Найти тему

Тибет

Путешествия являются одним из самых захватывающих способов познания мира и открытия новых культур, особенно если вы это делаете вдумчиво, осознанно и анализируете свои предпочтения. Существует множество удивительных мест на Земле, но куда интереснее посетить места, которые подсознательно вас тянут, а еще интереснее , когда в итоге вы понимаете, почему это место вас так притягивало.

В данном разделе я буду рассказывать о самых удивительных местах на Земле, где вы не просто сможете насладиться уникальными видами, погрузиться в традиции и отведать самые вкусные блюда, но главное - почувствовать энергию Земли, зов предков, соприкоснуться с прошлым, а также познать себя, мир, стихии природы. Для меня в путешествии всегда было интересно, куда приведут меня ноги, пространство, я анализировала и искала ответы на свои вопросы, на свои чувства, эмоции, которые вызывали у меня те или иные места.

Тибет – уникальное место, насыщенное древностью, религией и удивительной культурой. Здесь можно ощутить магию и духовность в каждой мельчайшей детали, но главное здесь и везде:

1) Люди, их восприятие жизни и пространства, времени, в котором они сосуществуют;

2) Пространство, как часть единого организма Земли. Просто вообразите себе: вы путешествуете по организму Земли.

Я постараюсь передать вам эту атмосферу, и, возможно, приоткрою некоторый занавес.

История Тибета: ключевые моменты

Историю страны знать очень важно, чтобы по-настоящему проникнуть в культуру народа и увидеть страну совершенно в другом ракурсе.

Многие философы, историки и политики знают, что не зная историю можно совершить много ошибок. Ситуации повторяются, знание истории позволяет увидеть более широкую картину мира, это позволяет расширять свои знания о мире, а также увидеть причинно-следственные связи событий и поступков других людей, принимать более взвешенные решения, и уберечь себя от многих бед.

Ниже приведу только краткие значимые сведения.

Царство Чжанчжун (ок. 500 г. до н.э. - 625 г. н.э.)
Чжан Жунг считается первоначальной родиной религии Бон (коренная тибетская религия с элементами более древних тибетских традиций, о религии ниже). Об этом я пишу ниже в блоке Религии, этот факт очень важный.

К 1 веку до н.э. в долине Ярлунг возникло соседнее королевство, и король Ярлунгов, Дригум Ценпо, попытался устранить влияние Чжан Жунга, изгнав жрецов Бон Чжана из Ярлунга. Правители доимперской династии Ярлунг считаются мифологическими, поскольку не найдено достаточных доказательств их существования.

Говорили, что тибетские короли оставались связанными с небесами через шнур dmu (dmu thag), так что вместо смерти они возносились прямо на небеса, когда их сыновья достигали совершеннолетия. [Примечания автора: шнур здесь скорее олицетворяется с пуповиной младенца, связывающая мать (род) с человеком. Есть отличный фильм об этом "Нити", 2004 года].

Король Дригум Ценпо в итоге был убит. Бон провели погребальные обряды. [Примечание автора: нельзя просто взять и выгнать тех, чья территория эта была изначально]. Чжан Чжунг продолжал свое господство в регионе, пока он не был аннексирован Сонгценом Гампо в VII веке.

Тибетская империя (618-842)

Традиционная тибетская история хранит длинный список правителей, чьи подвиги стали предметом внешней проверки в китайской истории к VII веку. С 7 по 11 века Тибетом правил ряд императоров, из которых тремя наиболее важными в более поздней религиозной традиции были: Сонгцен Гампо, Трисон Децен и Ралпакан. Они были приравнены к трем защитникам, соответственно, Авалокитешваре, Манджушри и Ваджрапани. Сонгцен Гампо (ок. 604-650) был первым великим императором, который расширил власть Тибета за пределы Лхасы и долины Ярлунг, и ему традиционно приписывают внедрение буддизма в Тибет.

[Примечание автора: то, что когда -то было реальностью порой со временем становится легендой, сказкой, завуалированной историей, но в них всегда есть ключевой смысл].

Эпоха фрагментации (эпоха раздробленности)(9-12 вв.)

