Найти в Дзене

Трагедия усадьбы Альбрехтов в Котлах

Котлы впервые упоминаются в переписной книге Водской пятины 1500 года. Что там за котлы были, сказать не могу. Как и прочие земли этих мест постоянно переходили из рук в руки, вот уж неугомонные эти шведы. Угомонил опять таки Петр I в 1701 году, и пожаловал Котельский погост князю Александру Даниловичу Меншикову. У Александр Данилыча земель было как блох на собаке, до этих руки не дошли. В 1730 началась эпоха Альбрехтов. Анна Иоанновна Котлы и несколько ближайших деревень пожаловала майору лейб-гвардии Преображенского полка Людвигу фон Альбрехту (Иван Иванович по-нашему) за помощь в воцарении на престол. Справка Лудвиг фон-Альбрехт вывезен из Пруссии (1697/1698) Яковом Брюсом, во время первого путешествия Петра Алексеевича за границу. Принял русское подданство, поступил на службу в лейб-гвардейский Преображенский полк. В 1739 произведен в генерал-майоры. Строил слободы для гвардейских полков, участвовал в победе над шведами при Вильманстранде (в битве лишился ноги), был награжден орде

Котлы впервые упоминаются в переписной книге Водской пятины 1500 года. Что там за котлы были, сказать не могу. Как и прочие земли этих мест постоянно переходили из рук в руки, вот уж неугомонные эти шведы. Угомонил опять таки Петр I в 1701 году, и пожаловал Котельский погост князю Александру Даниловичу Меншикову.

Фасад со стороны главного въезда, 2020г
Фасад со стороны главного въезда, 2020г

У Александр Данилыча земель было как блох на собаке, до этих руки не дошли. В 1730 началась эпоха Альбрехтов. Анна Иоанновна Котлы и несколько ближайших деревень пожаловала майору лейб-гвардии Преображенского полка Людвигу фон Альбрехту (Иван Иванович по-нашему) за помощь в воцарении на престол.

Справка
Лудвиг фон-Альбрехт вывезен из Пруссии (1697/1698) Яковом Брюсом, во время первого путешествия Петра Алексеевича за границу. Принял русское подданство, поступил на службу в лейб-гвардейский Преображенский полк. В 1739 произведен в генерал-майоры. Строил слободы для гвардейских полков, участвовал в победе над шведами при Вильманстранде (в битве лишился ноги), был награжден орденом Святого Александра Невского, ему же был поручен тайный надзор за Елизаветой Петровной. Был женат на дочери Романа Брюса, имел единственного сына.

После восшествия на престол Елизаветы Петровны, Альбрехт попал в опалу, был лишен ордена и отправлен безвылазно проживать в имение Котлы.

Начало 20 века
Начало 20 века

Елизавета Петровна усадьбу изрядно урезала в пользу Разумовского. Каким был дом, в котором безвылазно жил опальный генерал, неизвестно, а вот его сын Лев (Лудольдо) Иванович, построил первый каменный в 1767 году, а так же новую деревянную церковь (про церковь позже), у стен которой была заложена усыпальница Альбрехтов.

Следующий Альбрехт, Иван Львович, уже в 20-е годы 19 века приобретает соседнюю мызу Ретельскую с 6 деревнями и 2 заводами – винокуренным и горшечным. Он перестроил усадебный дом в двухэтажный особняк в стиле классицизма с шестиколонными портиками и каретным подъездом с пандусами, на фронтоне главного фасада поместили герб рода Альбрехтов (проект приписывают архитектору А.И.Мельникову).

Центральная каменная лестница, 2020г
Центральная каменная лестница, 2020г

На первом этаже с большими полуциркульными окнами располагалась анфилада парадных помещений: вестибюль, залы, приемная, кабинеты. На втором, с большими прямоугольными окнами находились жилые комнаты. В подвалах были устроены кухни, кладовые, мастерские. Из подвала особняка начинался подземный лабиринт, заканчивавшийся в родовой усыпальнице Альбрехтов. Подземные ходы вполне вероятно сохранились, но остаются тайной – их так и не обследовали.

Самым удивительным местом здесь был пейзажный парк. Его разбили на крутом склоне у дома и под ним. Место оказалось очень заболоченным, пришлось проводить серьезные гидротехнические работы. В самом низу – главный пруд с гротами, спуск к которому от дома оформили террасами, по ним прошли дорожки, были устроены видовые площадки, а по центру возведена каменная лестница. Впрочем, прудов было множество, так же как тропинок и аллей, между прудами проложили канал.

-4

В 1830-х годах Иван Львович с супругой Эрминой Карловной (дочь лейб-медика, действительного статского советника Карла Фёдоровича Крузе) на самом высоком месте обширных владений, на берегу рукотворного пруда, близ села Ратчино, заложили небольшую усадьбу, в память о рано скончавшемся сыне – Александре Ивановиче Альбрехте – генерал-лейтенанте и герое Отечественной войны 1812 года, дав ей название "Утешение". Мы туда, к сожалению пока не доехали.

Господский дом в стиле английской готики был окружен садом с террасами, все хозяйственные постройки отнесли за пределы имения, это был удивительно уютный и тихий уголок. Вот эта усадьба относительно сохранилась, в советское время ее занимала больница, начиная с 90-х пустовала, не охранялась, разрушалась и умирала. Это то, что еще можно спасти, вроде бы передана в частные руки и есть надежда, но это неточно.

-5

После смерти Ивана Львовича имение наследует его сын Карл, который уступает "Утешение" и переезжает в Котельскую мызу, дальше Котлы связаны с массой известных людей. Карла Ивановича, участника Бородинского сражения, изобразил на портрете в усадьбе Котлы О.Кипренский. Художник жил недалеко и был частым гостем в Котлах. На заднем плане первая жена Ивана Львовича с сыном, Варвара, в девичестве Яковлева. Дочь того самого владельца уральских заводов Саввы Яковлева, самого богатого и удачливого предпринимателя России.

После кончины Варвары Карл Альбрехт заключает брак с Александрой Углицкой, троюродной сестрой Лермонтова. В годы его владения возводится целый комплекс каменных хозяйственных построек, некоторые даже дошли до наших дней. Сын, Петр Карлович стал последним из Альбрехтов владельцем Котлов.

-6

В 1893 году собственницей усадьбы Альбрехтов становится Нина Александровна Сапожникова, наследница знаменитого астраханского купеческого рода. Она поделила имение между двумя дочерьми: Марией – женой знаменитого архитектора Леонтия Николаевича Бенуа и Ольгой – женой Александра Ивановича Мейснера. Сестры активно развивали усадьбу как дополнительными постройками, так и произведениями искусства. В Котельском имении была уникальная коллекция картин русских и европейских мастеров, в числе которых работа Леонардо да Винчи, в 1912 году она была продана Эрмитажу за 150 000 рублей и вошла в экспозицию музея под названием «Мадонна с цветком» или «Мадонна Бенуа».

Остатки чего-то хозяйственного, 2020 г
Остатки чего-то хозяйственного, 2020 г

Сестры владели Котельской усадьбой вплоть до революции, по преданию Мейснер избежал ареста благодаря подземному ходу, воспользовавшись им он добрался до Петрограда, откуда в Финляндию. В конце 1918 имение национализировали, тогда по описи в нем было 46 построек, 16 из которых каменные. Дальше все довольно печально....

Продолжение следует