Найти тему

Что имеет право проверять сетевая организация у потребителя

В последнее время появилась мода у сетевых организаций проводить проверки потребителей, в процессе которого представители сетевой организации проходят на территорию потребителя, осуществляют осмотр энергопринимающих устройств, помещений и другого оборудования с оформлением различных актов. Очень часто при проведении проверок персонал сетевых организаций превышает свои полномочия и права, предусмотренные действующим законодательством РФ. Давайте разберемся, что с точки зрения действующих нормативных актов имеет право проверять сетевая организация, а что проверять права не имеет.

В соответствии с пунктом 139 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения), лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электросетевого хозяйства, в границах балансовой принадлежности (в отношении граждан-потребителей - в границах земельного участка) которых установлен прибор учета, принадлежащий другому лицу, обязано обеспечить допуск для проведения работ по замене прибора учета и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также для проведения работ, связанных с эксплуатацией прибора учета и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), представителей сетевой организации.

В соответствии с пунктом 169 Основных положений сетевые организации вправе провести проверку в отношении надлежащего технологического присоединения строений, зданий и (или) сооружений, расположенных на земельном участке многоквартирного дома или граничащих с ним земельных участках, к электрическим сетям, в том числе к внутридомовым электрическим сетям многоквартирного дома, с привлечением лиц, отвечающих за содержание указанных сетей, в целях выявления фактов бездоговорного потребления электрической энергии.

В соответствии с пунктом 31(4) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, при рассмотрении проекта акта согласования технологической и (или) аварийной брони сетевая организация обязана осуществить проверку представленных сведений в целях определения величин технологической и аварийной брони. При необходимости сетевая организация вправе осуществить осмотр (обследование) энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии, объектов электроэнергетики в целях проверки представленных потребителем сведений и проекта акта согласования технологической и (или) аварийной брони.

В соответствии с пунктом 18 д) Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, сетевая организация осуществляет проверку выполнения заявителем мероприятий технических условий договора об осуществлении технологического присоединения (за исключением физ. лиц до 15 кВ включительно, ИП и юр лиц до 150 кВт включительно на уровне напряжения 0,4 кВ).

Других причин для проверки энергопринимающих устройств на территории заявителя у сетевой организации нет.

Подведем итог. Есть четыре причины проверки сетевой организации с необходимостью допуска на территорию потребителя:

- проверка расчетного прибора учета на территории потребителя;

- проверка самовольного подключения к внутридомовым электросетям многоквартирного дома;

- проверка соответствия информации в акте аварийной и технологической брони;

- проверка выполнения мероприятий по техническим условиям при новом подключении ли увеличении мощности (за исключением физ. лиц до 15 кВ включительно, ИП и юр лиц до 150 кВт включительно на уровне напряжения 0,4 кВ).

При этом, если потребитель является владельцем квартиры или нежилого помещения в многоквартирном доме или владелец домовладения (частного дома с постройками), то он имеет право спросить у проверяющих соответствующие документы. Данный вопрос регламентирован подпунктом ж) пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственником и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354. В соответствии с указанным пунктом потребитель имеет право требовать от представителя энергоснабжающей организации документов, подтверждающих его личность (В соответствии с Указом Президента РФ от 13.03.1997 № 232 основным документом, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации является паспорт РФ) и наличие у него полномочий на доступ в жилое или нежилое помещение потребителя для проведения проверок состояния приборов учета (наличие документов, что он работает в этой организации и наличие документов, что он имеет письменное поручение на выполнение данной работы (наряд, приказ, письменное задание либо иной подобный документ).

Стоит отдельно отметить, что в последнее время сетевая организация стала проводить проверки на предмет наличия или отсутствия признаков предпринимательской деятельности у бытовых потребителей. Стоит отметить, что у сетевой организации отсутствуют полномочия по определению наличия или отсутствия предпринимательской или иной деятельности в отношении потребителей. Данным правом в соответствии в пунктом 6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 306, обладают налоговые органы или в соответствии со статьей 13 Федерального закона «О полиции» от 07.02 2011 г. № 3-ФЗ, работники внутренних дел. Работники коммерческих структур, в том числе сетевых организаций, такими полномочиями не обладают.

Энергоэксперт Фирсов А.Е.

energoexpert@bk.ru