Найти тему

Армяне, и в Африке - армяне

Первым армянином, получившим известность на Африканском континенте, считается Нарсес Камсар Персармен - знаменитый полководец византийского императора Юстиниана. В 540 г., находясь на острове Филэ, на границе Египта с Нубией, он запретил языческие богослужения. Вскоре была построена христианская церковь, а через несколько десятилетий нубийцы и часть беджа приняли христианство. Имеются сведения о том, что большая группа армян-монахов бежала от наступающих мусульман из Палестины в Египет, где нашла приют на границе с Нубией.

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ - https://yerkramas.org/block/144/Samoe-populyarnoe

АРМИЯ - https://yerkramas.org/ru/menu/38/army/

В 1082 г. ЕГИПЕТ ПОСЕТИЛ АРМЯНСКИЙ ПАТРИАРХ ГРИГОР ВКАЯСЕР ПАХЛАВУНИ. В Александрии был проведен богословский диспут, на котором армянское и коптское духовенство достигли консенсуса. Позднее в Египет прибывает множество армян. С XI в. в Фатимидской династии шиитов-исмаилитов, царствующей тогда и на территории Египта, формируется династия армянских визирей, которая продолжила свою деятельность вплоть до падения Фатимидов.

Умные, предприимчивые, владеющие иностранными языками армяне были связующим мостом между Эфиопией и внешним миром, прежде всего Европой. Интересно отметить, что эфиопский крест более, чем другие кресты, похож на армянский. Кстати, эфиопы тоже делают кресты-камни. Но они отличаются от армянских хачкаров.

Армяне во многом определяли как внутреннюю, так и внешнюю политику страны. Достаточно сказать, что в 1756-1771 гг. правителем Эфиопии был Микаэль Сыуль, армянин по происхождению - самый влиятельный человек в стране, опытный политик и прекрасный полководец. В Египте именно его считали "императором Абиссинии". И, хотя в Эфиопии всегда проживало не много армян, они занимали должности министров иностранных дел, финансов и торговли, были военачальниками, политиками, дипломатами, разведчиками, крупными торговцами, имели дружеские связи со знатными эфиопскими семьями. Они были важным фактором противодействия мусульманской экспансии в Эфиопию.

Эфиопская церковь издавна поддерживала тесную связь с армянской. В XIV в. на древнеэфиопский язык геэз были переведены жития армянских святых - Святого Григория Просветителя и армянских мучениц Свв. Рипсиме и Гаяне. Кстати, Эфиопская церковь до сих пор празднует их дни: трижды в год - День Святого Григория Просветителя и один раз в год - День Свв. дев Рипсиме и Гаяне.

В Аддис-Абебе была выстроена прекрасная армянская церковь Святого Георгия (Геворга). До ее возведения местные армяне проводили религиозные службы в эфиопских церквах. На церемонии освящения церкви присутствовала жена императора Эфиопии императрица Менен Асфау.

-2

АРМЯНЕ ОСНОВАЛИ МНОГИЕ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЭФИОПИИ. Их деятельность всячески поощрялась властями страны. После Геноцида армян в Турции народ Эфиопии тепло и доброжелательно встретил армянских беженцев и оказал им всестороннюю помощь. С 1889 по 1974 гг. армянская община Эфиопии значительно увеличилась. В этот период произошли две эфиопо-итальянские войны, в которых активно участвовали армяне. Первое в Эфиопии спортивное общество "Аракс", созданное в 20-х гг. XX в., целиком состояло из армян. Потом появился спортивный клуб "Арарат". Действовала и армянская школа "Кеворков". До 1974 г. армянская община была очень активной, имела своих представителей в выборных органах власти. В 1974 г. пришедшие к власти революционеры национализировали всю собственность, заводы, фабрики, ценное имущество, в том числе и принадлежавшее армянам. Большинство армян вскоре покинуло страну, обосновавшись в США, Канаде и Австралии. В Эфиопии осталось не более 500 армян, сегодня их не более 100. В Аддис-Абебе по-прежнему действуют армянская церковь, школа и клуб.

