9 августа, в преддверии Дня строителя, на объектах транспортной инфраструктуры Москвы состоялось сразу несколько знаковых событий. И в этом раннем выпуске нашей ежедневной серии обзоров, посвященных комплексной инфраструктуре Москвы (КИМ), мы вас с ними познакомим.
1. Сергей Собянин осмотрел ход строительства станции «Новомосковская» Троицкой линии
На станции активными темпами ведутся отделочные работы, приступили к покраске свода, начат монтаж панелей на путевых стенах. В тестовом режиме запущены эскалаторы.
Открытие станции в составе участка «Тютчевская» - «Новомосковская» запланировано на начало 2025 года.
2. Представлены планы по развитию московского метрополитена до 2030 года
2024 год: 5 станций («Потапово» + «Новаторская» - «Тютчевская» Троицкой линии (открытие участка «Тютчевская» - «Новомосковская» перенесено на следующий год)) и депо «Столбово».
2025 год: 7 станций (участки «ЗИЛ» - «Новаторская» и «Тютчевская» - «Новомосковская» Троицкой линии) и депо «Южное».
2026 год: 3 станции («Шелепиха» - «Бульвар Генерала Карбышева» Рублево-Архангельской линии).
2027 год: 4 станции («Южный порт» на Люблинско-Дмитровской линии + 3 станции участка «Бульвар Генерала Карбышева» - «Липовая роща» Рублево-Архангельской линии).
2028 год: 17 станций («Гольяново» на Арбатско-Покровской линии, 4 станции участка «Новомосковская» - «Кедровая» Троицкой линии, 2 станции участка «Липовая роща» - «Ильинская» Рублево-Архангельской линии, 10 станций Бирюлевской линии) и 3 депо («Троицкое-1», «Ильинское», «Бирюлевское»)
2029 год: 2 станции участка «Кедровая» - «Троицк» Троицкой линии и депо «Троицкое-2».
2030 год: «Достоевская» на Кольцевой линии.
Перспектива: «Красногорск», «Изумрудные холмы» Рублево-Архангельской линии.
3. Далее мэр оценил удобство будущей пересадки «Новомосковская» Троицкой линии -> «Новомосковская» Сокольнической линии
Переход между станциями займет менее 2 минут.
4. На диагностическом комплексе Сергей Собянин проследовал по перегону «Новомосковская» – «Потапово» Сокольнической линии и объявил о техническом пуске станции «Потапово» Сокольнической линии
"Всего 10 лет назад конечной станцией Сокольнической линии была "Юго-Западная". Начиная с 2014 г. мы удлинили ее в 1,7 раза, построив 8 станций, включая новую конечную "Потапово". Сегодня проведем технический пуск станции, поезда с пассажирами пойдут через несколько недель.
В результате этой большой работы город стал ближе для сотен тысяч жителей и работающих в Тропарево, Румянцево, Саларьево и Коммунарке", – отметил Сергей Собянин.
По словам Сергея Собянина, строительство главной магистрали Новой Москвы "Солнцево-Бутово-Варшавское шоссе" вступило в завершающий этап. Сегодня открываем участок между станцией метро "Новомосковская" и улицей Эдварда Грига. До соединения с Варшавским шоссе осталось пройти всего порядка 6 км.
Развитие юго-западного радиуса Сокольнической линии метро стало одним из важнейших проектов метростроения, реализованных в Москве в последние годы. В течение 51 года – с 1963 по 2014 гг. – её конечной станцией была "Юго-Западная". В декабре 2014 г. Сокольническая линия была продлена до "Тропарево", в 2016г. – до "Румянцево" и "Саларьево", и в 2019 г. – в Коммунарку (станции "Филатов Луг", "Прокшино", "Ольховая" и "Новомосковская"). В результате "красная" линия стала главной транспортной артерией бурно развивающихся территорий Новой Москвы.
Решение о строительстве конечной станции "Потапово" было принято Мэром Москвы Сергеем Собяниным вскоре после открытия станции "Новомосковская". (ранее - "Коммунарка").
