Найти тему

Спектакль "Долгий рождественский обед"

Анонс. На большой сцене театра постановка одной из самых популярных пьес американского драматурга ХХ века Торнтона Уайлдера «Долгий рождественский обед».

Торнтон Уайлдер тонко чувствует течение времени. Оно подспудно становится действующим лицом его произведений. Лауреат многочисленных наград и премий, Уайлдер пытается говорить о вечных проблемах течения жизни языком простым, на повседневных примерах, которые, однако, обретают символический смысл.

Герои пьесы – члены семьи, которые каждое Рождество собираются вместе. Праздничные обеды повторяются из года в год на протяжение многих лет. Перед зрителем проходят четыре поколения, люди рождаются, живут и умирают, а время идет своим чередом. На наших глазах происходит угасание семьи, ее вырождение, за которым – пустота и новые аналогичные истории в аналогичных семьях с подобной же судьбой. Режиссёр постановки - Руслан Нанава.

-2

Начало спектакля. Главные герои, члены аристократической семьи Байярдов по традиции перед очередным "долгим рождественским обедом" сидят в новом огромном доме на высоких стульях у большого воображаемого, красиво сервированного стола.

Индейка. "Гвоздём программы", впрочем, как и всегда у данного семейства на католическое Рождество - огромная, изыскано приготовленная индейка. Индейка много часов томилась в раскалённой духовке, успела пропитаться разными изысками, покрылась нежной хрустящей корочкой, благоухала на весь зрительный зал и семейство Байярдов, соблюдая этикет, с огромным аппетитом её поедает. Рецептом приготовления данного кулинарного шедевра, щедро и со всеми подробностями, очень "вкусно" поделился один из главных героев по имени Брендон.

Надо отметить, что у героев пьесы "Долгий рождественский обед" аппетит отменный! На сцене стоит активный и громкий срежет вилками и ножами об императорский английский фарфор и весьма возбуждающее (каждый герой, да ещё и со своим смаком) чавканье. Так что советую, чтобы не изойти слюной, перед спектаклем немного в буфете перекусить. Дразнить вас точно будут!

-3

"Линия жизни". Интересная авторская задумка пьесы, когда "линия жизни" сжималась и 90 лет жизни семейства со сменой четырёх поколений героев пролетели за 2 часа. Герои пьесы рождались, жили, умирали...

Знаете пришла аллегория, когда смотришь умело смонтированный видеоролик, к примеру с ускоренной записью жизни цветка. Когда цветок за минуту проживает всю свою жизнь: рождается, расцветает, его опыляет пчела, вянет и умирает. В постановке тоже самое, только в данном случае - люди!

Когда герои пьесы рождались, они заходили на сцену слева, а уходили "в мир иной" всегда вправо. Зритель наблюдал своеобразный "конвейер человеческих судеб". В концентрате "круговорота детей, отцов и стариков в природе".

В этом сюжете та же тема. И зритель привык к "быстрой смене декораций", но в одном месте был "слом шаблона" когда время на сцене, как бы наоборот очень сильно тормозилось, как в замедленной съёмке, вплоть до движений героев пьесы и их голосов!

-4

Старость и смерть. Временами на сцене шёл снег, напускался мистический туман, героями нахлобучивались здоровенные меховые шубы, в которые они укутывались... Им было холодно, их знобило и их жизненная энергия уходила... То был знак- пришла старость или(и) близился конец жизненного пути...

Бывало, что ушедшие в мир иной герои встречались и успевали пообщаться друг с другом, чуть позже уходили в крайнюю правую сторону сцены, чтобы навеки покинуть эту бренную землю... И не всегда, кстати герои уходили в вечную жизнь по старости.

Мистика. Сцена часто наполнялась плотным, густым туманом, который безжалостно поглощал, помимо главных героев спектакля, ещё и первые ряды вместе со зрителем.

И сквозь "звёздное небо" декораций пробивался яркий "лунный" свет, который пронзал зрительный зал объёмными, живыми, на фоне игривого тумана, лучами. Мистицизм! И когда "повзрослевшие" герои набрасывали на себя громадные шубы - груз прожитых лет, и временами взболамучивали их, то из них как-будто выходила "жизненная энергия", они парили! Очень зрелищные сцены! Было чувство, что зритель погружался в небольшой транс, он наблюдал картину, как души некоторых героев постепенно покидают их тела. Необычно, красиво и образно!