В числе известных эфиопских армян - Геворг Налбандян (1887-1963 гг.) - эфиопский композитор и дирижер, руководитель оркестра "Арпа личоц". В 1924 г. он основал в Иерусалиме духовой оркестр из воспитанников сиротского дома армянского патриаршества. Вскоре будущий император Эфиопии Хайле Селассие I, посетив Иерусалим и послушав выступление сирот, попросил патриарха подарить оркестр ему, пообещав по-отечески заботиться о детях. Патриарх не смог отказать, а регент и наследник престола, усыновив 40 молодых музыкантов, увез их в Адис-Абебу. Здесь под руководством Налбандяна был организован императорский оркестр. А Хайле Селассие I, сдержав свое слово, дал всем юным музыкантам образование, жилье, обеспечил работой. Вершиной творчества Геворга Налбандяна стал национальный гимн Эфиопии, который исполнялся до 1992 года.

Когда в 1935 г. Италия напала на Эфиопию, Геворг Налбандян вместе с оркестрантами "Арпа личоц" и другими армянами сформировали отдельный полк, в который вступили 780 человек. Итальянцы, намеревавшиеся марш-броском пройти через Эфиопию, застряли у местечка Огден, столкнувшись с яростным сопротивлением армянских воинов.

В 1938 г. к Геворгу приехал его 23-летний сын Нерсес, уже имевший опыт преподавания игры на скрипке. Он сразу же стал руководителем хора Армянской церкви, а 1939 г. создал знаменитую хоровую капеллу "Мурадян", выступления которой вызывали восторг. Нерсес Налбандян написал первый эфиопский мюзикл. Он заведовал кафедрой в столичном национальном училище "Георгев", где одновременно руководил организованным им же хором студентов-эфиопов.

ДРУГОЙ ИЗВЕСТНЫЙ АРМЯНИН ЭФИОПИИ, ГРЕГОРИС БОГОСЯН, был специальным послом эфиопского императора Менелика II в разных государствах Европы. Его сын Хосров стал полковником императорской гвардии. Его сын Александр, больше известный как Скундер Богосян, стал самым известным художником Африки, первым африканским художником, чьи работы выставлялись в Европе. Сегодня его картины находятся в постоянных экспозициях Музея современного искусства в Нью-Йорке, в Музее современного искусства в Париже, Музее-студии в Гарлеме, Национальном музее африканского искусства в Вашингтоне

Личный фотограф императора Эфиопии Хайле Селассие I также был армянином. Наиболее известные снимки императора были сделаны именно Заназаняном. В Аддис-Абебе у него была собственная фотостудия. Он научил своему искусству сына Ерванда, который уже в 9 лет получил свою первую премию, а в 11 лет награду за удачный портрет Ерванду вручил сам император. Дед Ерванда со стороны матери был придворным ювелиром императора. Когда Католикос Вазген I посетил Эфиопию, Хайле Селассие I подарил ему ювелирные украшения, созданные дедом Ерванда. После революции 1974 г. семья Заназанянов эмигрировала в Австралию.

В Аддис-Абебе были хорошо известны и другие армянские семьи - Джерияны, Гарабедяны, Хагопяны, Авакяны. Это были образованные предприниматели, владельцы обувных фабрик, мастерских, кинотеатров...

Харэр Саркис Терзян оказался, пожалуй, первым армянским торговцем оружием в мире. Накануне битвы при Адуа с итальянцами император Менелик II попросил его вооружить эфиопскую армию. В 1890 г. Харэр Саркис был отправлен с секретной миссией во Францию для приобретения огнестрельного оружия. С учетом политической ситуации французы согласились только продать оружие, но отказались предоставить свой флот для его транспортировки в Эфиопию. Тогда Терзян тайно погрузил ящики на голландское судно и перевез оружие во французскую колонию Джибути, а потом на верблюдах доставил его в Аддис-Абебу. Эфиопская армия получила 80000 винтовок, 13 млн патронов, большое количество пулеметов и 33 орудия. Это была крупнейшая сделка на поставку оружия в тот период.

