Главными героями советских фильмов были отважные милиционеры и летчики, передовые труженики колхозов и сталевары- стахановцы. То, что драма о бывшем зеке 50 лет назад попала на экраны, иначе как чудом не назовешь.
Давней мечтой Василия Макаровича был фильм о Степане Разине. После успеха своей картины "Печки-лавочки" он надеялся, что ему разрешат реализовать задуманное.Но время шло, а в высоких кабинетах не говорили ни да, ни нет. Намекали: надо бы снять еще что-нибудь о жизни простых людей, а потом уже замахиваться на историческую личность. В 1973-м как раз вышла повесть Шукшина "Калина красная", которую и было решено экранизировать на "Мосфильме".
С готовым сценарием Шукшин отправился к Георгию Чухраю, руководителю "Экспериментального творческого объединения". Тот заупрямился -мол, к чему нам герой-уголовник и сомнительный сюжет? Шукшин не отступал, тем более, что в основе повести лежала реальная история -его двоюродная сестра переписывалась с заключенным, который обещал приехать к ней после освобождения. Автор даже героиню назвал в ее честь - Люба Байкалова. Тогда Шукшин обратился к Сергею Бондарчуку, возглавлявшему "Первое экспериментальное объединение" на "Мосфильме", и тот дал добро.
Работа над лентой началась уже через месяц. Быстро утвердили и основные локации. Колония, которую герой покидает в начале фильма, настоящая,расположена на Огненном острове на Новозере. Но на этой сцене все могло и закончится. В один из съемочных дней Шукшин бродил по берегу озера с местным мальчишкой. В этот момент к берегу причалил катер с заключенными,среди которых парнишка увидел отца. Побежал к катеру, вместе с ним и Шукшин.Конвоир сделал предупреждение, а затем прицелился в Василия Макаровича...Лев Дуров успел сбить Шукшина с ног - и тем самым спас от смерти.
В Вологодской области нашли и другие места для съемок:Белозерск,Кириллов, Шабанова Гора,река Шексна (особенно полюбилась оператору колокольня затопленной церкви, торчащая из воды), Белое озеро. В деревне Мериново (сейчас она называется Садовая) снимали двор Байкаловых, баню и дом матери Егора.
Шукшин спешил со съемками: предполагалось много уличных сцен. Протянешь до осени- год пропал, придется ждать следующей весны. Выросший в деревне, режиссер прекрасно понимал, насколько унылыми будут сельские пейзажи зимой и поздней осенью.А ему нужно было поймать весну,это волшебное время,когда воздух еще прозрачен,когда появляется первая зелень и с каждым днем природа набирает силу. Пейзаж должен быть созвучен возрождению героя и еще более трагичной сделать его гибель - на фоне цветущего лета, когда,казалось бы ,жить да жить.
Была и еще одна причина для спешки:Шукшин плохо себя чувствовал. Еще со времен службы на флоте он страдал язвой желудка,госпитализации с каждым годом становились все чаще, даже свою "Калину красную" он писал в больнице. И во время съемок его периодически мучали приступы боли. Врачи советовали меньше нервничать, но кто из творческих людей прислушивается к таким советам! Шукшин играл,как говорят, на разрыв аорты. Так, во время съемки сцены смерти Егора рыдала вся съемочная группа. Возможно, эта работа окончательно подорвала здоровье актера. Всего через полгода после премьеры Василий Макарович скончается от инфаркта в разгар съемок фильма Сергея Бондарчука "Они сражались за Родину"....
Времени на пробы тоже не было,поэтому Шукшин пригласил на ключевые роли тех, в ком был стопроцентно уверен -Ивана Рыжова (отец Любы), Алексея Ванина (брат Любы),Георгия Буркова (вор Губа).Возлюбленную Егора играла жена Василия Макаровича Лидия Федосеева-Шукшина.
К слову, название "Калина красная" предложила именно Лидия. Так называлась песня, которую она когда-то спела Василию Макаровичу в день их знакомства. Шукшин хотел, чтобы песня прозвучала и в фильме. Но возникли проблемы с авторскими правами. Слова были народными, а вот у музыки автор имелся. Композитор Ян Френкель запросил гонорар, который в бюджет фильма не вписывался.
Шукшин хотел видеть в своей картине и Людмилу Гурченко -именно ее представлял, описывая в повести Люсьен с воровской "малины".Но оператор попросил его помочь актрисе Татьяне Гавриловой - из-за проблем с алкоголем ее отказывались снимать другие режиссеры. Позже он не раз пожалел о принятом решении, однако менять актрису в разгар съемок уже не стал.
На роль матери Егора была утверждена Вера Марецкая. Но народная артистка СССР,видимо, не решилась сниматься в такой "маргинальной" картине и , сказавшись больной, отказалась буквально накануне съемок. Решили снимать жительницу деревни Мериново Ефимию Быстрову.
Судьба этой одинокой пожилой женщины практически совпадала со сценарием. Ее не стали смущать гримерами и снимали фактически скрытой камерой:Быстрова сидела в собственном доме и рассказывала Федосеевой - Шукшиной о своих сыновьях, о горькой вдовьей доле, маленькой пенсии ( этот момент цензура потребовала вырезать), а оператор стоял снаружи, просунув объектив в окно так, чтобы "актриса" не заподозрила, что ее снимают.
Эти моменты подлинной жизни Шукшин особенно ценил. Так в сцене, когда Егор выходит из дома не узнавшей его матери и в слезах падает на землю, к Шукшину подбежала собака и начала облизывать его лицо. Оператор выключил камеру - этого ведь не было в сценарии. Когда Шукшин узнал, что съемки не было, то пришел в ярость. Собаку поймали и попытались сделать дубль, но тщетно...
Работавший в съемочной группе постановщик трюков Николай Ващилин вспоминал: Василий Макарович добивался точности в каждом движении -от драк со сложных психологических эпизодов.
Шукшин пересмотрел немало спец- хроники МВД и документальных фильмов о заключенных. В одном из них песню на стихи Есенина "Письмо к матери" пел заключенный Николай Пархоменко,студент Московского института культуры, находившийся тогда на поселении. Сыграть так пронзительно невозможно! "Вот где душа жива,тоскует",-говорил режиссер, добавляя этот фрагмент в фильм. А в выходные Василий Макарович с оператором снимал случайные сценки на улицах - они предавали фильму ощущение реализма.
Большую роль в картине играл цвет. Так, Прокудин одет в красную рубашку -символ тревоги,ярости, неизбежной беды. В противовес много белого, цвет надежды - березы, то и дело мелькающие в кадре, одежда Байкаловых, новая рубашка Егора. Несколько раз в фильме показана репродукция картины Крамского "Неизвестная" - символ недосягаемости идеала.
Однако, цензоры видели в картине только уголовника,который почему-то оказался привлекательным. Нельзя такое смотреть советским зрителям! На показе "Калина красная" набрала столько замечаний, что проще было бы снять фильм заново.
По счастью, копию отправили на дачу Леониду Ильичу,большому поклоннику кинематографа. Генсека картина настолько растрогала, то он даже прослезился.
После одобрения Брежневым фильм сразу допустили к показу. Лента стала лидером проката. "Советский экран" назвал "Калину красную" лучшим фильмом 1974 года, а Василия Шукшина- лучшим актером.