Спустя два года после войны 26 мая 1947 года Указом Президиума ВС в СССР была отменена смертная казнь, однако уже 12 января 1950 года она была восстановлена с формулировкой «О применении смертной казни к изменникам Родины, шпионам, подрывникам-диверсантам».
Во-первых, это было приурочено к «Ленинградскому делу», по которому проходили контрреволюционеры Вознесенский, Кузнецов, Родионов, Попков и другие.
А во-вторых, что более важно, отмена смертной казни позволила уйти от расстрела военным преступникам. Японские генералы О. Ямада, Р. Кадзицука, К. Кавасима, Т. Ниси разводили и испытывали на русских военнопленных бактерии чумы, холеры и сибирской язвы. От этих экспериментов пострадали тысячи людей. В 1949 году генералов судили в Хабаровске, они получили по 25 лет, а отбыв сроки, вернулись в Японию.
Избежали казни и некоторые белогвардейцы – пособники немцев. Например Василий Шульгин – организатор белого движения, монархист, националист. Его арестовали в Югославии, судили в 1947 году, приговорили к тем же 25 годам. Он отсидел 9лет, потом вышел по амнистии, умер в 1976 году, а его дом стал местом паломничества диссидентов.
Поэтому Сталин принял правильное решение – рано заниматься гуманизмом, надо избавляться от опасных для страны людей.
Конечно, по этому периоду продолжаются нападки на Сталина, дескать опять развязал репрессии против генералов-победителей.
Во время войны около сотни генералов попало в немецкий плен. Некоторые из них были замучены фашистами или расстреляны, а некоторым вернулись домой. Безусловно они должны были пройти проверку НКВД (фильтрацию) на предмет сотрудничества с немцами. Разведка работала хорошо, помогали немецкие архивы, опросы бывших узников и разведданые. Особо тщательно проверяли генералитет и результаты были разные.
Судьбы генералов
Генерал Михаил Георгиевич Снегов – ветеран Первой мировой войны, поручик, добровольно в 1918 году вступил в РККА, прошёл Гражданскую войну, в 30-х годах был исключён из партии за то, что отказался развестись с женой дворянкой.
В июне 1941 года генерал Снегов командовал 8-м стрелковым корпусом Киевского округа, в который входили: 99-ая и 173-ая стрелковые, 72-ая горнострелковая дивизии. В плен попал под Киевом, содержался в нескольких лагерях, в основном в Хаммельбурге.
Власов предлагал ему должность начальника штаба армии, они раньше вместе служили и Снегов был его непосредственным начальником. От сотрудничества с Власовым он отказался.
Снегова освободили союзные войска. После проверки его восстановили в РККА и вручили Орден Красного Знамени за бои в районе Перемышля. Его послевоенная служба будет проходила в Архангельске в должности заместителя командующего округом, а с 1952 года Снегов работал заведующим военной кафедрой Харьковского института инженеров коммунального строительства, защитил диссертацию, ушёл на пенсию в 1959 году. В партии он был восстановлен только в 1954 году. Скончался генерал в Харькове в 1960 году и был похоронен с почестями.
Генерал Иван Музыченко - Командовал 6-й Краснознаменной армией. Вместе с армией попал в окружение под Уманью и был отправлен в лагерь Хаммельбург.
Освобождён был американскими войсками и вернулся на Родину. После проверки был восстановлен на службе в том же звании. Окончил Военную Академию Генштаба и служил заместителем командующего Приволжского округа. Умер в 1970 году.
Генералы Михаил Потапов и Иван Скугарёв после проверки были восстановлены в прежнем звании и продолжили службу. Эти генералы не находились с кем-то в близком знакомстве, не имели особого партийного веса, просто они храбро воевали, а в плену не сотрудничали с немцами
Однако были генералы, которые после проверки были заподозрены в сотрудничестве с врагом. Но решение сразу не принималось, проводилось несколько проверок, иногда по времени это растягивалось на годы. Сталину докладывали итоги проверок, некоторые генералы были осуждены на разные сроки, некоторые приговорены к высшей мере.
Генерал Николай Кириллов. Командовал стрелковым корпусом, в плен попал под Уманью. Немцы распространяли его фотографии в компании с немецкими офицерами в целях пропаганды. Позже отправили в концлагерь Дахау. После освобождения и возвращения на Родину проверку не прошёл и был обвинён в дезертирстве и предательстве. Разбирательство шло несколько лет, в 1950 году его признали виновным и приговорили к высшей мере наказания.
Генерал Павел Понеделин, командующий 12-й армией. В плен также попал под Уманью вместе с Кирилловым. Использовался немцами в пропагандистских целях для изготовления и распространения листовок с его фотографиями. Как только появились листовки, он заочно был приговорён к расстрелу. Однако дело его по просьбе Сталина пересматривалось несколько раз, повторно опрашивались свидетели. В итоге после долгих проверок в 1950 году он был приговорён к высшей мере наказания за измену Родине.
Первым по Указу от 12 января 1950 года был приговорён к высшей мере наказания маршал авиации Сергей Худяков, который был арестован ещё в декабре 1945 года.
О нём на канале есть статья: «Кому и зачем нужна героизация маршала Худякова (Ханферянца)» (Здесь)
Следствие по его делу шло долгих пять лет, началось оно с обвинения в пропаже самолёта с маньчжурским золотом и возможным присвоением трофеев, впоследствии выяснилось, что Худяков большую часть своей жизни прожил под чужим именем.
В статье приведено несколько примеров расследования дел по оправданию или обвинению военачальников РККА. Стоит отметить, что большинство генералов, попавших в плен, в связях с немцами не были заподозрены. 25 генералов после плена были восстановлены в правах и возвращены в действующую армию.
12 генералов сотрудничали с немцами и понесли наказание.