В Луховицком районе Подмосковья, у излучины Оки, расположено старинное село Ловцы. Само название подсказывает, чем издавна занимались его жители. Ловцы были дворцовым селом и помимо хлебопашества и торговли, местный люд ловил рыбу в Оке. Часть улова отправлялась на нужды царского двора. Тем люди и жили. Надо сказать, по меркам своего времени жили они неплохо. Несмотря на то, что село пережило опустошительный пожар в начале прошлого века, его улицы до сих пор насыщены старинной архитектурой. Как водится у нас, значительная часть этой архитектуры пребывает в плачевном состоянии.
Атмосфера села навевает мысли об изолированности и уединённости. Мостов через Оку в этих краях нет и всё сообщение с противоположным берегом происходит посредством трёх паромных переправ, расположенных собственно в Ловцах, а также в Дединово и Белоомуте. Все три переправы бесплатны. С одного берега на другой паром перевезёт вас приблизительно за пять минут. Для удобства пассажиров на каждом пароме есть маленький кубрик с лавками и иконками на стенах.
Для начала приведу небольшую историческую справку. При Михаиле Фёдоровиче село называлось Рыбные Ловцы. В писцовых книгах за 1674-1678 годы было указано, что Ловцы «село дворцовое, жители которого ловят рыбу на обиход Великаго Государя в реке Оке». Право ловчан на рыбную ловлю было подтверждено грамотой Петра I в 1712-м году. Благодаря близости Оки, служившей важным торговым маршрутом, некоторые жители села смогли разбогатеть на продаже рыбы, муки и соли. В XVII веке в приокских сёлах бурно развивался ещё один способ заработка и пополнения государевой казны. Не только в Ловцах, но и в Дединово, Любичах и Ловецких Борках появились кабацкие целовальники. Здесь так называли людей, купивших право содержать кабаки. Столь странное название они получили потому, что в подтверждение своей деловой честности должны были целовать крест. Хотя какая честность может быть у пособника в спаивании собственного народа и организатора жуткого пристанища для сбора «питухов».
Питух (пишется через «и») - так во времена распространения кабаков называли пьяниц, тех кто стремился пить как можно чаще. Это слово не считалось бранным или оскорбительным.
После воцарения Екатерины II Ловцы вместе с проживавшими в них «душами» были пожалованы участникам дворцового переворота 1762-го года - Александру Рославлеву и Михаилу Ласунскому. С Ласунским связана судьба пожалуй самого удивительного уроженца Ловцов - крепостного крестьянина Дементия Ивановича Цикулина. В 1808-м году помещик Ласунский отправил Цикулина в Астрахань для « отправления должности при питейных сборах». По прибытии, Цикулин вместо того, чтобы исполнять поручение барина, нанялся на корабль к купцу Якову Селину. То есть фактически совершил побег. То, что произошло дальше было впоследствии описано в публикации «Необыкновенные похождения и путешествия русского крестьянина Дементия Иванова Цикулина в Азии, Египте, Восточной Индии с 1808-й по 1821-й год, им самим описанные». На корабле Селина Цикулин приплыл в Персидский порт Энзели. Далее, у него возникло непреодолимое желание посетить святую землю. Из Энзели он добрался до Решта и там познакомился с армянином, знавшим русский язык. Тот помог ему присоединиться к торговому каравану, следующему в Багдад. По пути на караван напали разбойники. Они убили спутников Цикулина, а его самого ранили. Истекающему кровью Цикулину удалось скрыться. Один из представителей местной знати нашёл его во время охоты, вылечил и поручил пасти скот. Будучи пастухом, Цикулин был захвачен курдскими разбойниками и обращён в рабство. Вскоре его продали османскому «сердару». Впоследствии он ещё пару раз менял хозяев и по его словам, все они пытались обратить его в мусульманскую веру. В конце-концов, он оказался в горах Аравии, где сумел выбраться из неволи. По пути в Багдад он был ограблен, но всё-таки сумел добраться до места назначения с помощью случайных попутчиков. Из Багдада он дошёл до Иерусалима, где наконец-то смог поклониться христианским святыням. В святом городе Цикулина заманили на борт английского торгового корабля и заставили работать за еду. Работая на корабле, Цыкулин оказался сначала в Египте, а потом в индийском Бомбее. Там он обратился за помощью к состоятельному соотечественнику, который добился его освобождения и посадил на корабль в Англию. По пути Цикулину довелось увидеть остров Святой Елены и мыс Доброй Надежды. Сойдя на землю в Плимуте, Цикулин быстро добрался до Лондона и пришёл в русское посольство. Там ему организовали возвращение домой. Через Гамбург и Берлин Цикулин добрался до приделов Российской империи и в августе 1820-го года приехал в родное село Ловцы, пока ещё в качестве явившегося из бегов крепостного. Вскоре Цикулину удалось освободиться от крепостной зависимости, после чего он зажил жизнью мещанина в Нижнем Новгороде. Впервые описание его приключений было напечатано в журнале «Северный архив» в 1825-м году с примечаниями Александра Сергеевича Грибоедова. Конечно, Цикулин где-то приукрасил описание своих странствий, где-то не всё правильно понял, ведь он был малообразованным крепостным крестьянином, но в любом случае его судьба удивительна, а его упорство и способность выживать в любых обстоятельствах достойны уважения.