В эту эпоху рухнула политическая централизация империи. В этот период преобладали восстания против остатков имперского Тибета и возвышение региональных полевых командиров. После смерти последнего императора объединенной тибетской империи последовала гражданская война, которая фактически положила конец централизованному управлению Тибетом вплоть до периода Сакья.

В 910 году были осквернены гробницы императоров.

[Примечание автора: здесь интересным наблюдением является период правления империи и смена периода возвышения империи на период раздробленности и далее в той же последовательности].

Монгольское завоевание и административное правление Юань (1240-1354)

В эту эпоху в регионе доминировал Сакья-лама при поддержке монголов, поэтому его также называют династией Сакья. Тибет был включен в состав Монгольской империи, сохранив номинальную власть над религиозными и региональными политическими делами, в то время как монголы управляли структурным и административным правлением в регионе, подкрепленным редким военным вмешательством.

Примечание автора: монголы не случайно связаны и до сих пор религией. Они скорее еще внесут определенный вклад и изменения на территории Тибета в будущем].

Независимость Тибета (14-18 века)
С упадком династии Юань Центральный Тибет находился под властью сменявших друг друга семей с 14 по 17 века, которым на смену пришло правление Далай-ламы в 17-18 веках. Тибет будет де-факто независим с середины 14 века и далее в течение почти 400 лет.

Завоевание и административное правление династии Цин (1720-1912)

В эту эпоху в регионе доминировали Далай-ламы при поддержке династии Цин, основанной маньчжурами в Китае. В 1910 году цинское правительство отправило собственную военную экспедицию для установления прямого маньчжуро-китайского правления и императорским указом свергло Далай-ламу, который бежал в Британскую Индию.

Фактическая независимость (1912-1951)

Далай-лама вернулся в Тибет из Индии в июле 1912 года (после падения династии Цин) и изгнал все китайские войска. Новая Китайская Республика извинилась за действия династии Цин и предложила восстановить титул Далай-ламы. Далай-лама отказался от любого китайского титула и объявил себя правителем независимого Тибета.

В 1913-1949 годах Тибет продолжал поддерживать очень ограниченные контакты с остальным миром, хотя британские представители (торговые агенты) были размещены в западном Тибете.

Правление Китайской Народной Республики (1950–настоящее время)

В 1950 году Китайская Народная Республика начала вторжение в Тибет, что привело к утрате его автономии и жесткому подавлению тибетской культуры и религии. В 1959 году произошло вооруженное восстание тибетцев, в результате чего Далай-лама – духовный лидер Тибета, был вынужден бежать из страны. С тех пор Тибет находится в спорном положении между Китаем и сторонниками тибетской независимости. Многие тибетцы до сих пор стремятся к восстановлению независимости своей страны и сохранению своей культуры и традиций.

После восстания в Лхасе и бегства Далай-ламы из Тибета в 1959 году правительство Индии приняло тибетских беженцев. Индия выделила для беженцев землю в горном районе Дхарамсалы, Индия, где сейчас базируются Далай-лама и тибетское правительство в изгнании.
В 2006 году Тензин Гьяцо, 14-й Далай-лама заявил, что "Тибет хочет автономии, а не независимости". Однако китайцы не доверяют ему, полагая, что на самом деле он не отказался от стремления к независимости Тибета.

Важные места для посещения

1. Горы

Гора, Кайлас.

гора Кайлас с южной стороны, внутренняя кора, пик горы Кайлаш расположен на высоте 6638 м. Восхождение на гору запрещено китайским правительством из-за ее религиозного значения.
гора Кайлас с южной стороны, внутренняя кора, пик горы Кайлаш расположен на высоте 6638 м. Восхождение на гору запрещено китайским правительством из-за ее религиозного значения.

Для индуистов, буддистов, джайнов и бонпо - последователей традиционной тибетской религии - Кайлас является символом высшего Духа и путь к освобождению от материальных оков.

Одной из загадок, связанных с горой Кайлас, является ее форма. С южной стороны вершина горы напоминает морду Рыси. Я считаю рысь тотемным животным этой местности. С северной стороны гора имеет пирамидальную форму.