-5

ЗОЖ. Ну и про вредные привычки у некоторых героев пьесы и к чему они приводят верно было подмечено.  Сцены опьянения героями сыграны весьма правдоподобно, с юмором и передачей всех полутонов. Ну и переедать на ночь ни к чему! В общем, Éticos morales!

Музыка. Заметно оживила постановку всем нам знакомая песня Alphaville "Forever young"! Режиссёр наложил на зрителя хороший "психологический якорь" в виде культовой песни, который (при случае) обязательно даст яркости воспоминаниям о просмотренном спектакле "Долгий рождественский обед". Да, кстати в видеоролике так же нашлось место и звёздному небу и туману и смене поколений... Ох уж Руслан, вдохновился, молодец! (Это я про режиссёра).

Юмор. Иронично и динамично, да ещё и с "оригинальной актёрской озвучкой" были показаны "сцены с обручами", после которых появлялись дети. Да, у главных героев бывало разное эмоциональное и физиологическое состояние... жизненно и правдиво!

Дом. Огромный роскошный дом, в котором происходило действо, также менялся вместе со сменой поколений. И если в начале повести он был новый и местами недостроенный, то в конце, так получилось, остался старым, пустым, всё так же местами недостроенным (где-то и перестроенным), но самое главное умирающим...

-6

Смыслы. Во время просмотра спектакля "Долгий рождественский вечер" приходят мысли и, как часто бывает, начинают вырисовываются смыслы.

Уверен, каждый зритель найдёт что-то своё, особенно, если он умеет различать нюансы и видеть полутона! Лично меня зацепили многие моменты, авторские и режиссёрские задумки, эмоциональные актёрские акценты.

  • "Концентрат жизни" четырёх поколений семейства Баярдов в виде 90-а рождественских обедов за 2 часа.
  • Время идёт и человек взрослеет... Время идёт и человек не меняется...
  • Да и со сменой поколений воспитание и этикет так же у героев менялись (и не в лучшую  сторону). У первого поколения Баярдов манеры были более изысканы. C’est la vie!
  • Время лечит.
  • Сожаление о недосказанности. Как часто по пустякам мы выносим мозг друг другу... и бывает не успеваем при жизни сказать главные слова.
  • Взаимоотношение "отцы и дети".
  • Отношение к своим родителям.
  • Отношение к прошедшей жизни и смерти.
  • Сцена с улетающим в небо шариком.
  • Отношение к вредным привычкам: выпивки и перееданию.
  • Рождение детей, смена поколений.
  • В огромном доме должно быть много детей! Актуально было во все времена!
  • Если провести аналогию численности семейства "дома Баярдов" и населением нашей страны по современной "линии жизни", то смыслы те же.
  • Полезно временами проводить инвентаризацию своей жизни и смыслов.
-7

Финал. В силу разных причин семейство Баярдов вымерло... Занавес упал и зритель увидел красиво сервированный богатый стол. Стол, за которым уже не было жизни...

Не рождественский, но обед. Когда за столом на большой сцене герои семейства начали смачно поедать индейку, да ещё при этом вкусно рассказывая рецепт её приготовления, то на слове "чеснок", я вспомнил, что положил в холодильник на верхнюю дальнюю полку два добротных куска говядины, которые предварительно были натёрты пряностями с горчицей и аджикой и нашпигованы да-да, тем самым "чесноком". И я про это забыл! И эти два куска занимали целый поддон и они уже пролежали в фольге более двух суток!? Приготовил на третьи, очень вкусно получилось, промариновались на славу! Спасибо питерцам, что напомнили!

-8

Телефоны. Оригинальная и юморная напоминалка одного из героев пьесы про телефоны зрителей, которые необходимо на время спектакля отключить, была к месту, неоднократно и по делу повторялась.  Впервые так! Заметил, что многие зрители (в том числе и я) проверили отключение звука у своих мобильных телефонов раза по два!

Что ещё радует, так это факт того, что если актёр дал слово исполнить на сцене кое-что если телефон ни у кого из зрителей не зазвонит (ни у кого из зрителей телефон так и не звонил) то, как и подобает мужчине, хоть и немного "повзрослевшему" в конце спектакля, он слово сдержал и показал зрителю то, что было обещано! Респект и уважуха!

Благодарность. Игра актёров драматического Театра на Васильевском была на высоте! И да, на сцене были слёзы... Спасибо и администрации Омского академического театра драмы за творческую кооперацию с питерцами! Было весьма интересно!

Добру быть!

*Кино-Театр-Книги: https://gorelov.su/kino-teatr/