ОБРАЩЕНИЕ ЭКСПЕРТНОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД
9.08.2024 г.
Экспертная общественность Кавказских Минеральных Вод констатирует, что Российская Федерация безвозвратно теряет лечебный регион КМВ, признанный самым эффективным в России и в мире, в связи с принятием губительных законодательных и нормативных актов, прямо противоречащих ранее принятым в советский период и до 2006г.
Развитие ситуации характеризуется следующим.
В 1985году, по заданию СМ РСФСР и ВЦСПС, после 10-летней работы гидрогеологов КМВ и десятка институтов, были разработаны и утверждены «Проект Округа санитарной охраны курортов Кавказских Минеральных Вод» и границы зон санитарной охраны курортов КМВ (Постановление №300 от 30.07)). В 1986г. Постановлением СМ РСФСР утверждено «Положение о курортах федерального значения Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск, Железноводск». Далее, в соответствие с этими документами, на краевом и местном уровнях были приняты планы санитарно-оздоровительных мероприятий и краевое решение «О мерах по сохранению и рациональному использованию природных лечебных ресурсов курортов КМВ. И, наконец, на основе всех этих материалов, в 1991г. Государственным институтом проектирования городов (ГИПРОГОР) совместно с 18 институтами была разработана и передана «Территориальная схема охраны природы курортов КМВ» (ТерКСОП). Единственная в стране такого масштаба и значения. Ничего лучше в этом контексте до сих пор не создано.
Этим основополагающим документом (который стоил государству более 25млн. руб. того времени), были определены на долгие годы параметры развития курортов в соответствии с демографическими, экологическими и жизнеобеспечивающими возможностями региона, отражены главные направления экологической политики в целях сохранения уникального природного комплекса КМВ на основе всестороннего анализа природного и техногенного компонентов окружающей среды.
Заметим, что в настоящее время этот документ бесследно исчез и мы его найти не можем.
Дальнейшее развитие событий объясняет этот невероятный феномен. Здесь следует упомянуть ещё один важнейший документ – Указ Президента РФ «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе – Кавказских Минеральных Водах» от 1992г. Однако, позже, по решению краевой власти в этом Указе были намеренно ликвидированы важнейшие позиции – о создании Администрации КМВ, (которая успешно функционировала более 10 лет) и о принятии мер по регулированию механического прироста населения. То есть, ликвидировано централизованное управление регионом.
Ну, а далее начинается самое интересное. Поскольку, устранены главные помехи, начинают появляться многочисленные «стратегии, концепции, проекты» и т.д. по развитию региона КМВ, суть которых сводится к одному – изъятие ценных рекреационных территорий, в том числе и ООПТ, инвестиции, коммерческие и прочие объекты, безудержное жилое строительство и т.п. И всё это без оглядки на существующие ограничительные режимы зон санитарной охраны, без, даже подобия, государственной экологической экспертизы, при полном игнорировании действующих ограничительных режимов, без учёта далеко не безразмерной экологической ёмкости курортов, при незаконной фрагментарной корректировке генеральных планов …
В какой-то момент эти противоречия достигают скандального максимума и тут включается тот самый законотворческий механизм.
В 2014г. появляется проект скандального закона № 555568-6 о хозяйственном использовании земель лечебных территорий, суть которого сводилась к курортному апокалипсису. Бурная реакция экспертной общественности КМВ была услышана, закон отвергнут. Но, оказалось, до поры…
И вот в 2023году этот же документ появляется в новом обличье - №469-ФЗ от 04.08.2023г. Принят, как и прежний скоропалительно, без всесторонней профессиональной экспертизы с датой вступления в силу 01.09.2924г.
Однако, самое трагичное для курортов и лечебных ресурсов КМВ заключается в параллельной разработке проекта Постановления об актуализации, а проще, об упразднении 2 и 3 зон санитарной охраны месторождений минеральных вод, а значит к разрушению той защиты лечебных ресурсов, которая была разработана и утверждена в 1985г.