Кайлас с северной стороны
Кайлас с северной стороны

Кайлас считается священной горой, на вершине которой обитают сущности, предки этой местности. Это духи этого пространства, ведущие при жизни в человеческом теле праведный образ жизни и являющиеся учителями и хранителями этого Азиатского пространства, оберегающие и по сей день эти места. Во многих религиях пространство Земли делится на Верхний мир (что выше гор), срединный мир (мир человека), нижний мир ( под землей). Это место энергетический центр, как одна из чакр Земли, в таких местах природно всегда пересекаются каналы Земли, например, как лимфатические узлы системы, поэтому там всегда есть природная сила от Земли. Естественно, что такие места считаются святыми и в них можно почувствовать настоящую энергию Земли, силу.

В буддийской традиции гора Кайлас представляет собой гору Меру. По поверьям, Меру является центром космологии, ядром-центром Земли. Подобно тому, как всё вращается во вселенной: звезды вокруг центра , паломники кружат вокруг горы Кайлас.

Многие паломники проходят по маршруту кругосветного хода (внешняя кора, 53 км) за 1-2 дня вокруг горы Кайлас. Этот ритуал предполагает обход Кайласа пешком вдоль специально обустроенной тропы, практически всегда в направлении, противоположном движению часовой стрелки.

Схема внешне коры
Схема внешне коры
-5

Во время коры паломник читает мантры, молится о счастье всех живых существ, устремляет свое сознание на достижение просветления либо просто размышляет над своей жизнью.

На дороге порой встречаешь изношенные боты монахов-паломников

-6

Некоторые паломники проходят кору вокруг Кайласа, делая полные простирания на протяжении всего пути, такой проход может занимать от 2х до 3х недель. Это необычное зрелище, которого ни в одной стране не увидишь.

2. Джомолунгма (Эверест)

Эверест,  высота - 8848
Эверест, высота - 8848

Вторая гора, Эверест - это скорее гора воинов и на нее стремятся подняться души-воинов, которые проверяют себя, свои силы, но не бездумно умирая, а вдумчиво испытывая и тренируя силы. Геройство - для меня это точно не умереть ради блога в инстаграмме и очерков в книге Гиннесса, уж куда ценнее служить для родных, близких, народа, страны, земли, системы. Хотя всегда лучше обдуманно.

Схема и лагеря остановок Эвереста
Схема и лагеря остановок Эвереста

Классный фильм "Эверест" снят в 2015 году показывает, как горы не пускают "неготовых" людей.

В Тибете есть и другие горы, всё же гористая местность, но эти две горы стоит посетить или лицезреть со стороны обязательно.

2. Монастыри

Самые важные монастыри (церкви и пр.) всегда ранее строились на аномальных местах Земли: либо там, где шла энергия из Земля (женская энергия), или там, где энергия шла потоком из Космоса (мужская энергия).

[Примечание: все делайте "своим": проверяйте, путешествуйте, развивайте свою экстрасенсорику. Один из примеров таких мест в подмосковье: 1) Никольский монастырь; 2) Никитский монастырь].

Перейдём непосредственно к монастырям, которые я выбрала, как ядро Тибета:

  1. Монастырь Дрепунг
Drepung Monastery · M2FX+8MR, Lhasa, Tibet, Китай, 850033

Дрепунг был основан в 1416 году. Монастырь Дрепунг - один из самых известных буддистских монастырей в Тибете, расположенный недалеко от столицы Лхасы. Он стал одним из крупнейших учебных центров буддизма в течение многих веков.

-9

Монастырь Дрепунг славится своими уникальными религиозными церемониями и обрядами. Здесь собираются ученые монахи, чтобы изучать буддийские тексты, философию и медитацию. Раньше здесь можно было увидеть дебаты монахов.

-10

Там много мужских энергий.

2. Монастырь Ташилунпо

Ташилунпо · 7 Jijilangka Rd, Sang Zhu Zi Qu, Shigatse, Tibet, Китай, 857003

Монастырь Ташилунпо — одно из крупнейших буддийских святынь в Тибете, расположенное в городе Шигаце на высоте около 3850 метров над уровнем моря. Этот монастырь был основан в 1447 году первым Далай-ламой, Гэндунгом Дракпа, и является одним из главных духовных центров страны.

