Появление «Истории города Болотного и Болотнинского района» в 1967 году справедливо во многом связывается с творчеством семейной пары: болотнинского писателя и поэта Михаила Павловича Кубышкина и его супруги Наталии Борисовны Карнеевой.
В 1930 году Кубышкин и Карнеева познакомились в Болотном на курсах повышения квалификации молодых учителей и создали семью, в 1932 году у них рождается первый сын Алексей, в 1938 году второй сын Владимир. До Великой Отечественной войны Кубышкин и Карнеева работают школьными учителями в Болотном, Большеречке, Коченево. В Коченево Кубышкин становится сотрудником районной газеты «К новым победам». В это время он начинает публиковаться, но еще не получает известность. В декабре 1941 года Кубышкина забирают на войну, где он вскоре попадает в плен. В 1942 году Карнеева с детьми переезжает в Болотное, затем с 1943 года по 1947 год работает учителем в Варламово. В 1945 году Кубышкина освобождают из немецкого плена, но тут же отправляют на правах ссыльного в Норильлаг в Красноярский край. В 1950 году Кубышкин приезжает в Болотное, где к этому времени снова живет его семья. В школу или в редакцию газеты ему в это время путь закрыт, поэтому он работает рабочим на угольном складе, кочегаром на электростанции, землекопом и разнорабочим на работах по электрофикации железной дороги, рабочим на пилораме. Карнеева работает в это время учителем в болотнинских школах№ 2 и № 21, а затем с 1953 года в Болотнинской школе рабочей молодежи № 8. В 1953 году она впервые становится известна как писатель: в Новосибирском книжном издательстве выходит ее роман «Школа». Карнееву приглашают на заседания Новосибирского отделения Союза писателей СССР, тогда же был намечен выход второй части ее романа. По ряду причин новая книга не вышла, а Карнеева не вступила в Союз писателей СССР, хотя все шло к этому. В 1959 году творчество Кубышкина было замечено редактором журнала «Октябрь» Ф.И.Панферовым: Кубышкин вновь публикуется и получает известность. В 1962 году Кубышкин стал членом Союза писателей СССР. В 1964 году творчество и личность Кубышкина стали популяризироваться в Болотном. В 1965 году он официально устроился в редакцию «Путь Ильича» на должность райорганизатора, а затем ответственного секретаря. В 1960-х годах супруги активно занимались творчеством, создавали разножанровые стихотворения и прозу, писали сценарии, вели общественную работу. «Два малахольных» - так в это время называли себя сами Михаил Павлович и Наталия Борисовна.
К1966 году при редакции газеты «Путь Ильича» было создано литературное объединение города Болотное.Члены литературного объединения выступали перед болотнинской детской, молодежной и взрослой аудиторией в библиотеке и в школе рабочей молодежи и публиковались на страницах «Путь Ильича».
В сентябре 1966 года литературное объединение города Болотное выпустило первый номер (№1) рукописного литературно-художественного альманаха «Уголок Сибири». Редколлегия этого альманаха состояла из редактора – Карнеевой (преподавателя Болотнинской школы рабочей молодежи № 8), Скарговского П.П.(директора школы рабочей молодежи № 8), Яковлева В.Т.(преподавателя Болотнинского педучилища), Мельниковой А.А., Тельпухова Н.И.(сотрудника редакции районной газеты «Путь Ильича»), Большакова Г.Ф.(заместителя редактора «Путь Ильича»).
В статье «Цель альманаха», опубликованной в газете «Путь Ильича», редактор альманаха Карнеева сообщала, что данный сборник начал выпускаться специально в преддверии круглой даты – 50-летия Великой Октябрьской революции - с целью отражения в местной литературе изменений, которые произошли в Болотном и в Болотнинском районе с 1917 по 1967 год, и успехов, «которых добились трудящиеся в социалистическом строительстве». Сообщалось, что в выпуске этого рукописного журнала приняли участие 17 человек (помимо уже упомянутых членов редколлегии: Валяева Е.Т. (бывший директор Болотнинского педучилища, член общества «Знание»), Куликов В.П. (преподаватель педучилища), Грузинский М.К. (завуч педучилища), Дьяковский Л.М. (преподаватель педучилища), Кубышкин М.П. (секретарь редакции «Путь Ильича»), он же Демьянов Е. (псевдоним Кубышкина), и студенты Болотнинского педучилища.
Сетуя, что круг авторов сборника беден, Карнеева призывала принять участие в альманахе «учителей, врачей, работников милиции и других организаций, молодежь, впервые пробующих свои литературные силы», предлагая, например, педагогам публиковать свои материалы на «Странице учителя» в альманахе. Материалы предлагалось передавать в редколлегию альманаха по адресу: г.Болотное, ул. Калинина, 17, школа рабочей молодежи (ШРМ) № 8.