Следует отметить, что месторождения КМВ относятся к высшей - 4-5 категории сложности, то есть, наиболее уязвимые для техногенной нагрузки и наиболее сложные в формировании. Именно этим объясняются большие площади вторых санитарных зон (утверждённых Правительством в 1985г), а это площади распространения месторождений в недрах, их области питания, но, как выясняется наиболее лакомые для хозяйственного освоения. Здесь крайне важно подчеркнуть, что границы региона КМВ по «Проекту зон санитарной охраны», по сути, являются той самой экологической ёмкостью, обусловленной физико-географическими, геолого-гидрогеологическими, эколого-рекреационными и ресурсными параметрами региона, то есть константой, не допускающей корректировки.
Таким образом, законодательная база была почти подготовлена для того, чтобы, во-первых, узаконить, те невероятные пагубные изменения, которые произошли за последние 15-20 лет и которые планируются последними дикими инициативами по «развитию и перепланировке» региона под водительством корпорации «ДОМ-РФ», во-вторых, чтобы окончательно изменить парадигму сугубо лечебного региона на туристическую мекку. Отметим, что всё происходящее на КМВ, в целом, обусловлено не только непомерными аппетитами коммерциализации, но и отсутствием профессионалов в управленческой среде курортов, не считающихся с мнением тех немногих оставшихся опытнейших специалистов курортного дела.
(При этом необходимо напомнить о главном документе – ТЕРКСОП, который давно и навсегда определил возможности развития Кавказских Минеральных Вод.)
О реальной эколого-рекреационной ситуации «бывшего» лечебного региона Кавказских Минеральных Вод следующее.
Недопустимый техногенный прессинг последних 30 лет на курортную и природную среды, привёл к деградации региона по всему спектру лечебно-рекреационных факторов: гидроминеральных ресурсов – основы лечебной базы региона, воздушного и водного бассейнов, ландшафта, санаторно-курортного комплекса, парковых и курортных зон, недопустимого демографического перекоса. При этом, обобщающая информация о реальных эколого-техногенных изменениях в регионе за последние 30 лет отсутствует.
Передача от единого генерального недропользователя в частные руки месторождений минеральных вод и дробление ранее единой системы эксплуатации, в условиях единого артезианского бассейна, повлекли за собой хаотичный, несбалансированный водоотбор, что противоречит гидрогеологическим условиям региона, и чревато изменениями гидрохимического состава минеральных вод.
Обязательный в таких случаях обобщающий мониторинг месторождений, да и природной среды в целом, не ведётся. Такая практика неминуемо приводит к падению качества минеральных вод – главного лечебного ресурса.
- Под «заказ» меняются десятилетиями действующие ГОСТы на лечебные минеральные воды, а значит, теряют свою актуальность курортологические методики лечения. Под угрозой экологическое состояние озера лечебной грязи Тамбукан.
- Отсутствие государственного контроля – экологического, градостроительного, миграционного, технического – одна из решающих причин хозяйственного хаоса на курортах. Практика хозяйствования абсолютно дистанцирована от целей сохранения курортов и направлена на сиюминутное извлечение прибыли. При этом разрозненность и отсутствие координации в развитии единого курортного региона, а по сути, отсутствие единого управления им (упразднение Администрации КМВ) и обуславливает уничтожение региона, как всероссийской здравницы.
Курортологическая наука приходит в упадок и, за редким исключением, практически не востребована. Использование основного лечебного средства – минеральной воды уходит на второй - третий план. Более ста лет именно минеральная вода в соответствии с уникальными курортологическими исследованиями обеспечивала доказанное оздоровление многим миллионам россиян. Ныне эти бесценные достижения безнадёжно утрачиваются. Парадигма существования лечебных курортов КМВ экстенсивно меняется на туристическую в угоду нынешней конъюнктуре. Не следует забывать, что Кавминводы – крупнейшая госпитальная, реабилитационная база страны. Великая Отечественная война это показала.