Ташилунпо Монастырь, вид сверху
Ташилунпо Монастырь, вид сверху

Одной из самых значимых достопримечательностей Ташилунпо является огромная статуя Майтреи Будды, самая высокая и крупная бронзовая статуя в мире. Высота статуи составляет 26,2 метра. Она украшена более чем 1400 драгоценными украшениями, такими как жемчуг, бриллианты и кораллы.

Статуя Майтрея Будды
Статуя Майтрея Будды

3. Монастырь Потала

Потала · 35 Beijing Middle Rd, Lhasa, Tibet, Китай, 850000

Храм Потала - является символом Тибета и его духовности. Здесь паломники и туристы могут погрузиться в атмосферу религиозного почитания, медитации и контакта с духовным миром. Само название "Потала" переводится как "драгоценное место" или "высший уровень небес" и отражает значимость этого места для тибетской религии и истории. Внешний вид монастыря удивляет своей грандиозностью и уникальной архитектурой, которая сочетает в себе элементы буддийского, монгольского, китайского и индийского стилей.

Так, в стенах монастыря Потала поучал престарелый Патриарх своего ученика, Лобсанга Рампу (8 апреля 1910 — 25 января 1981), который был известен под литературным псевдонимом, настоящее имя — Сирил Генри Хоскин — британский публицист и деятель нью-эйджа, оккультист, автор многочисленных книг об эзотерике, мистике и оккультизме. В одной из книг, "Третий глаз", он описывает жизнь в Тибетском монастыре. Название книги связано с операцией, похожей на трепанацию, которую якобы делают избранным во лбу, что способствует развитию способностей к видению ауры, мыслей человека. [Примечание: чтобы обладать способностями трепанация вовсе не нужна, а скорее вредна, нужно много трудиться, развивать свою чувствительность, экстрасенсорные способности. Это также, как научиться любому искусству и стать мастером: нужно трудиться всю жизнь, развивать мастерство].

4. Королевство Гуге

Гуге · FRJ2+3VP, Zanda County, Ngari Prefecture, Tibet, Китай, 859611

Гуге был основан в 10 веке, самое древнее место. Это место связано с религией Бон ( о религии ниже). Там недалеко находиться Занда Национальный парк с потрясающими видами и высохшей рекой Гуге.

Zanda Earth Forest National Geological Park · FQVX+QV5, Zanda County, Ngari Prefecture, Tibet, Китай, 859611
Высохшая река Гуге
Высохшая река Гуге

Озера Тибета

Как и горы, озера считаются тибетцами священными, исходя из того, что они являются местами обитания божеств-покровителей и, следовательно, наделены особой духовной силой. [Примечание: Вокруг священных мест не случайно создаются легенды, это делает эти места еще более загадочными и увлекательными для путешественников и паломников, но главное - эти места хранят историческую память этой территории].

Ниже рассмотрим 4 самых священных озера Тибета:

1. Озеро Манасаровар, Мапам-Юмцо

30°39'00.0"N 81°27'00.0"E · Mafamu Cuo, Буранг, Нгари, Китай
Озеро Манасаровар, Мапам-Юмцо, это чудесное озеро располагается на высоте 4587 метров над уровнем моря. Место расположения — район Нгари, уезд Пуранг.
Озеро Манасаровар, Мапам-Юмцо, это чудесное озеро располагается на высоте 4587 метров над уровнем моря. Место расположения — район Нгари, уезд Пуранг.

Озеро Манасаровар считается одним из самых загадочных и величественных мест в Тибете. Одна из легенд связана с тем, что озеро Манасаровар является местом, где омывались души умерших перед рождением. Купание в святых водах озера позволяет получить благословение и очистить душу от прошлых грехов. Вода в озере достаточно холодная, и чтобы действительно окунуться придётся пройти достаточно вглубь, так как у берегов очень мелко.