Солдаты Менелика II после битвы пели песни на амхарском языке в честь Терзяна. Саркис Терзян получил особый статус при императоре и помог реализовать ряд национальных проектов. Интересна судьба и его сына Аветиса Терзяна, который был старейшиной армянской общины. Помимо армянского и амхарского языков он владел английским, французским, итальянским, турецким и арабским. С 1928 по 1937 гг. он служил секретарем в Посольстве США, где был самым высокопоставленным офицером связи, работал переводчиком.

Император Менелик II очень любил и ценил армян. Личным врачом императора был П. Маркарян, главным архитектором Эфиопии и создателем архитектурного облика Аддис-Абебы - Г.Овьян. Армянские архитекторы и строители в Аддис-Абебе построили первую гостиницу европейского типа - отель "Танту". В Эфиопии хорошо помнят вклад армян в развитие страны и высоко ценят это.

ОЧЕНЬ МАЛОЧИСЛЕННАЯ АРМЯНСКАЯ ОБЩИНА СУЩЕСТВОВАЛА И В СВАЗИЛЕНДЕ. В столице Свазиленда Мбабане была построена армянская церковь Святого Воскресения. Ее основатель Григор Дербелян, проработав много лет в Хартуме (Судан), решил обосноваться в соседнем Свазиленде. Отдыхая в тех краях, они с другом случайно забрели в чудесное место под названием Пайн-Велли (Сосновая долина), неподалеку от Мбабане.

-3

Увидев эту землю, Григор решил, что именно здесь хотел бы провести остаток своей жизни. Ландшафты Сосновой долины Григору напомнили Армению, он приобрел 11 акров земли и возвел небольшую армянскую церковь, после чего посадил там 1770 сосен и елей. Рядом с храмом протекает маленькая река, которую Грикор назвал Аракс и даже повесил небольшую табличку с этим названием.

Армянская община Судана сформировалась во второй половине XIX в. Однако первые упоминания об армянах Судана встречаются в XVII-XVIII вв. Например, в этот период активную дипломатическую миссию в Судане осуществляли Егия Енокян и епископ Ованнес. Армянская община традиционно была сосредоточена в трех крупных центрах страны – Хартуме, Омдурмане и Гедарефе. Армяне себя чувствовали здесь особенно комфортно, в окружении местных христиан-коптов. В преимущественно христианском Гедарефе была открыта первая армянская школа. Значительная часть армян оказалась в Судане после Геноцида. Вторая волна армянских мигрантов была зафиксирована в 1950 г. Армяне приезжали не только из провинций Турции, но и из Египта, и Эфиопии. В 1956 г. в Хартуме открылась Армянская национальная гимназия, которая сыграла значительную роль в жизни общины. Многие выпускники гимназии в дальнейшем стали активными деятелями армянских организаций. Церковь Святого Григория Просветителя была построена в 1957 году в Хартуме.

ИМЕННО НАЛИЧИЕ ЦЕРКВИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ не допустило массовой ассимиляции армян Судана. Однако гимназия была закрыта властями в 1977 г. Более того, власти Судана не разрешали христианским меньшинствам вести более или менее активную работу по сохранению своей идентичности и религиозных традиций. После принятия закона о национализации многие армяне лишились принадлежащих им предприятий, в результате чего началась массовая эмиграция из страны. Уезжали в США, Канаду, Великобританию, Египет и Францию. Самыми знаменитыми семьями армян Судана являются Джинджиняны, Позачяны, Енокяны и Самуэляны. Многие представители этих семей проживают ныне в Великобритании и США.

Довольно значительные группы армян и сегодня сохраняются в Египте, Эфиопии и Судане. Они смешались с местными христианами, в основном со знатными коптскими и эфиопскими семьями, и ныне составляют специфическую группу. Армянским языком они не владеют и разговаривают либо на арабском, либо на амхарском языках.

Нелли ХАЧАТУРЯН, "Мост" (приложение к "Голосу Армении")