километра), – чуть ли не самыми дорогими в мире. А, во-вторых, нынче российская дорожная отрасль коррумпирована – до полной и нескончаемой невозможности. Многие из вас, наверное, ещё помнят телесюжет из Воронежа, показанный несколько лет тому назад и посвящённый аресту одного из руководителей «Росавтодора», который отвечал за строительство съездов с автотрассы «Дон». Там наличные деньги коррупционера, хранившиеся в цокольной части его загородного дома, грузовиками вывозили… Или же вспомним историю Вадима Белоусова, который некогда трудился Генеральным директором макаронной фабрики «Макфа». В какой-то момент господин Белоусов решил, что рентабельность при строительстве и ремонте дорог гораздо выше, чем при производстве макарон. А после этого, взяв в подельники своего приятеля Михаила Юревича, который тогда занимал пост Губернатора Челябинской области, он на дорожное строительство и переключился. В том плане, что сладкая парочка Юревич/Белоусов по-быстрому «подмяли» под себя все дорожные тендеры, проводившиеся тогда в Челябинской области. И в этих тендерах стали побеждать сугубо и только те дорожные компании, которые были согласны платить солидные откаты (до 20% от сметной стоимости). Но этого подельникам показалось мало. И тогда Вадима Белоусова срочно «откомандировали» в Москву белокаменную, то бишь, на должность депутата в Государственную Думу РФ. А там господин Белоусов, заняв достойный пост в профильном думском комитете, принялся активно «выбивать» из Госбюджета дополнительные финансы для дорожных нужд Челябинской области. И всё-то у него получалось. В том смысле, что большие деньги успешно «выбивались» и отправлялись по назначению, где их и встречал подельник-Юревич… Каким образом вскрыли эту наглую коррупционную схему – нам так и не рассказали. Но в суде было доказано, что только один Белоусов незаконно обогатился примерно на 6-ть миллиардов(!) рублей. Однако, и аппетиты у нынешних депутатов… Почему такое стало возможным? И в плане дороговизны отечественных дорог, и в плане запредельной коррупционности всей дорожной отрасли? Да всё, собственно, просто. До сих пор проектирование всех дорожных отечественных объектов осуществляется на основании ЦНИПов и СУСНов, разработанных в семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века. Это касается и сметной части каждого крупного Проекта. То есть, любой серьёзный отечественный дорожный объект изначально имеет сметную стоимость в ценах/деньгах 1991-го года. А потом эта сумма/цифра умножается на так называемый «повышающий коэффициент». Откуда этот самый «коэффициент» берётся? Его ежегодно «спускают» в Госэкспертизу из недр Правительства РФ. Как «повышающий коэффициент» определяют и считают – это тайна за семью замками. Но, в любом случае, его величины хватает нашим дорожникам, чтобы озолотиться до самых небес. Ну, естественно, и с отечественными чиновниками щедро-щедро поделиться. Так что, судя по всему, российские дороги ещё долго будут считаться бедой. Бедой, понятное дело, для населения нашей страны, а для чиновников и дорожных бизнесменов – самым натуральным Клондайком…
Теперь про вторую беду. Из контекста того давнего выступления Михаила Задорнова следует, что под «дураками» он имел в виду наших туповатых и глуповатых (на его взгляд), чиновников, полностью погрязших в бюрократии. Вот, тут-то Михаил Николаевич очень даже сильно и принципиально ошибся. Сегодняшние отечественные чиновники, судя по их цветущему благосостоянию, глупыми людьми, отнюдь, не являются. Скорее, уж, наоборот… И, вообще, как утверждают авторитетные источники, одному проценту россиян нынче принадлежит порядка 67-69% всех наших национальных богатств. Получается, что это и есть – самые умные. Ну, самые-самые-самые. Практически интеллектуалы. И ещё около 4-х% очень-очень богатых россиян достаточно трудно отнести к «категории дураков»… А, что же остальные 95% населения? Ну, те россияне (и их потомки), которые в начале девяностых годов прошлого века спокойно наблюдали за развалом СССР? А также за тем, как «умные» нагло разворовывают общенародное достояние? В этом случае, понятное дело, усомниться в их (в наших) умственных способностях – сам Бог велел…
Всем мира и добра…