-16

2. Озеро Ямдок

Yamzhog Yumco · Шаньнань, Китай

Озеро Ямдок в Тибете считается одним из самых красивых и загадочных мест на земле. Его уникальная природа и мистическая атмосфера привлекают туристов и паломников со всего мира. Однако, помимо своего естественного великолепия, озеро Ямдок обладает также богатой и интересной историей, на протяжении веков передававшейся в виде легенд и мифов.

-17

Легенды утверждают, что вода озера имеет целебные свойства и способна излечить душу и тело от болезней и негативной энергии. Озеро почитается как талисман и, как говорят, является частью жизненного духа Тибета. Самое большое озеро на юге Тибета, говорят, что если его воды высохнут, Тибет больше не будет пригоден для жизни.

Другая легенда связана с происхождением самого названия озера. По мифу, в древности на этом месте располагался город, который был затоплен в результате гнева богов за грехи его жителей. Оставшееся после потопления озеро получило название Ямдок, что можно перевести как "глазное озеро", поскольку его вода имеет яркий синий оттенок, напоминающий цвет глаз.

3. Озеро Намцо

30°42'00.0"N 90°33'00.0"E · Namu Cuo, Китай

Озеро Намцо – одно из самых красивых и загадочных природных явлений на территории Тибета. Расположенное на высоте более 4700 метров над уровнем моря, это озеро является одним из самых высокогорных на планете. На тибетском языке его название означает "Небесное озеро", что отражает его величественность и неповторимую красоту.

-18

Озеро Намцо привлекает туристов своей удивительной чистотой воды. Помимо своей красоты, озеро Намцо также является объектом изучения для ученых и экологов. Изучение его воды, окружающей среды и живых организмов позволяет получать ценные данные о состоянии экосистемы и влиянии человеческой деятельности на окружающую природу.

4. Лхамо Лацо

-19

Небольшое овальное озеро-оракул, тибетские монахи из секты Гелуг отправляются за видениями, чтобы помочь в открытии реинкарнаций Далай-лам. Другие паломники также приходят искать видения. Это озеро считается самым священным озером Тибета.

[Примечание автора: в таких местах живут духи, хранители пространства, предки этой местности. У них -то и спрашивают советов монахи, выходя на вибрации этого уровня. Так, пишут стихи, общаются с разного уровня духами. И чем сильнее способности, тем человек может выйти на очень тонкие вибрации, но здесь, чтобы не запутаться, самое важное - уметь их различать].

Религии Тибета

Буддизм

Религия играет центральную роль в повседневной жизни жителей. Одной из основных и доминирующих религиозных практик в Тибете является буддизм.

Почему? Потому что вера - один из столпов выживания человечества, вместе с надеждой и любовью.

Буддизм , как и другая религия формировался в том пространстве, для определенной категории людей, народа. Любая религия даёт шаги для выживания человека в местности и культуре народа. Мудрецы, наблюдая за природой, устройством мира, в том числе через медитации, сформулировали это в виде законов. Так и сформировался такой институт, как религия.

Историю буддизма можно проследить до 5 века до нашей эры. Буддизм возник в древней Индии и основан на учении отшельника, Гаутамы Будда.

В соответствии с философией буддизма существует 5 сторон человеческой природы (скандхи) через которые воспринимается мир (сансара):

  1. Форма (материя или физическое тело) - рупа,
  2. Ощущения (чувственное переживание) - ведана,
  3. Восприятие (чувственное представление, образ) - самджна,
  4. Желания, сформированные на базе генетики, прошлого опыта и текущего - санскара,
  5. Сознание (здесь скорее совокупность всего вышеперечисленного, как единое целое, осознание себя как части в целом и наоборот) - виджняна.

Из-за пяти скандх возникает привязанность (упадана) и страдания (дукха).

Также, мир (сансару) и, соответственно, вышеперечисленные 5 скандх человека образуют 72 непостоянные дхаммы (dhamms), называемые элементами. Эти элементы не постоянны, а мгновенны. С позиции буддизма эти дхаммы (тонкие элементы) перегруппируются и образуют разные формы во вселенной, мироздании. Люди и другие формы -это своего рода группировка эти дхамм.

