Простыми словами, музыкальный интервал - это два звука, расположенные на определенном постоянном расстоянии друг от друга. Математически интервал можно представить как отношение частот двух звуков.
Расстояние между нотами мы будем измерять полутонами и тонами. Полутон - это расстояние между соседними клавишами на клавиатуре фортепиано (в том числе и между черными и белыми клавишами) или же между ладами на грифе струнного инструмента. (до-до#, ми-фа, ля#-си). Тон в свою очередь состоит из двух полутонов (до-ре, ми-фа#, ля#-до).
Здесь мы рассмотрим только простые интервалы в пределах до октавы.
Теперь разберем каждый из простых интервалов, построив их от ноты до. Наиболее употребляемые интервалы помечены точкой.
Прима
Прима (лат. prima — первая) - интервал, шириной в одну ступень. Образуется двумя звуками одного тона (до-до, соль#-соль# и т д).
Так же существует несколько разновидностей этого интервала:
- Чистая прима — простейший интервал в одну ступень и ноль тонов, то есть точное повторение одного и того же звука, иначе называется унисоном. Обозначается ч. 1.
Увеличенная прима — хроматический интервал величиной в полутон. По высоте равна малой секунде (далее), обозначается ув. 1.
Дважды увеличенная прима — интервал в одну ступень и в один целый тон. По высоте равна большой секунде (далее), обозначается дв. ув. 1.
Уменьшённая прима теоретически невозможна, однако в полифонии такое понятие иногда используется для обозначения интервала величиной в полтона, образующегося при пересечении линий двух соседних голосов.
Секунда
Секунда (лат. secunda — вторая) —это музыкальный интервал шириной в две ступени, обозначается цифрой 2.
Разновидности:
- Большая секунда — интервал в две ступени, или на целый тон (б. 2)
- Малая секунда — интервал в две ступени, или на целый тон (б. 2)
- Увеличенная секунда — интервал в три ступени, или на полтора тона. По звучанию равна малой терции (далее), обозначается ув. 2.
Уменьшённая секунда - по звучанию равна чистой приме, обозначается ум. 2. В музыке почти не используется.
Терция
Терция (лат. tertia «третья») — музыкальный интервал шириной в три ступени; обозначается цифрой 3.
- Большая терция — интервал в три ступени, содержащий два тона, обозначается б. 3. Является нижним интервалом большого (мажорного) трезвучия и также иногда может заменять его, производя примерно то же впечатление.
- Малая терция — интервал в три ступени, содержащий полтора тона, обозначается м. 3. Является нижним интервалом малого (минорного) трезвучия, и, подобно большой терции, также может иногда его заменять.
Увеличенная терция — интервал в три ступени, содержащий два с половиной тона. По звучанию равна кварте
Уменьшённая терция — интервал в три ступени, содержащий один тон, по звучанию равен большой секунде. Строится вокруг устойчивых ступеней мажора и минора
Кварта
Кварта (лат. quarta «четвёртая») — интервал шириной в четыре ступени. Обозначается цифрой 4.
- Чистая кварта — интервал в четыре ступени, содержащий два с половиной тона. Обозначается ч. 4.
- Уменьшенная кварта — интервал в четыре ступени (два тона). По своему звучанию равна большой терции, обозначается ум. 4.
- Увеличенная кварта (тритон) — интервал в четыре ступени (три тона). Обозначается ув. 4, энгармонически равна уменьшённой квинте, является одной из разновидностей тритона (не путать с земноводными!).
Квинта
- Чистая квинта — интервал в пять ступеней (три с половиной тона). Обозначается ч. 5.
- Уменьшенная квинта — интервал в пять ступеней (три тона). Обозначается ум. 5, по звучанию равна увеличенной кварте, является одной из разновидностей тритона.
- Увеличенная квинта — интервал в пять ступеней (четыре тона). По звучанию равна малой сексте, обозначается ув. 5.
Секста
Се́кста (лат. sexta — шестая) — музыкальный интервал шириной в шесть ступеней, обозначается цифрой 6.
- Большая секста — интервал в шесть ступеней и четыре с половиной тона, обозначается б. 6.
- Малая секста — интервал в шесть ступеней и четыре тона, обозначается м. 6.
Увеличенная секста — интервал в шесть ступеней и 5 тонов, обозначается ув. 6, по звучанию равна малой септиме.
Уменьшённая секста — интервал в шесть ступеней и три с половиной тона, обозначается ум. 6, по звучанию равна чистой квинте. Строится на IV повышенной ступени в мажоре и миноре (в обоих случаях с участием II пониженной ступени) и разрешается в чистую кварту на V ступени.
Септима
Се́птима (лат. septima — седьмая) — музыкальный интервал шириной в семь ступеней, обозначается цифрой 7.
- Малая септима — интервал в семь ступеней и пять тонов, обозначается м. 7
- Уменьшённая септима — интервал в семь ступеней и четыре с половиной тона, обозначается ум. 7. По звучанию равна большой сексте.
Увеличенная септима — интервал в семь ступеней и шесть тонов. Обозначается ув. 7, по звучанию равна чистой октаве, в музыке практически не используется.
Октава
- чистая октава — интервал в восемь ступеней и шесть тонов, простейшее соотношение двух звуков различной высоты, у которых частота колебаний относится как два к одному, то есть верхний звук имеет вдвое бо́льшую частоту колебаний, чем нижний звук; обозначается ч. 8
уменьшённая октава — интервал в восемь ступеней и пять с половиной тонов; обозначается ум. 8. По звучанию равен большой септиме.
увеличенная октава — интервал в восемь ступеней и шесть с половиной тонов; обозначается ув. 8
Расположив все интервалы на нотном стане, мы получим следующую картину: