Задумывались ли вы когда-нибудь, сколько стоит амурский тигр? Не с точки зрения его ценности для природы всей Земли, а именно в денежном эквиваленте. Исторически сложилось, что трофеем шкура хищника была и для охотников, и для модниц. А различные части тигра, например, когти, широко применялись даже в медицине.
Теперь на запрещенной продаже практически не заработать: торговля и живым, и мертвым амурским тигром запрещена в нашей стране и во всем мире. Этот вид занесен во все Красные книги, которые имеются в мире, находится под защитой конвенции о международной торговле видами фауны, внесен в список стратегически важных видов животных России.
Но «Комсомольская правда – Дальний Восток» попыталась выяснить, сколько же все-таки стоит тигр и сколько стоит его охрана?
В рублях, долларах и сроках заключения
Находиться в частных руках амурские тигры, конечно, не могут. Возможен лишь обмен животными между различными зоопарками и питомниками в рамках программы их сохранения, но и он идет под суровым и бдительным оком Росприроднадзора.
О черном или окололегальном рынке экзотических животных речи тоже не пойдет. В зоопарки и цирки идут или бенгальские тигры, или гибриды из питомников. Должны, по крайней мере. Ну и ловить на продажу диких амурских тигрят – слишком дорогое и опасное занятие, чтобы им кто-то занимался на коммерческой основе.
Тем не менее находятся те, кто желает заработать на редких хищниках, пытаясь продать их шкуры, кости или туши целиком. Конечно, нелегально и, как правило, безуспешно.
Стоимость тигриных дериватов (так называют различные части тела животного) на черном рынке – это вещь, скорее, из области мифов, предположений и экспертных оценок, нежели точные данные.
«Это рынок... Обычно была от пяти до 20 тысяч шкура в зависимости от размера и качества. Килограмм костей – до 5 тысяч... долларов, разумеется. Но давно не отслеживал ценник. Возможно, в связи со сложностью перемещения стоимость возросла», – рассказал «КП» охотовед, один из ведущих мировых экспертов по сохранению тигра, почетный работник охраны природы России Павел Фоменко.
Точно известно, что последние пойманные в Приморье в декабре 2023 года нелегальные продавцы тигриной шкуры пытались получить за нее миллион рублей, а в 2017 году торговцы пробовали продать дериват аж за 3,6 миллиона рублей.
Согласно некоторым данным, в Китае килограмм тигриного мяса может стоить до двух тысяч долларов, а туша в целом – до миллиона. Впрочем, повторимся, это скорее из области мифов.
Гораздо чаще нелегальные торговцы редким животным вместо баснословных доходов зарабатывают себе уголовные дела. В России за оборот частей тигра можно получить до девяти лет лишения свободы со штрафом до трех миллионов рублей. А в Китае за это предусмотрена и вовсе смертная казнь.
«Золотой» ли тигр?
В обществе бытует мнение, что охрана тигра стоит государству каких-то невероятных денежных затрат. Вплоть до того, что «Лучше бы потратили на…» и далее длинный список гораздо более «важных», с точки зрения многих, дел. Оставим за скобками вопрос «зачем беспокоиться о тиграх» и попробуем разобраться, во сколько реально обходится сохранение одного из символов России.
Конечно, подсчитать это достаточно сложно. Можно попытаться оттолкнуться от общего финансирования охраны природы в регионах, где обитает полосатый хищник – это Приморский край и часть Хабаровского края, ЕАО и частично Амурская область.
В бюджетах четырех регионов на охрану животного мира в 2024 году суммарно предусмотрено больше 338 миллионов рублей. Еще около 500-600 миллионов получают ежегодно из федерального бюджета расположенные в них заповедники и национальные парки, в которых водится тигр.
Но это деньги на охрану природы в целом. Сколько из них «достается» редкому хищнику – неясно.
«У нас нет централизованной специализированной охраны тигров. В России сохраняются природные комплексы в целом. Охраняется лес и все животные, в том числе тигр. Поэтому никто точную цифру не даст», – говорит директор Центра «Амурский тигр» Сергей Арамилев.
Впрочем, можно воспользоваться стандартной «экологической пирамидой». В таком случае получится, что на тигра «уходит» примерно десятая часть всех средств – порядка 90 миллионов рублей. Разумеется, это очень примерная максимальная оценка.
Есть и деньги, идущие именно на изучение и охрану тигра. Это средства, которые Центр «Амурский тигр» выделяет специально на охрану редкой кошки. Согласно отчету Центра министерству юстиции России, в 2023 году он отправил на эти цели больше 326 миллионов рублей. Учитывая, что в нашей стране обитает 750 тигров, то в пересчете на одну особь получается совсем немного – 436 тысяч рублей в год. Причем деньги эти – не государственные, а пожертвования частных лиц и корпораций. Ну, а с учетом бюджетных средств получается, что на сохранение одного полосатого в год уходит около 500-550 тысяч рублей.
Так что в масштабах России тигр получается не таким уж и «золотым».
Сколько нужно Айболиту?
Нередко случается так, что тигров приходится изымать из тайги из-за «неправильного» поведения. Как правило, у всех этих животных есть ранения, травмы, болезни. Чтобы вернуть таких животных в природу или хотя бы просто сохранить им жизнь, их помещают в реабилитационные центры.
В Приморье такой уже много лет работает в селе Алексеевка. Занимается он спасением не только тигров, но и медведей, рысей, диких птиц.
«Могу только по питанию сказать. Тигру требуется 10-12 килограммов мяса в день. То есть, 300-360 килограммов в месяц, если он для передачи в зоопарк готовится. Если тигр идет под выпуск, ему нужно четыре оленя в месяц, чтобы он тренировал навыки охоты. Каждое копытное стоит 50 тысяч рублей. А помимо этого – оплата электроэнергии, топливо, обслуживание машин, заработная плата людей», – отметил руководитель реабилитационного центра МРОО «Центр Тигр» Виктор Кузьменко.
И это без учета стоимости отлова тигра, операций, реабилитационных мероприятий. Отметим, существует центр не за государственный счет, а благодаря пожертвованиям обычных людей, поддержке упомянутого Центра «Амурский тигр» и АНО «Общество сохранения диких животных».
«Реабилитация тигра, если мы его готовим к выпуску, используем в качестве добычи животных, с учетом зарплат сотрудников реабилитационного центра, обходится порядка 3,5 миллиона рублей. Если у тигра есть травмы, то там все непредсказуемо и зависит от сложности операций, применяемых лекарств, пластин для сращивания костей», – рассказал Сергей Арамилев.
Вот такие расценки. За вершину пищевой пирамиды, по состоянию которой можно судить об экосистеме в целом, не так уж много. Не менее 750 особей амурского тигра, включая тигрят, зафиксировали на Дальнем Востоке в 2023 году – за 12 лет популяция выросла почти вдвое.
Вместо вывода напомним, что контрабандисты, к сожалению, попадаются регулярно. Но ключевое слово – «попадаются». Нарушителей отслеживают, и уголовный срок вряд ли равноценен потенциальному заработку.
Автор: Егор ЖАРИКОВ