3 мая 1945 года в Балтийском море британские ВВС напали на три судна, которые перевозили заключённых из немецких концлагерей. Было ли это ошибкой или союзники знали, кто находится на судах?
3 мая 1945 года, за несколько дней до капитуляции Германии, в Балтийском море британские ВВС разбомбили три судна, на которых были узники немецких концлагерей. Фашисты собрали более десяти тысяч заключённых из концлагерей Нойенгам, Дора-Миттельбау и Штутгоф и в Любекском заливе посадили их на огромный туристический лайнер “Кап Аркона” и два грузовых судна — “Тильбек” и “Дойчланд”.
Некоторые историки считают, что таким образом нацисты пытались избавиться от заключённых, чтобы, согласно приказу Гиммлера, скрыть следы своих зверств. И корабли, превращённые в плавучие тюрьмы, должны быть затоплены.
По другим данным, всё было согласовано с Красным Крестом Швеции, под присмотром которого пленников грузили на корабли. И Красный Крест предупредил Великобританию о том, кто находится на судах.
Но, тем не менее, командование британских воздушных сил приняло решение о бомбардировке кораблей, полагая, что на них пытаются скрыться высокопоставленные чины немецкой армии. Союзники знали, что именно в эти места отступали эсэсовские подразделения и бежали охранники концлагерей.
14:45 в небе над Балтийским морем появились три группы штурмовиков Королевских ВВС “Хоукер Тайфун” и открыли по судам огонь из всего, что было. Каждая группа атаковала один из кораблей.
Практически сразу на “Кап Арконе” и “Дойчланде” начался пожар, а “Тильбек” затонул за считанные минуты. Самолёты совершили ещё несколько заходов, несмотря на красные кресты на судах и людей, махающих любыми попадающими под руку белыми тряпками.
При этом вооружённая охрана не давала заключённым покинуть суда. С “Тильбека” удалось спастись чуть больше, чем сотне людей. И все они были охранниками. А заключённые так и остались запертыми в трюмах корабля.
Английские летчики, подобно летчикам фашистским, не признавая ничего, не обращая внимания на белый флаг на корабле, не обращая внимание на размахивание людей, находящихся на палубе, белыми рубашками, просящих пощады, сохранения жизни, продолжали бомбить корабли. Бомбежка происходила на очень малой высоте,
— рассказывал в 1949 году Василий Соломаткин. он был одним из немногих военнопленных, которым удалось спастись в тот день.
Самолёты добивали тех, кто смог выбраться с кораблей и оказался в воде, а с берега в них стреляли немцы. Всё это продолжалось около двух часов. Из более чем десяти тысяч человек, выжить удалось только 450. И только около 120 из них были заключёнными. Остальные были убиты, сгорели в огне или утонули.
В течении двух недель тела погибших прибивало к берегу. Их хоронили в братских могилах Нойштадте, Шарбойце и Тиммендорфер-Штранде. Но ещё в течении нескольких десятилетий люди продолжали находить останки жертв той катастрофы.
Официально, Великобритания назвала произошедшее ошибкой. Но узнать точно, что произошло, можно будет только в 2049 году, когда будут рассекречены документы британских ВВС.