Чтобы освободиться от страданий Будда предлагал путь к освобождению (нирвана). Наиболее известным списком на Западе является Восьмеричный Путь, но в различных буддийских традициях использовалось и описывалось большее разнообразие путей.

Восьмеричный Путь состоит из восьми практик:

  • правильного взгляда: наши действия имеют последствия, смерть - это не конец, а наши действия и убеждения имеют последствия после смерти.
  • правильное намерение-устремление: практикующий решает стремиться к ненасилию и избегать поведения, вызывающего насилие и ненависть, отказ от чувственных наслаждений.
  • правильной речи: никакой лжи, никаких грубых высказываний, нельзя рассказывать одному человеку, что о нем говорит другой, чтобы вызвать раздор или навредить их отношениям, никакой пустой болтовни.
  • правильного поведения: не убивать и не ранить, не брать то, что не дано, никаких сексуальных домогательств, никаких материальных желаний.
  • правильного образа жизни: отказ от профессий, причиняющих вред другим - никакой торговли оружием, живыми существами, мясом, спиртными напитками или ядами.
  • правильных усилий: устранение дурных мыслей, мнений, намерений, самоосознавание, усилие, концентрация, спокойствие, умиротворение.
  • правильной осознанности: «осознавание собственного тела, ощущений, ума и ментальных объектов».
  • правильного самадхи (медитативное единение, невозмутимое медитативное осознание).

Тибетцы верят в цикл перерождений и придерживаются учения о том, что каждый человек постоянно перерождается до тех пор, пока не достигнет просветления и освобождения от цикла смерти и рождения.

История буддизма также характеризуется развитием многочисленных движений, расколов и философских школ, среди которых традиции Тхеравады (показать восьмеричный путь, как по нему идти), Махаяны (высший уровень - бодхисаттва, который стремится к освобождению всего человечества, а не индивидуального) и Ваджраяны (индивидуальное освобождение и достижение сверхспособностей).

Одним из самых известных тибетских ритуалов является молитва на молитвенных колесах. Тибетцы верят, что поворачивание молитвенных колес принесет благополучие и духовное совершенство. Этот ритуал является важной частью практики буддизма и символизирует желание добра и мира.

-20

Древняя религия БОН

Помимо буддизма, в Тибете существует также древняя религия БОН. БОН является одной из древнейших религий мира и имеет глубокие корни в тибетской культуре. Религия БОН включает в себя практики, обряды и мифологию, которые отличаются от буддийских учений.

Последователи Бон, известные как "Бонпо" верят, что религия зародилась в королевстве под названием Чжанчжун (о ней я уже упоминала в блоке история не просто так), расположенном вокруг горы Кайлас. Бонпо считают, что Бон был привезен сначала в Чжанчжун, а затем в Тибет. Бонпо идентифицируют "Будду", Шенраба Миво как основателя Бона. Согласно доктрине Бон, Тонпа Шенраб жил 18 000 лет назад, еще до Гаутамы Будды, тут стоит поразмыслить самостоятельно

Tonpa Shenrab Miwoche - Wikipedia

Бонский миф также включает в себя другие элементы, которые более явно являются добуддийскими. Согласно Сэмюэлю, тексты Бонпо включают повествование о сотворении мира, в котором божество-создатель создает два яйца: темное яйцо и светлое яйцо. Согласно бонским священным писаниям, в начале эти две силы, светлая и темная, создали две сути. Черная суть космоса создала звезды и всех демонов. Белая суть, создала солнце и луну. Эти две силы остаются в мире в постоянной борьбе добра и зла (плюс и минус, север и юг и тд.).

Bon - Wikipedia

Согласно бонским священным писаниям, в начале была только пустота, которая является не пустой пустотой, а с потенциалом движения и зарождения. В результате образовались пять элементов (земля, воздух, огонь, вода и пространство), которые объединились в огромное "космическое яйцо", из которого родилось изначальное существо Вселенной.