Материалы альманаха включали в себя литературные и справочные тексты, фотографии Болотного и Болотнинского района своего времени. Самыми первыми материалами альманаха были стихотворения Михаила Павловича Кубышкина. На «Странице учителя» были опубликованы история Болотнинского педучилища Грузинского «Кузница педагогических кадров» и короткие заметки других авторов.
В материале Валяевой «Болотное», литературно переработанном Кубышкиным, на трех страницах рукописного текста кратко рассказывалась история Болотного до 1917 года. По поводу основания населенного пункта указывалось: «…Езда была плоха, лишку давали – и стоянку обозов пришлось обосновать примерно на середине между Чебулой и Больше –Черной. Вот здесь, в 1804 году и начало строиться безымянное село, растягиваясь в долину. Избы из крепких и смолистых сосновых бревен, крытые стайки, тесовые ворота – все грубое, без прихотей, но ядреное – на годы. Это и была будущая Московская улица в новом поселке Болотном. По ней гнали кандальников». Как мы сегодня знаем, дата основания Болотного в 1804 году была введена в оборот томским и новосибирским писателем Мисюрёвым (об этом мы подробно писали два года назад в газете «Неделька» в статье «В каком году было основано наше Болотное»).
Материал Карнеевой «Как мы писали историю» приоткрывал завесу над технологией сбора исторических материалов в Болотном в 1966 году. Для написания материал уже непосредственно при Болотнинском районном комитете КПСС была создана комиссия, в которую вошли члены редколлегии и авторы альманаха «Уголок Сибири». Вот как об этом сообщает Карнеева:
«Получив задание на большом совещании при райкоме партии написать к 50-летию Октябрьской революции историю города Болотное и Болотнинского района, комиссия серьезно призадумалась: с чего начать?
Остановились на улице. Из ворот швейфабрики оживленными группами расходились с работы женщины, девушки в ярких косынках, ехали грузовые машины с укрытым товаром. За станцией грохотал бульдозер. На фоне светлого неба равномерно поворачивался кран…все заговорили сразу. Каждому захотелось назвать жителя города или района, крепко потрудившегося в годы первых пятилеток…Паренек в спортивной куртке слушал внимательно. Потом сказал: «Ну, а вот я тоже член комиссии – и никого не знаю. Нельзя ли встретиться с этими людьми, побеседовать?» Предложение одобрили. Но как осуществить встречу с ветеранами труда?
- А обратимся в райком партии, - решили единогласно. – Что нам скажут?
Райком не только поддержал инициативу комиссии, но помог организовать встречу со старожилами и ветеранами труда. Выделили средства.
И вот устроено чаепитие за большим столом в столовой №7.
За самоваром пожилые люди легче разговорятся. На тарелках крендели, бублики, пирожки. Кто-то по своей инициативе варенье принес, пареную калину. Беседовали, не торопясь, непринужденно. А члены комиссии старались записывать так, чтобы не бросалось в глаза, не смущало. Просто встреча…
…Работая над историей нашего города, и с колхозниками беседовали. Так, в д.Большеречка многие помнят Базекина Кирилла, много поработавшего для укрепления колхозов, занимавшего трудный пост председателя сельского совета в тридцатые годы. Собрали материалы и о других выдающихся местных деятелях. Помогли парторганизации транспорта, профсоюзные активисты. Словом, люди так живо отозвались на дело, что избранная комиссия обросла активом, как снежный ком. Даже заспорили, разрешая вопрос о том, как возникло название «Болотное». По приглашению редакции районной газеты, старожилы приходили и высказывались:
- И вовсе не от слова «болото» назвали наш поселок! А жил давно здесь такой человек, Болотов, скрывался от царской охранки…
- Не Болотов, а Болотников!
Споры разрешали при помощи архивов, хранящихся в г.Томске».
Насчет архивов в Томске, к сожалению, Наталия Борисовна преувеличила, ни в Томск, ни в Новосибирск в поисках архивной информации никто из представителей созданной при Болотнинском райкоме КПСС комиссии по написанию истории Болотного и Болотнинского района в то время не обращался (работали с партийным архивом Болотнинского райкома КПСС). Райком партии содействовал встрече членов комиссии со старожилами Болотного и ветеранами труда болотнинских предприятий, а в дальнейшем обязал партийные и профсоюзные организации колхозов, учреждений и предприятий Болотного и Болотнинского района предоставить комиссии свои материалы. Одновременно просматривались старые подшивки газеты «Путь Ильича». Постепенно количество членов комиссии увеличилось до 30 человек.
Евгений Терентьев