Найти в Дзене
Авиакомпания IRAERO

Под открытым небом

Чтобы увидеть работы художников с мировым именем, не нужно покупать дорогостоящие билеты в музеи или арт-галереи. Искусство рядом с нами: на стене дома в спальном районе, на ветках деревьев в заброшенном парке, во дворе новенького жилого комплекса или на асфальте прямо под ногами. Работы художников, созданные по заказу города, становятся новыми достопримечательностями, привлекают туристов и заставляют путеводители обновляться. Что такое паблик-арт и зачем он нужен городам и туристам?

Для всех, даром

Паблик-арт носит такое название именно благодаря тому, что доступен всем: он не прячется в музеях за стеклом или ленточками, не собирает вокруг себя искусствоведов и критиков. Он интегрируется в ткань города: радует жителей по дороге на работу, становится фотореквизитом на выходных и заполоняет соцсети туристов.

Паблик-арт не стоит путать со стрит-артом: уличное искусство — это самовыражение авторов, не всегда легальное и не всегда имеющее художественную ценность. Оно не согласовано с городом и потому мимолётно, ничем не защищено. Уже завтра эта картина может уступить место новому рисунку, а то и вовсе оказаться под слоем серой краски, старательно нанесённой коммунальными службами. 

Публичное искусство всегда имеет заказчика: это может быть музей, бизнес или сам город, но такая работа непременно учитывает интересы всех сторон, включая жителей — главную аудиторию. Формы такого творчества разнообразны: встречаются муралы, трёхмерные скульптуры, перформансы и флешмобы на городских улицах, звуковые или ароматические композиции. 

О художественных достоинствах любого искусства нередко ведут дебаты, но паблик-арт возлагает высокую ответственность на художника, а на подготовку обычно достаточно времени и ресурсов, поэтому качество исполнения таких работ несравнимо с качеством стрит-арта. Кроме того, у паблик-арта обязательно есть «посыл»: этой работой художник и город что-то хотят сказать зрителям и миру.

 

Играем на эмоциях

Паблик-арт в городе, как правило, или заказан властями, или согласован с ними. В городских программах по редевелопменту и развитию территорий всегда найдётся место для новых творческих работ, которые украсят парк или набережную. Застройщики могут отдать под мурал стену нового жилого квартала или поставить скульптуру прямо под окнами жильцов, рестораны и отели выставляют у входа привлекающие внимание гостей арт-объекты. Частные достопримечательности обрастают легендами, попадают в списки must visit и теснят привычные точки притяжения в планах туристов.

Художники, создающие арт для города, могут быть местными или приглашёнными, но даже гости из других стран должны прочувствовать локацию, её атмосферу и настроение горожан — арт органично вплетается в жизнь города, если в его создание вовлекается местное сообщество, если жители поддерживают и одобряют его.

В паблик-арте используется понятие «сайт-специфичность» — это значит, что предмет искусства может быть установлен только на конкретном месте, что он важен и символичен для локации.Для этого создателю нужно погрузиться в историю региона и заботы его жителей, чтобы произведение не получилось чуждым городу и далёким от людей. 

Искусство — не благоустройство, у него нет цели делать среду комфортнее. Оно не должно мешать: перегораживать проход или создавать опасность для окружающих, но его основная задача — затрагивать чувства: напоминать о важных событиях, вызывать гордость за город или регион, радовать взгляд. Даже небольшая жанровая скульптура или необычный мурал способны привнести в обыденную жизнь горожан яркие эмоции или, наоборот, спокойствие и комфорт. Но если внимание к объекту превзошло ожидания, это может повлечь за собой изменения всей территории. 

Новый арт-объект рождается в симбиозе целей властей, бизнеса, арт-сообщества, горожан. У местных жителей появляется новая точка притяжения, где можно провести время и отдохнуть. Популярное, посещаемое место становится безопаснее — чем больше людей, тем меньше вандализма и других правонарушений. Активизируется бизнес — в ближайших кафе и магазинах становится больше посетителей, возникают дополнительные торговые точки и рабочие места. А у туристов появляются новые достопримечательности, которые нужно включить в маршрут ближайшей поездки.

