В феврале 24 года запустил бизнес розничной торговли бытовой химией и авто косметики. Тогда же решил также торговать товарами на маркетплейсах. Сначала зарегистрировался на Яндекс Маркете. Заполнил карточки, описание и фотографии карточек заполнил и загрузил только с официального сайта производителя. Все бы хорошо, но...
21 мая на электронную почту получаю странное письмо с заголовком "Уведомление о нарушении авторских прав". Изучив письмо, понял, что всё серьезно. Оказалось, что некая ООО "ФОРТУНА ТЕХНОЛОДЖИС" отправила досудебную претензию, в котором утверждается, что нарушил авторские права некого фотографа Парилова Е.А. и разместил его творение на интернет ресурсе Яндекс Маркет и это все было фиксировано посредством протокола с названием "Вебджастис". За это причинен ущерб на 36621 руб. 20 коп. и если согласимся урегулировать спор без суда, необходимо прекратить любое использование фотографии и вместо 36621руб. заплатить 23803руб. Пропускаю все подробности, схемы, коэффициенты, расчеты и ссылки на статьи кодексов РФ, так как вряд ли это интересно читателям.
Интересно то, что эту спорную фотографию мы никогда и нигде не использовали, не загружали ни в какие ресурсы (в том числе в Яндекс Маркет). По этой причине первая мысль была о том, что это недоразумение и ошибка. Просто необходимо обоснованно объяснить, доказать и донести, что мол "извините, но мы законопослушные участники бизнес сообщества, мы Ваши права не нарушали. Вот Вам обоснование и доказательства. Так как мы не нарушили Ваши права и это очевидно, то просьба не подавать в суд и направить свои ценные ресурсы на выявление реальных нарушителей.".
В поисках этих доказательств выяснилось, что Яндекс Маркет для "удобства покупателя", не спрашивая мнения продавцов, объединяет в одну веб страницу все предложения одного и того же товара всех продавцов. То есть, если вы на Яндекс Маркете попадаете на карточку товара "Маска для волос SOS-восстановление 300 мл", то в перемешку увидите ВСЕ фотографии, которые загрузили в свои карточки все 21 продавцов данного товара. А с правой стороны страницы увидите все предложения с ценами всех 21 продавцов. Если выберите одного из продавцов, то наведя стрелку мышки на название данного магазина, можете увидеть наименование юр. лица. продавца. Можно выбрать любого продавца, от этого адрес страницы (ссылка в окне браузера) и список загруженных картинок не меняется. То есть инновационная автоматическая система "Вебджастис" видимо каким то случайным (может и не случайным?) образом принял решение, что из всех 21 продавцов товара спорную фотография в Яндекс Маркет загрузил ИМЕННО магазин GrassOptTorg, волшебным образом навёл стрелку именно на название нашего магазина и сделал скриншот "доказательства" именно когда отображается название нашего ИП. И в качестве главного доказательства нашей "вины" указали данную ссылку на карточку товара, где все фотографии всех продавцов.
Для выяснения обстоятельств, первым делом была создана обращение в службу поддержки Яндекс Маркета с вопросами, что за фото, кто загрузил и причем мы и получили исчерпывающий ответ:
На основе вышеуказанных фактов составил и отправил 23 мая обоснованный ответ на претензию на трех страницах, подписав ЭЦП организации и прикрепив скриншоты и видеоосмотры переписки, карточки товара в личном кабинете Яндекс Маркет итд. Письмом вежливо уведомил, что мы не нарушали и не нарушаем авторские права Парилова Е. А. и по этой причине вынуждены отказать в удовлетворении требования об уплате компенсации в размере 36 621 рублей 20 коп.
Хотелось бы, чтобы на этом данная история заканчивалось, но...
03.07 в АС Ставропольского края подан исковое заявление! Истец даже после отзыва на 4 страницах с всеми скриншотами и доказательствами все ровно направил объяснение в суд и настаивает на том, чтобы иск был удовлетворен полностью.
Теперь самое интересное!
Оказалось, что мы не одни с этой несправедливой бедой! На сайте Пикабу есть статья (с 81тыс. просмотрами и 117 комментарием на момент написания этой статьи) описывающее такое же дело https://pikabu.ru/story/yuridicheskie_istorii_593_bez_vinyi_vinovatyiy_11544688?utm_source=linkshare&utm_medium=sharing
Для наглядности цитата иронического коммента автора: "Родился у меня хороший стартап по сабжу родительского поста. Заводим на маркетплейс ООО, оформленную на дропа, подконтрольную правообладателю фото, выкладываем в популярных товарах, которые продают многие организации, фото, маркетплейс объединяет карточки товаров.
И идем взыскивать компенсацию с каждой организации! Чистый профит! "
Так вот: что мы имеем?
1. Организацию, которая заранее (по крайнем мере на этапе досудебной претензии точно) почти достоверно знает, что данный ответчик не является нарушителем авторских прав. Доказательство: Яндекс Маркет сам об этом написал в переписке.
2. Организация заранее знает (письма с ответами как минимум по трем претензиям), что у ООО Яндекс есть такая "фишка" объединять продавцов одного и того же товара в одну страницу с перемешиванием всех фотографий всех продавцов. Логично было бы запросить у ООО Яндекс информацию, кто именно из 21 продавцов загрузил спорную фотографию.
3. Организация игнорирует мотивированные ответы и подает иск в арбитражный суд. Думаю ставка на том, что ответчик предпочтет заключить соглашение, так как стоимость услуг представительства в Арбитражном суде в основном дороже суммы иска. А при случае игнорировании ответчика получить судебное решение о полном удовлетворении иска и создать идеальный судебный прецедент для дальнейших исков. Уважаемые читатели и особенно юристы!
Вопрос1: Как быть? Можно ли добиться правосудия, если ты владелец маленького магазинчика, работающего без прибыли против крупной компании с большими оборотами и с сильным желанием засудить без вины?
Вопрос2: Не является ли это дело злоупотреблением права и нарушением принципа добросовестности участников гражданских правоотношения и разумности их действий?
Спасибо.