- И главное – игнорирование ограничительного режима зон санитарной охраны (ЗСО) уже привело к хаотичному освоению ценных территорий, периодические незаконные (без участия Правительства РФ) корректировки генпланов курортов «под заказ» изуродовали курортные зоны и рекреационные площади, экологические параметры всех природных сред деградируют катастрофически.
Загрязнение малых рек кратно превышает ПДК, более полумиллиона единиц автотранспорта уничтожают воздушную среду лечебных курортов, многочисленные тепличные хозяйства в пойме рек, десятки незаконных карьеров для хищнической добычи инертных материалов, повсеместная вырубка зелёных насаждений, огромное число стихийных свалок изуродовали ландшафт региона.
Размножение новых жилых микрорайонов вокруг курортов совершенно меняет облик курортного региона, превращая его в нелепую агломерацию. Выкуп и изъятие различными инвесторами, в том числе и иностранными, сотен гектар особо ценных земель под санаторно-курортные и туристические комплексы не сопровождается анализом соответствия этих проектов имеющимся коммунальным и гидроминеральным ресурсам. Нелишне подчеркнуть, что всё это прямо усугубляется неуправляемой миграционной политикой. По официальному, задокументированному мнению нескольких маститых ученых, эколого-рекреационное состояние курортов Кавказских Минеральных Вод близко, или уже критическое.
В связи с изложенным, считаем, что сложившаяся практика хозяйствования и управления регионом КМВ неминуемо приведёт к окончательному разрушению курортной среды и гибели региона как уникальной природной здравницы Российской Федерации.
Предлагаем:
Приостановить законотворческую работу по разрушению курортов КМВ и, прежде всего, наложить вето на федеральный закон, касающийся Кавказских Минеральных Вод от 04.08.2023. №469-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской федерации».
В первую очередь это касается проекта постановления об актуализации зон санитарной охраны;
Ввиду отсутствия всестороннего анализа реальной ситуации на курортах в части недропользования, землепользования, градостроения, состояния лечебно-рекреационных ресурсов, экологической и демографической составляющих, предлагается создать Федеральную комиссию по мониторингу указанных позиций, а также причин, вызвавших их ухудшение. Мониторинг проводить в соответствии с требованиями действующих федеральных законов по курортам, утверждённых зон санитарной охраны и разработанной ранее «Территориальной комплексной схемы охраны природы КМВ» (ТерКСОП).
- В создаваемую комиссию включить профильных специалистов – общественников из региона КМВ;
- По итогам работы Федеральной комиссии подготовить, «дорожную карту» по устранению выявленных нарушений, улучшению и восстановлению рекреационных ресурсов. По данному вопросу Правительствам РФ и СК принять соответствующие Постановления.
- Продолжить разработку закона о КМВ исключительно на
основании полученного анализа современного состояния курортов, при этом, особое внимание обратить на раздел проекта, определяющий наиболее оптимальную, соответствующую статусу и сохранению федеральных курортов форму централизованного управления.
И главное – то, к чему эксперты Кавминвод призывают не одно десятилетие – выполнить работу, определяющую допустимую эколого-рекреационную ёмкость Кавказских Минеральных Вод.
Только предложенный комплексный подход к решению проблем курортного региона КМВ будет отвечать идее сохранения уникального народного достояния – курортов Кавказских Минеральных Вод.
И последнее. Специальная военная операция предполагает максимальное использование санаторно-курортного комплекса и уникальных природных лечебных ресурсов КМВ в лечении и реабилитации военнослужащих, а оголтелое переформатирование региона в туристско- развлекательном направлении прямо противоречит этим целям.
Председатель регионального общественного Движения «Союз защиты курортов КМВ»
Экс-глава города-курорта Ессентуки И.С. Стоянов
Эксперт – эколог, гидрогеолог В.Л. Супруненко
09.08.2024 г.