Экранопланы — это уникальные летательные аппараты, способные перемещаться на малой высоте над водой или землёй, используя эффект экрана (эффект подушки воздушной каверны). Это позволяет им развивать высокую скорость при низких затратах топлива по сравнению с обычными судами и самолётами. Советский Союз был пионером в разработке и использовании таких аппаратов.
Экраноплан "Лунь"
"Лунь" (проект А-90) — один из самых известных советских экранопланов, разработанный Центральным конструкторским бюро по морской технике «Алмаз» в Санкт-Петербурге. Он предназначался для военных целей, включая десантные операции, перевозку грузов и личного состава, а также выполнение разведывательных задач.
Процесс создания экраноплана "Лунь" был инициирован в 1969 году в Центральном конструкторском бюро по судам с подводными крыльями (ЦКБ СПК) имени Р.Е. Алексеева, расположенном в Нижнем Новгороде. В этом же городе предполагалось осуществить производство нескольких экземпляров данного типа экранопланов. Для масштабного производства "Луней" в Феодосии был создан исключительный производственный комплекс, способный одновременно размещать до шести экранопланов класса "Лунь" на различных стадиях сборки. Руководителем проекта выступил В. Кирилловых. Первый тестовый полёт "Луня" состоялся в 1987 году над Каспийским морем, а в 1990 году он был передан для опытной эксплуатации Военно-морскому флоту СССР.
В эпоху разработки "Луня" существовали две основные концепции проектирования экранопланов: советская, предложенная Р.Е. Алексеевым, с использованием прямого крыла, и западная, разработанная Липпишем, с применением треугольного крыла обратной стреловидности, формирующего конфигурацию, напоминающую перевёрнутую букву "V". Подход Алексеева подразумевал более сложную работу по обеспечению стабильности полёта, однако он позволяет достигать значительных скоростей и осуществлять полёты в "режиме самолёта".
Команду "Луня" формировали 11 членов экипажа: семь офицеров и четыре мичмана. Экраноплан мог функционировать автономно в течение пяти дней.
Технические параметры следующие:
- Размах крыла: 44 метра
- Длина: 73.8 метра
- Высота: 19.2 метра
- Площадь крыла: 550 квадратных метров
- Масса без нагрузки: 243 тонны
- Максимальная масса при взлёте: 380 тонн
Система двигателей "Луня" включала восемь двухконтурных турбореактивных двигателей НК-87, каждый из которых развивал тягу в 13,300 кгс. Такое количество мощности кажется невероятным!
Эти двигатели были адаптированы для использования на Ил-86, однако для "Луня" была создана специальная морская версия.
Особенности двигателей:
- Тип: 8 × ТРД НК-87
- Общая тяга: 8 × 13,000 кгс
- Максимальная скорость: приблизительно 500 км/ч
- Практическая дальность: 2000 км
- Высота полёта на экране: от 1 до 5 метров
Движение "Луня" основывается на принципе экранного эффекта. В основе этого эффекта лежит создание воздушной подушки не за счёт нагнетания воздуха специальными устройствами, а благодаря набегающему потоку воздуха. Таким образом, "крыло" таких аппаратов генерирует подъёмную силу как из-за разреженного давления над верхней поверхностью крыла (аналогично обычным самолётам), так и за счёт повышенного давления под нижней поверхностью. Реализовать это возможно только на очень малых высотах, не превышающих 10 метров.
При опускании закрылков двигатели направляют воздух под крыло, что позволяет экраноплану оторваться от воды. Центр давления, создаваемый экранным эффектом, располагается ближе к задней кромке крыла, в то время как центр давления, возникающий из-за "обычной" подъёмной силы, находится ближе к передней кромке. Следовательно, с увеличением вклада экрана в общую подъёмную силу центр давления смещается назад, что создает проблемы с балансировкой. Изменение высоты и скорости также влияет на балансировку, а крен приводит к диагональному смещению центра давления. Всё это делает управление "Лунем" задачей, требующей специальных навыков.
"Лунь" мог быть оснащён различными видами вооружения.
Экраноплан имел шесть пусковых контейнеров с противокорабельными ракетами (ПКР) ЗМ-80 «Москит» ОКБ А.Я. Березняка. (ПКР) ЗМ-80 «Москит» - это могущественная сверхзвуковая ракета с прямоточным маршевым двигателем, при успешном поражении цели, имела потенциал отправить на дно любой военный корабль стран НАТО. С начала 1980-х годов такие ракеты начали устанавливать на современные эсминцы, а также были интегрированы и в состав вооружения экраноплана "Лунь". В основном, его предназначение заключалось в "уничтожении авианосных многоцелевых или ударных групп ВМС противника в сотрудничестве с другими силами флота". Интересно отметить, что американские военные эксперты дали ему название "Убийца авианосцев".
"Лунь" является ярким примером инновационного подхода к проектированию летательных аппаратов, сочетающего в себе преимущества самолётов и судов. Несмотря на то, что после распада СССР проекты по развитию экранопланов были заморожены, технологии, разработанные для этих уникальных аппаратов, продолжают изучаться и развиваться.
Сегодня "Лунь" остаётся символом технического мастерства и инженерного гения советского времени, вдохновляя новые поколения исследователей и инженеров на создание ещё более совершенных летательных аппаратов.