Суть религии Бон заключается в почитании духов, природы и космоса, а также в исполнении обрядов и ритуалов для общения с невидимым миром. Они верят в силу природы и предков, которые могут влиять на жизнь людей. Основные принципы религии Бон включают веру в существование четырех элементов мира – земли, воды, огня и воздуха – и связанных с ними духов. Бонисты верят в то, что вселенная населена различными видами духов, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на человека. Поэтому особое внимание уделяется обрядам и ритуалам по умерщвлению духов-негативов и примирению с духами-покровителями. Церемонии и обряды религии Бон проводятся в специально построенных местах – храмах или священных горах. Они включают в себя молитвы, пение мантр, жертвоприношения и другие ритуалы, направленные на укрепление связи с духами и получение их благосклонности. Религиозные лидеры Бон – шаманы и жрецы – играют ключевую роль в проведении обрядов и обучении последователей традициям и ритуалам религии.

Несмотря на то, что буддизм стал доминирующей религией в Тибете, религия Бон до сих пор сохраняет свою популярность и влияние среди части тибетского населения. Многие тибетцы исповедуют и совмещают элементы обеих религий, веря в силу и мудрость как Будды, так и духов Бона.

Таким образом, религия Тибета является важным аспектом культуры и повседневной жизни тибетцев. Буддизм и религия БОН сочетаются и сосуществуют, создавая уникальную духовную атмосферу в этой загадочной стране, расположенной на краю мира.

Народ Тибета и его культура

Согласно одной из версий, тибетцы происходят от древних кочевников, которые обосновались в высокогорных районах Тибетского нагорья более двух тысяч лет назад. Их образ жизни и культура сформировались под влиянием трудных климатических условий и уникального окружающего мира. Этот фактор является ключевым в понимании истории тибетцев и их уникальной культуры.

-21

Скотоводы кочевники и сейчас составляют около 40% этнического населения тибетцев.

Кроме того, экономические вызовы также влияют на тибетское население. Тибет - один из самых малоразвитых регионов Китая, с высоким уровнем бедности и низким уровнем образования. Несмотря на усилия правительства по содействию развитию Тибета, многие тибетцы остаются без доступа к качественным услугам здравоохранения, образования и жилья, что затрудняет улучшение их жизни. На фотографиях ниже вы можете это воочию лицезреть.

Основной источник жизнедеятельности тибетцев – это земледелие и скотоводство. Благодаря высокогорным районам и заснеженным пикам, они не могут заниматься сельским хозяйством на широком низком уровне, поэтому они вынуждены использовать особые методы выращивания культур, которые могут адаптироваться к трудным климатическим условиям. Главными растениями, которые выращиваются в Тибете, являются ячмень, пшеница, рожь и картофель. Они обеспечивают тибетцев не только пищей, но и сырьем для производства текстиля и других товаров.

Они также разводят таких животных, как коровы, овцы, яки и лошади. Мясо, молоко, шерсть и кожа животных играют важную роль в хозяйственной деятельности тибетцев, обеспечивая их средствами к существованию. Животные также используются как транспортные средства и работают на полях, помогая в обработке земли.

-23

Кроме того, значительную роль в экономике Тибета играют ремесла и торговля. Тибетцы традиционно изготавливают различные ручные изделия, такие как ковры, одежда, украшения, посуда и т. д. Эти товары не только украшают их дома, но и являются предметами торговли как внутри страны, так и на международном уровне. Особо уникальны их танки - это тибетская буддийская картина на хлопке, шелковая аппликация, обычно изображающая буддийское божество, сцену или мандалу.

Танка тибетская калачакра, отражающая устройство мира. В космологии Калачакра сансара (циклическое существование) состоит из пяти элементов или свойств, характеризующихся созиданием, сохранением и разрушением. Весь космос возникает благодаря коллективному движению всех живых существ, которое производится за счет импульса и цикличности.
Танка тибетская калачакра, отражающая устройство мира. В космологии Калачакра сансара (циклическое существование) состоит из пяти элементов или свойств, характеризующихся созиданием, сохранением и разрушением. Весь космос возникает благодаря коллективному движению всех живых существ, которое производится за счет импульса и цикличности.

Еще из интересных подделок известных на весь мир являются тибетские поющие чаши, настроенные по звукам на определенные энергетические центры человека, и со звуком происходит своего рода гармонизация. Также звуком чистят пространство в помещениях, также как и в христианских и других традициях, только используются разные инструменты - колокола, чаши, музыкальные инструменты.