Новая станция расположена в створе дорожной магистрали Солнцево-Бутово-Варшавское шоссе, недалеко от пересечения с улицей Александры Монаховой.
Название станции "Потапово" выбрали жители в ходе голосования на портале "Активный гражданин", в котором приняли участие свыше 193 тыс. человек.
Строительство было начато 2021 г. Перегон "Новомосковская – Потапово" длиной 2,1 км в основном проходит по поверхности земли. Подземная часть – участок за станцией "Новомосковская" и оборотные тупики – сооружались открытым способом. В непосредственной близости от станции будет расположено электродепо для поездов Сокольнической линии, строительство которого завершается в настоящее время.
"Потапово" станет первой отапливаемой наземной станцией московского метро, на которой для подачи тёплого воздуха установят специальное вентиляционное оборудование. Минимизировать потери тепла поможет дополнительное утепление вестибюлей и двойные стеклопакеты на путевых стенах.
В основу архитектурно-художественной концепции новой станции был положен образ Новой Москвы – молодого, динамичного и устремлённого в будущее городского района. Имеющее пластичную форму здание как бы поднимается в сторону строящегося города. Панорамное остекление фасадов обеспечит максимальную естественную освещённость платформы. А в тёмное время суток ярко освещённая изнутри и снаружи станция станет визуальной доминантой района.
В настоящее время основные работы по строительству станции завершены. Ведутся финишные архитектурно-отделочные работы, монтаж и наладка основного инженерного оборудования.
Открытие станции "Потапово" значительно улучшит транспортное обслуживание почти 170 тыс. жителей района Коммунарка, из которых 27 тыс. человек живут в пешей доступности. Кроме того, пользоваться новой станцией будут жители близлежащих кварталов Южного Бутова и Щербинки. Продолжительность поездок по многим маршрутам сократится до 40 минут в день. Например, до станции "Проспект Вернадского" Большой кольцевой линии можно будет добраться почти в 2 раза быстрее – за 30 минут вместо 50.
Появление альтернативных маршрутов снизит нагрузку на станции метро "Бунинская аллея" – до 25%, "Новомосковская" – до 15%, "Тёплый Стан" – до 10%. За счёт сокращения интенсивности движения наземных видов транспорта улучшится экологическая ситуация в Коммунарке.
Пассажиропоток станции на пуск прогнозируется на уровне 19,5 тыс. человек в сутки, к 2030 г., как ожидается, он вырастет до более чем 27 тыс. человек.
Открытие станции "Потапово" завершает формирование Сокольнической линии метро. Если до 2014 г. ветка насчитывала 19 станций, то теперь в её составе будут действовать 27 станций.
5. Состоялся запуск участка трассы СБВ от «Новомосковской» до ул. Эдварда Грига
Трасса Солнцево-Бутово-Варшавское шоссе, связывающая 5 вылетных магистралей – Минское, Боровское, Киевское, Калужское и Варшавское шоссе, – является важнейшей частью транспортного каркаса Новой Москвы, а также дублёром юго-западной и южной части МКАД.
Формирование происходит поэтапно. Длина трассы по прямому ходу с учетом Внуковского шоссе составит 26,6 км, общая протяжённость новых дорог с учётом развязок – свыше 95 км.
Движение транспорта по первому участку магистрали между Киевским и Калужским шоссе было открыто в августе 2018 г. В составе участка построено 35 км дорог (по прямой – 7 км). Трасса проходит параллельно перегону "Саларьево – Новомосковская" Сокольнической линии метро, что стало первым опытом строительства совмещённой автотрассы и линии метро в Москве.
Второй участок от Калужского шоссе до метро "Новомосковская" (транспортный узел "Столбово") был введён в июне 2019 г. В его составе построено 7,3 км дорог (по прямой – 2,5 км), включая уникальное искусственное сооружение – 2-километровый совмещенный автомобильный и метротоннель на пересечении с Калужским шоссе.
Строительство третьего участка от Боровского до Киевского шоссе было начато в феврале 2021 г. и завершено в декабре 2022 г. В составе участка построено/реконструировано 7 км дорог (по прямой – 4 км).