Духовным сердцем села Ловцы является величественная церковь Воскресения Христова. В наше время она пребывает не в лучшей форме. История Воскресенской церкви в Ловцах имеет множество параллелей с историей храма с таким же названием в расположенном неподалёку селе Любичи. О нём я писал в предыдущей публикации. Как и в Любичах, у местных жителей не хватает денег на реставрацию огромного храма. Как и в Любичах, в Ловцах в XVII веке существовала деревянная Ильинская церковь. Потом в XVIII веке был построен первый каменный храм, тоже как и в Любичах. Правда в Ловцах храм был посвящён Воскресению Христову, а в Любичах - Преображению Господню. Воскресенский храм был возведён в Любичах в 1776-м году, а в Ловцах храм с таким же названием был построен в 1843-м году. В новом ловецком храме было два придела: Никольский и Ильинский.
В 1873-м году к храму была пристроена трапезная. В ней расположились два придела, освящённые во имя апостола Луки и в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
На портике над входом в трапезную до сих пор различимы некие надписи. К сожалению, мне не удалось разобрать, что там написано.
Снаружи храма видны остатки настенных росписей.
Возле храма стоит полуразрушенная колокольня, построенная в 1744-м году. Во время большого пожара 1903-го года, прокатившегося по всему селу, колокола с неё рухнули и разбились оземь. Считалось, что затем их переливали в Коломне, но сейчас есть версия о том, что это сделали на заводе братьев Самгиных в Москве. Как бы то ни было, в 1907-м году новые колокола подняли на колокольню. Их мелодичный звон долгое время славился на всю округу. После закрытия Воскресенского храма в 1937-м году колокола были сброшены и отправлены на переплавку.
Мне неизвестно как использовали колокольню в советское время, но судя по всему, она стала водонапорной башней.
Закрытие храма произошло совершенно внезапно. Четырнадцатого октября 1937-го года, прямо во время богослужения по случаю праздника Покрова Пресвятой Богородицы, некие люди арестовали священника и увезли неведомо куда. Его дальнейшая судьба осталась неизвестной. Закрытый храм в разное время использовался в качестве автомастерской, зернохранилища и склада лакокрасочных материалов. Прихожане храма в сороковые и пятидесятые годы продолжали проводить службы в одном из домов. К ним приезжал священник из Зарайска. В 1991-м году православная община в Ловцах была воссоздана. С 1992-го года службы совершались в домовой церкви возле здания администрации. В 1996-м году было проведено первое богослужение в стенах поруганного Воскресенского храма.
Сейчас храм можно посетить по воскресеньям и в праздничные дни. Кроме престольных праздников, приходом Воскресенской церкви исторически особенно почитались день Боголюбской иконы Божией Матери (1-е июля), день Смоленской иконы Божией Матери (сегодня, то есть десятое августа), день мучеников Флора и Лавра (31-е августа). В эти дни, а также в престольные праздники, в селе проводились крестные ходы. Каждое тридцать первое августа молящиеся проходили через всё село с большой иконой мучеников Флора и Лавра. Они останавливались возле часовни у окраины села и служили молебен. После его окончания рядом проводили табун лошадей, которых священники окропляли святой водой. День села Ловцы отмечается второго августа. По совместительству это Ильин день - один из престольных праздников в ловецком храме.
Про храм я рассказал, а теперь расскажу про старую застройку в Ловцах. Через дорогу от храма стоит добротный, но к сожалению заброшенный кирпичный дом.
Очень жаль. Вроде бы и сам дом крепкий и место неплохое, прямо в центре села в паре десятков метров от супермаркета «Дикси». Почему же он заброшен?
Позади дома стоит кирпичный сарай. Тоже дореволюционный и тоже заброшенный.
Из этого дома открывался бы лучший вид на излучину Оки, если бы не растущие позади него деревья.
В этом особняке располагаются библиотека, почтовое отделение и музей «Рыбацкая слобода». Из названия музея понятно, что это по сути краеведческий музей с экспозицией, посвящённой дореволюционному прошлому села Ловцы.
Через дорогу стоит заброшенный деревянный дом. На его парадном фасаде висит вывеска магазина промтоваров, сбоку прикреплена табличка сельской администрации.
Ещё одно заброшенное дореволюционное здание. В нём располагался магазин продуктов.
Старый лабаз.
А это дореволюционная школа, построенная купцом Иваном Козмичом Ципулиным в 1895-м году.
Сейчас в Ловцах есть более современное здание школы, а старая школа никак не используется.
В задней части здания ципулинской школы есть церковь великомученицы Екатерины.
О Ловцах мне больше нечего сказать. На этом всё.