-25

И еще очень известным легендарным и ритуальным тибетским инструментом является ваджра, символизирующий свойства алмаза (неразрушимость) и молнии (непреодолимая сила). Ваджра почти всегда сочетается с ритуальным колокольчиком, называемым гханта.

-26

Важным элементом экономики Тибета является также туризм. Благодаря своей красивой природе, богатому культурному наследию и духовной привлекательности, Тибет привлекает тысячи туристов со всего мира. Это способствует развитию отрасли гостеприимства, ресторанного бизнеса, сувенирной продукции и других смежных отраслей.

В целом можно сказать, что Тибет живет за счет смешанной экономики, в которой сельское хозяйство, скотоводство, ремесла, торговля и туризм играют важную роль. Тибетцы умело используют свои природные ресурсы и культурное наследие, чтобы обеспечить себе благополучие и сохранить свою уникальную идентичность.

Китайское правительство ежегодно выделяет Тибетскому автономному району пакеты экономической и финансовой помощи. Последний пятилетний план Китая предусматривает финансирование транспортной инфраструктуры Тибета почти в 30 миллиардов долларов.

Кухня Тибетцев

Основные блюда тибетцев отражают богатое культурное наследие этого уникального народа, а также особенности их климата, религии и образа жизни. В традиционной тибетской кухне часто используются простые, но питательные ингредиенты, такие как ячмень, ячменная мука, мясо и молочные продукты.

Одним из самых популярных блюд в Тибете является цампа — каша из ячменя. В Тибете и северной территории Индии эта каша традиционно подаётся на завтрак вместе с масляным чаем бо ча. В горных суровых регионах пшеница растёт плохо, поэтому преимущественно культивируется ячмень. Бо ча традиционно готовят из чайных листьев, масла яка, воды и соли, хотя все чаще используется сливочное масло, приготовленное из коровьего молока, учитывая его более широкую доступность и более низкую стоимость.

Цампа с чаем бо ча
Цампа с чаем бо ча

А вот так они кипятят чайники

-28

Еще одним из популярных блюд в Тибете является "Тхукпа" - суп, приготовленный на основе овощей, ячменной муки и мяса. Это блюдо является основным и питательным и замечательно согревает в холодные зимние дни. В тибетской культуре считается, что "Тхукпа" дарит силу и энергию.

-29

Еще одним из традиционных блюд является "Момо" - это вареники, начиненные мясом или овощами. Они могут быть приготовлены как на пару, так и обжарены на сковороде. "Момо" часто подаются в качестве закуски или основного блюда.

-30
Перекус в дороге
Перекус в дороге

Тибетцы едят мясо, овощи и фрукты тут вообще редкость. Мясными блюдами будут як, козлятина или баранина, часто сушеные или приготовленные в виде рагу. Многие тибетцы не едят рыбу, потому что рыба - один из восьми благоприятных символов буддизма. Эту символику вы можете много где встретить в Тибете на храмах, на дверях и пр.

Аштамангала: первый ряд (слева направо): зонтик, пара золотых рыбок, раковина; второй ряд: ваза с сокровищами, лотос; Последний ряд: бесконечный узел, знамя победы и колесо.
Аштамангала: первый ряд (слева направо): зонтик, пара золотых рыбок, раковина; второй ряд: ваза с сокровищами, лотос; Последний ряд: бесконечный узел, знамя победы и колесо.
Ashtamangala - Wikipedia

Тибет – это удивительное место, где можно прочувствовать древность, религию и культуру в каждой детали. Так что, планируя поездку в Тибет, обязательно посетите эти места и попробуйте местную кухню, чтобы ощутить всю мощь и красоту этого удивительного уголка Земли.

Локальные агентства

How to Plan a Mount Kailash Trek Tour 2024/2025? A Step by Step Guide
Things to Do in Kailash Manasarovar: 7 Highlights to Experience

Путешествуйте, наблюдайте, познавайте!

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!

Автор, Елена Черкасова

Личные консультации - 8-926-795-99-39