РОКЛЯ представляет обзор, посвященный трем заключительным студийным альбомам советской punk/garage группы Гражданская оборона (г. Омск). Эти альбомы представляют собой своеобразный цикл, объединенный сходным историческим значением, местом записи, схожими составами, звучанием и атмосферой.
Обзор посвящен 60-летию Егора Летова и 20-летию альбома "Долгая счастливая жизнь".
Ранее творчеству Егора Летова и группы Гражданская оборона были посвящены такие публикации, как "Серая книга", "Красная эпоха", "БутлеГ.О.графия", "РейтинГ.О.", "Top-10. Гражданская оборона" и "Мертвый сезон", группа также упоминалась в таких обзорах, как "Что почитать", "Дебютник" и "Любимые циклы".
Предыстория (1998 - 2002)
1998 - 2004 - переходный для группы период, связанный как с изменениями в составе, так и в звучании. Это предыстория трилогии, о которой идет речь. По свидетельству Егора Летова, кадровый кризис группы в 1998-2000 сопровождался и творческим застоем у него самого.
К концу 1990-х Игорь "Джефф" Жевтун и Константин "Кузя УО" Рябинов отошли от активного участия в группе, а к Егору Летову и ударнику Александру Андрюшкину постепенно присоединяются гитарист гитарист Евгений "Махно" Пьянов, басистка Наталья Чумакова, и брат основателя группы, Сергей.
Между тем, погибшего в декабре 1999 гитариста сменяет Александр Чеснаков. Именно в этом составе Гражданская оборона записывает "Звездопад", символизирующий этот переходный творческий период.
В 2003-2004 Егор Летов отходит от политической активности, а Сергей Летов завершает участие в группе. Так закончился творческий и кадровый кризис Гражданской обороны, и сложился состав, записавший дилогию "Долгая счастливая жизнь "/"Реанимация". Ранее об этой дилогии упоминалось в обзоре "Любимые циклы".
Новый цикл композиций, вышедший на этой дилогии, был записан на домашней студии Егора Летова Гроб Рекордс в апреле 2003 - марте 2004.
Егор Летов: "По сути, это единый альбом, состоящий из двух частей. Это как бы определенные сны о войне, сны человека, который находится в состоянии постоянной войны.
Впоследствии, когда альбом стал разрастаться, вещи примерно к четырнадцатой-пятнадцатой, концепция несколько изменилась. Получилось так, что альбом стал представлять собой одну длинную песню, состоящую из маленьких кусочков. Это 28 состояний человека, который, по концепции Станислава Грофа, спрыгнул, но еще не приземлился. Находится на третьей стадии рождения. Который родился, но еще как бы не вышел в реальность. И выходит в нее. И тут начинается огромное количество попыток выхода обратно, попыток вернуться, попыток идти вперед, стоически преодолеть, делать вид, что все здорово, что победили. Как на альбомах «Солнцеворот» и «Невыносимая легкость бытия» – самых трагических наших альбомах.
Я считаю, что все, что я делал в течение жизни, максимально реализовалось именно в «ДСЖ». Ну и параллельно это выразилось в музыкальной части. Огромное количество всевозможных вещей – какие-то цитатные намеки на The Beatles, серф есть, веселые всякие вещи, стихи, огромное количество самоцитирования, собственно говоря".
Долгая счастливая жизнь (2004)
"Долгая счастливая жизнь" - 17-й студийный альбом Гражданской обороны, первый студийный релиз группы за 7 лет. Альбом вышел в день 40-летия Егора Летова, 10 сентября 2004. Обложкой альбома, одной из самых интересных среди альбомов группы, является картина хорватского художника наивного искусства Ивана Веченая "Napustino Grobje" (русск. "Покидая кладбище").
Альбом звучит мощно, шероховато и плотно, как будто гаражный рок играет грув/шугейз команда. Одним словом, пластинка демонстрирует вновь кристаллизованную группой звуковую оболочку. В чем-то это наследие звучания записей 1995-96, а в чем-то - даже альбомов цикла 1989, но, одновременно, это и нечто новое.
В плане атмосферы и текстов, альбом можно охарактеризовать как смесь энергичной социальной рефлексии, постапокалиптической мизантропии, урбанистического мрака и психоделической утопии.
Рекомендации автора: "На х*й", "Извне", "Белые солдаты", "Долгая счастливая жизнь", "На той стороне/На другом берегу".
Поскольку выход пластинки почти совпал с 20-летием группы, то отдельных концертных презентаций альбома не было. На столичных юбилейных концертах, 6 ноября в Ленинграде и 13 ноября в Москве, игрались как новые, так и старые песни, а на сцену с текущим составом Гражданской обороны выходили ее ветераны - Константин Рябинов, Игорь Жевтун, Сергей Летов (концерт в Ленинграде), и коллеги из других коллективов.
Запись московского концерта вышла в виде концертного альбома и DVD.
Реанимация (2005)
"Реанимация" - 18-й студийный альбом Гражданской обороны, который вышел 24 мая 2005, через 8 месяцев после первой части дилогии.
В отличие от нее, у альбома несколько иное, более "весеннее" звучание и настроение - больше гитарного разнообразия, клавишных партий, фолковых и психоделических ноток.
Таким образом, дилогия 2004/05 вполне сравнима с дилогией альбомов 1997, где, по меткой оценке маэстро, первая часть - руководство к действию, вторая часть - его осмысление и философия.