 

Посмотрите направо

Новые места притяжения позволяют городу перераспределить потоки туристов, в результате чего развиваются те или иные районы и разгружаются «уставшие» от внимания достопримечательности. У путешественников появляется свежий повод побывать в городе, что особенно актуально в годы подъёма внутреннего туризма, когда привычные направления исследованы много раз и нужен новый ответ на вопрос «А что там делать?».

Появление новых арт-объектов нередко сопряжено с фестивалями, что провоцирует событийный туризм. По сериям недавно созданных произведений организуют экскурсии или предлагают туристам самостоятельно пройти городские квесты. Невозможно представить себе Рязань без квеста по всем локациям, где рассредоточились антропоморфные «грибы с глазами», а Калининград — без поиска семейки хомлинов. Есть такие и за границей: например, художник Загреба разбросал по городу планеты Солнечной системы, и найти некоторые из них совсем не просто.

Современный арт предполагает взаимодействие: фигурам трутносы, их обнимают для фотосессий или просто рассматриваютвблизи. В частности поэтому в соцсети туристов они попадают существенно чаще, чем монументальное искусство прошлого века, которым можно любоваться издалека.

 

-2

Своим примером

В греческих Афинах все доступные художникам поверхностирасписаны работами разного уровня ценности, однако чем выше и недоступнее картина, тем она искуснее. По муралам центра Афин, созданным известными художниками и студентами школы искусств, составляют путеводители и устраивают экскурсии. В Актау (Казахстан) стены многоэтажек украсили портретами знаменитых людей: поэтов, спортсменов, героев, чтобы молодые горожане не забывали эти имена и лица. Муралы Тегерана (Иран) зачастую посвящены религиозной или патриотической теме.Объёмная скульптура Cloud Gate в Чикаго привлекает туристов уже почти двадцать лет благодаря возможности взаимодействия — отполированная зеркальная поверхность позволяет делать самые разнообразные снимки. А голова Кафки в Праге, рассыпающаяся на металлические пластины и снова собирающаяся в узнаваемую фигуру, «вписалась» и в город, и в его «литературный» маршрут.

-3

Столица Северной Македонии реализовала проект «Скопье-2014»: в городе построили десятки новых объектов, среди которых и памятники историческим личностям, и жанровые скульптуры, и другие формы искусства. Власти рассчитывали сделать город более привлекательным для туристов и тем самым окупить огромные инвестиции. Однако при реализации были нарушены все возможные правила: «сайт-специфичными» можно назвать буквально пару работ, остальные вызывают у зрителей недоумение. Проект подвергся шквалу критики как со стороны местных жителей, так и со стороны представителей искусства, которые не оценили эстетическую сторону работ. Туристический поток действительно вырос, но город прославился скорее как столица китча, а не как столица искусства.

 

-4

Знай наше

Немалое количество визитных карточек российских городов когда-то тоже представляло собой арт-объекты в рамках выставок или фестивалей. Инсталляция «Счастье не за горами», без которой сложно представить себе современную Пермь, приехала в город на выставку и осталась навсегда. Участником выставки был и объект «Россия начинается здесь», расположенный у Псковского Кремля. 

Титул арт-столицы часто по праву присваивают Выксе — небольшому моногороду Нижегородской области, который стал преображаться в 2011 году, когда градообразующий металлургический завод решил разнообразить будни подростков фестивалем искусства. За годы фестиваля Выкса «обросла»муралами и пространственными скульптурами и стала отличным примером того, как симбиозу бизнеса, государства и искусства под силу превратить город в огромный музей.

Деревня Никола-Ленивец прогремела на весь мир, став парком ландшафтных инсталляций — ленд-арта. Созданные в рамках фестиваля «Архстояние» фигуры стали знаковыми для искусства и полюбились туристам.

-5

Не все арт-объекты останутся с нами надолго — они не так монументальны, как мозаики и скульптуры прошлого века, и могут отправиться на новую выставку или исчезнуть со временем. Муралы закрашивают во время капитального ремонта, пространственные скульптуры теряют форму и уступают место новым фигурам. Но многочисленные арт-фестивали по всей стране ещё не раз перетряхнут «застоявшиеся» туристические путеводители.

по материалам бортового журнала МИРАЭРО

вам так же может понравится наша статья о том, как стрит-арт стал настоящим мейнстримом и шагает по городам