Найти тему
UGRA-TV.RU

Коренные жители Югры научили журналистов играть на «журавлиных шеях»

   Коренные жители Югры научили журналистов играть на «журавлиных шеях»
Коренные жители Югры научили журналистов играть на «журавлиных шеях»

Сегодня отмечается Международный день коренных народов мира. Это повод окунуться в традиционную культуру обских угров, которая живёт по сей день и активно включается во все аспекты жизни. Многовековая мудрость, традиции и особый взгляд на мир нередко закрепляется и передается поколениям через музыку. В воздухе повеяло Сибирью, на сердце образовался небольшой иней, а вместе с этим необычное, тёплое, заволакивающее чувство - это музыка народов Севера ханты и манси. Алексей Рещиков, руководитель школы мастеров по изготовлению обско-угорских музыкальных инструментов: «Существовало раньше много видов разных. Если пишут ученые, что более 27 наименований инструментов было только у хантов, и более 18 - у манси. А может быть, всего 27 инструментов у хантов и у манси». До наших дней дошла информация всего о 6 инструментах. Один из самых интересных - санквылтап. Похож он на небольшую лодку. Сейчас на нём установлены металлические струны, однако раньше их делали из сухожилий оленя и смазывали рыбьим жиром. Ещё у инструмента есть своя хантыйская версия - нарсь-юх. Единственное отличие - количество струн. Августа Магульчина, артист драмы театра обско-угорских народов «Солнце»: «Раньше играли на санквылтапе и нарсь-юхе на медвежьих игрищах, на праздниках. В основном, в древности, они использовались для ритуальных нужд. Это уже в современное время мы используем их на праздниках или просто на спектаклях». Раньше не все могли играть на музыкальных инструментах. Существовало чёткое разделение на мужские и женские. Сейчас правила изменились, но на бубен до сих пор распространяются древние обычаи. «Бубен - преимущественно мужской инструмент, женщинам у нас нельзя на нём играть, только если с благословения старейшин. Мне нельзя на нём играть», - рассказала Августа Магульчина. Отношение к инструментам у народов севера всегда было трепетным. Их клали в специальное место в доме - в священный угол или на полку. Просто так с инструментами не баловались, играли только по особому случаю. «Если, допустим, инструмент выносили куда-то, из дома в дом, из чума в чум, - его накрывали платком. Тоже к нему очень бережное было отношение. Сейчас, в современном мире, мы их упаковываем в чехлы и перевозим из города в город», - отметила Августа Магульчина. В настоящее же время инструменты не остаются лишь экспонатами краеведческих музеев. Их изготавливают и по сей день, правда, теперь для обучения всех заинтересованных. Песни и мелодии собирают в архивы, публикуются сборники, и их до сих пор можно услышать на городских праздниках.