Рекомендации автора: "Со скоростью мира", "Они наблюдают", "Собаки", "Реанимация", "После нас".
Столичные презентации альбома состоялись 7 мая в Ленинграде и 27 мая в Москве. Запись московского концерта имеет хождение в виде аудио- и видео-бутлегов.
В конце 2005 Гражданская оборона дала несколько концертов с программой "Новая правда".
Зачем снятся сны? (2007)
В результате некоего конфликта, вскоре после выхода "Реанимации" было объявлено, что отныне Александр Андрюшкин - сессионный ударник группы, а вскоре музыканта заменил Павел Перетолчин. Так сформировался последний состав Гражданской обороны, записавший один альбом.
12 февраля в клубе Апельсин (ныне не существует) состоялся последний столичный сольный концерт Егора Летова, а 19 ноября в том же клубе Гражданская оборона дала электрический концерт, который считается одним из лучших у группы. Оба выступления вышли в виде концертных альбомов и фильмов.
"Зачем снятся сны?" был записан в июле - сентябре 2006 ("Кролики" была записана в январе 2007).
"Зачем снятся сны?" - 19-й и последний студийный альбом Гражданской обороны, который вышел 10 мая 2007. Он был записан в довольно короткие сроки, что чем-то роднит его с ранним периодом группы.
В своем звучании альбом тоже весьма схож с ранней Гражданской обороной, так как в нем практически отсутствует социальная рефлексия и урбанистический мрак, а преобладают гаражный, почти не перегруженный звук, и фолковые и психоделические тона.
Альбом выделяется на фоне других светлой атмосферой и отсутствием нецензурных выражений, особым визионерским настроением. Егор Летов называл альбом одним из самых лучших своих произведений, отмечая, что впервые сделал вещь "для себя, ни на кого не нападая": "Альбом расхваливать не буду, хотя и очень хочется <…>.
Если в «ДСЖ» и «Реанимации» задуманное было воплощено на 200 процентов, то здесь на все 500. На данный момент — это максимальная реализация того, что я хотел сказать и сделать".
Интересный факт: на ранних стадиях создания альбома Егор Летов упоминал, что новый альбом, возможно, станет записью проекта Егор и оп***невшие.
Егор Летов: "Это альбом Егора и оп***невших, но в процессе записи выяснилось, что материал оп***невших сыгран и записан именно ГО, причем самым классическим образом. Со всеми характерными составляющими, от свободной импровизации до жесткого, демонстративного минимализма. Причем задуман он был чисто и прозрачно звучащим от начала и до конца, а получился в целом довольно плотным и тяжелым".
Рекомендации автора: "Слава психонавтам", "Значит, ураган", "Потрясающий вид из окна", "Я чувствую себя не в своих штанах", "Осень".
26 мая в столичном клубе Б1 состоялась масштабная презентация альбома.
Звпись концерта, в несколько сокращенном виде, вышла в виде фильма на DVD, дополненном бонусными материалами.
В дальнейшем Гражданская оборона продолжила гастроли, прерванные неожиданной смертью Егора Летова в феврале 2008, которая привела к роспуску группы.
Впоследствии, альбомы "Долгая счастливая жизнь", "Реанимация" и "Зачем снятся сны?" были переизданы.
Заключительная трилогия Гражданской обороны, группы периода своего Позднего ренессанса, продолжает вызывать споры среди поклонников группы. Можно сказать, что эти споры связаны слабой, либо неочевидной, преемственностью между периодами группы, при сохранении ее единого креативного центра в лице Егора Летова.
"Как можно было, недоумевают одни, отказаться от бескомпромиссного андеграунда 1980-х, и стать революционными пассионариями в 1990-х?", "Как можно было, не понимают другие, отойти от левых взглядов, и вернуться к странному, наивному и сырому гаражному звучанию времен Посева?"
Мнение автора состоит в том, что настоящая, живая творческая единица никогда не стоит на месте. Ищет, развивается, эволюционирует. Панк 1980-х, пассионарий 1990-х, "сияющий" эко-анархист 2000-х - все это три формы одного содержания творческой вселенной Егора Летова. И автору одинаково интересны все проявления этих трех форм.
В своих оффлайн-интервью маэстро подчеркивал, что в 2000-х вернулся к своим гаражно-психоделическим корням начала 1980-х, что ему вновь ближе созерцание, чем действие, и что эта эволюция естественна.
Время показало, что это еще и своеобобразное замыкание метафизического круга, цикла творчества маэстро.
Поэтому, завершить этот обзор хотелось бы неочевидным сравнением и советом поклонникам Егора Летова и Гражданской обороны, которые иногда проходят мимо очевидных вещей.
Последние три альбома Гражданской обороны, конечно, можно, нужно и интересно сравнивать - и между собой, и с другими периодами группы, но у "Долгой счастливой жизни", "Реанимации" и "Зачем снятся сны?" гораздо больше общего с альбомом "Сто лет одиночества" альтернативной инкарнации музыкантов, чем с альбомами 1990-х, и, тем более, 1980-х. Ведь неслучайно последний альбом группы задумывался как продолжение именно этого проекта, и потому все три пластинки продолжают и развивают то, что в свое время было прервано не менее естественным революционным прорывом.
"...Что бы я ни сеял, о чем бы я ни пел
Во что бы я не верил, чего б я ни хотел
Куда бы я ни падал, с кем ни воевал
Никто не проиграл..."