Сегодня отмечается Международный день коренных народов мира. Это повод окунуться в традиционную культуру обских угров, которая живёт по сей день и активно включается во все аспекты жизни. Многовековая мудрость, традиции и особый взгляд на мир нередко закрепляется и передается поколениям через музыку. В воздухе повеяло Сибирью, на сердце образовался небольшой иней, а вместе с этим необычное, тёплое, заволакивающее чувство - это музыка народов Севера ханты и манси. Алексей Рещиков, руководитель школы мастеров по изготовлению обско-угорских музыкальных инструментов: «Существовало раньше много видов разных. Если пишут ученые, что более 27 наименований инструментов было только у хантов, и более 18 - у манси. А может быть, всего 27 инструментов у хантов и у манси». До наших дней дошла информация всего о 6 инструментах. Один из самых интересных - санквылтап. Похож он на небольшую лодку. Сейчас на нём установлены металлические струны, однако раньше их делали из сухожилий оленя и смазывали рыбьим жиром. Ещё у инструмента есть своя хантыйская версия - нарсь-юх. Единственное отличие - количество струн. Августа Магульчина, артист драмы театра обско-угорских народов «Солнце»: «Раньше играли на санквылтапе и нарсь-юхе на медвежьих игрищах, на праздниках. В основном, в древности, они использовались для ритуальных нужд. Это уже в современное время мы используем их на праздниках или просто на спектаклях». Раньше не все могли играть на музыкальных инструментах. Существовало чёткое разделение на мужские и женские. Сейчас правила изменились, но на бубен до сих пор распространяются древние обычаи. «Бубен - преимущественно мужской инструмент, женщинам у нас нельзя на нём играть, только если с благословения старейшин. Мне нельзя на нём играть», - рассказала Августа Магульчина. Отношение к инструментам у народов севера всегда было трепетным. Их клали в специальное место в доме - в священный угол или на полку. Просто так с инструментами не баловались, играли только по особому случаю. «Если, допустим, инструмент выносили куда-то, из дома в дом, из чума в чум, - его накрывали платком. Тоже к нему очень бережное было отношение. Сейчас, в современном мире, мы их упаковываем в чехлы и перевозим из города в город», - отметила Августа Магульчина. В настоящее же время инструменты не остаются лишь экспонатами краеведческих музеев. Их изготавливают и по сей день, правда, теперь для обучения всех заинтересованных. Песни и мелодии собирают в архивы, публикуются сборники, и их до сих пор можно услышать на городских праздниках.
Коренные жители Югры научили журналистов играть на «журавлиных шеях»
9 августа 20249 авг 2024
2
2 мин