Дополнительно до конца 2024 г. в соответствии с контрактом на пересечении с Новоорловской улицей планируется возвести современную транспортную развязку (2 км, в т.ч. путепровод длиной 123 м), которая улучшит связанность районов Солнцево и Ново-Переделкино. Одновременно в 2022 г. было закончено строительство участка Внуковского шоссе, что позволило соединить трассу Солнцево-Бутово-Варшавское шоссе с Минским шоссе.
Четвёртый участок трассы разделен на два этапа. Строительство первого этапа от метро "Новомосковская" (транспортный узел "Столбово") до улицы Эдварда Грига было начато в октябре 2021 г. и завершено в августе 2024 г.
Открывшийся участок длиной порядка 3 км по прямой значительно улучшит транспортную доступность поселка Коммунарка и района Южное Бутово с населением 330 тыс. человек. Кроме того, благодаря открытию участка ликвидируется перепробег до 5,1 км, что сократит время проезда на 12 минут. Это позволит снизить загрузку:
на 18% на ул. Липовый парк – с 8 до 6 баллов;
на 15% на ул. Александры Монаховой – с 9 до 7 баллов;
на 11% на ул. Академика Семенова – с 7 до 5 баллов.
Всего в составе участка было построено 16,3 км дорог, в т.ч.:
- путепровод в районе примыкания к проспекту Куприна (101 м, по 2 полосы движения в каждом направлении);
- основной ход магистрали с обустройством заездных карманов для общественного транспорта (6,2 км, по 4 полосы движения в каждом направлении) и боковых проездов (4 км, 1-3 полосы движения в одном направлении);
- съезды с основного хода магистрали на прилегающую улично-дорожную сеть (2 км, 1-2 полосы движения в одном направлении);
- боковые проезды вдоль улицы Александры Монаховой в районе примыкания к основному ходу магистрали с обустройством разворотных съездов (1,2 км, 2 полосы движения в одном направлении);
- участок проспекта Куприна в районе примыкания к основному ходу магистрали (279 м, по 2 полосы движения в каждом направлении);
- путепровод в районе примыкания к улице Александры Монаховой (0,9 км дорог, длина путепровода – 252 м, открыт в январе 2032 г.).
С целью снижения уровня шума вдоль боковых проездов основного хода магистрали установлены защитные экраны протяжённостью 2,6 км.
В рамках благоустройства прилегающей территории обустроено 17,2 га газонов и порядка 1 тыс. кв.м цветников, высажено 2 563 дерева (клён, липа, берёза) и 26 579 кустарников (кизильник, ива, сирень).
Также в ходе работ переложено 88 км инженерных коммуникаций.
В настоящее время продолжается строительство четвертого участка трассы (второй этап) от улицы Эдварда Грига до улицы Поляны, в т.ч. 3 надземных и 3 подземных пешеходных перехода, а также проектирование прилегающей УДС.
Весной 2023 г. было начато строительство пятого участка трассы от улицы Поляны до Варшавского шоссе.
Мы добрались до финала первой части нашего раннего мини-репортажа. Знаете, мы тут в редакции немного переживали, не утомили ли мы вас этой кучей информации. Но надеемся, что вы всё-таки нашли для себя что-нибудь интересное. Кстати, если вам по душе наши городские истории и хочется быть в курсе всех приключений московской инфраструктуры, мы всегда рады новым подписчикам. А если вдруг появится желание копнуть глубже в тему КИМ, у нас еще полно статей об этом.
Кстати, кому интересна Троицкая линия, рекомендуем подборку:
А кому интересны обзоры станции "Потапово" Сокольнической линии, то:
Ну а тех, кого интересуют дорожные работы, рекомендуем подборку:
Увидимся в следующих выпусках!
Ваши неугомонные журналисты из «РМТМ»©.
Источники: наши читатели, решившие сохранить анонимность, Телеграм-канал Сергея Собянина, Стройкомплекс Москвы.
Спасибо за внимание!
Мы ведём уникальные транспортные хроники! Ставьте Лайк и Подписывайтесь на канал!