Сегодня алголкинский дух Вендиго стал одним из самых популярных персонажей жанра крипипасты, в данной статье мы рассмотрим историю его образа и развития.
С древнейших времён у североамериканских индейцев сформировался страх перед холодными, морозными зимами. Часто чтобы выжить в таких экстремальных условиях при угрозе голода приходилось идти на антропофагию. Так в сознании алгонкинов эти негативные эмоции и переживания создали образ людоеда Вендиго. Этот злобный дух вселялся в людей-каннибалов, превращая их в одержимых монстров. Согласно мифологии основными признаками вселения является снижение питания, дистрофия человека, постоянная апатия и депрессия. Процесс трансформации проходил у разных людей в разные промежутки времени, занимая от нескольких дней до нескольких месяцев. В этот период у индейцев проявлялся так называемый «психоз Вендиго». Люди, считавшие себя одержимыми, просили родственников убить себя, чтобы не навредить им.
Показательной здесь является история индейцы по имени Быстрый бегун. Зиму 1878-1879 двадцатидевятилетний индеец проводил вместе со своей семьёй в избе глубоко в лесу, но из-за проблем с припасами начался сильный голод. Тогда Быстрый бегун решил убить и съесть всю свою семью. Когда же власти узнали о случившемся, индеец стал оправдываться тем, что в него вселился Вендиго, но найденные в хижине обглоданные человеческие останки говорили о его полной виновности в этой ситуации. В том же году каннибал был прилюдно повешен.
В индейской же среде таких канибалов как Быстрый бегун, старались сначала излечить с помощью целебных отваров и магических практик шамана. Такой экзорцизм судя по всему редко имел существенный результат и лишь, замедлял трансформации. Если же никакие действия не будут применены к человеку, или действия шамана не подействовали, то он станет ужасным одержимым монстром. Его описывают как чрезвычайно худое и высокое существо, обладающие ненасытным голодом и желанием пожирать горячие человеческое мясо.
С приходом на земли индейцев европейцев Вендиго начинает постепенно проникать в массовую культуру. Колонизаторы на севере США узнавали от местных жителей лесов страшные истории о нем и начинали их интерпретировать по своему. Постепенно индейский дух становился символом диких, древних рощ, его злобным царем, который охраняет свои угодья. До сих пор в сельской местности особенно на территории северо-восточных штатов США сохраняются мифы о встречах с Вендиго в лесу,а иногда и сами жители утверждают, что видели его. Таким образов постепенно образ духа людоеда преобразовался в нечто схожее с нашим славянским лешим.
Важным отличием современных представлений о Вендиго и Вендиго из верований алгонкинов является наличие рогов, которые появились в его образе после европейской колонизации. Предположу, что здесь просматривается влияние кельтского рогатого божества природы и охоты Кернунна. Таким образом, современный внешний вид духа людоеда является следствие синкретизма двух религий.
Важную роль в формировании образа Вендиго в массовой культуре сыграла повесть «Вендиго» тысяча девятьсот десятого года издания за авторством американского писателя Элджерона Блэквуда. В ней группа охотников в лесу сталкивается с необъяснимым монстром под названием «пожиратель лосятины». Здесь мы в очередной раз видим, как этому индийскому духу приписывается не свойственная ему рогатая голова. Однако, в отличии от образа Алгонкинов, он не ест людей, а лишь пугает, как будто наслаждаясь их страхами.
Ярким примером в массовой культуре может служить представление о Вендиго из романа знаменитого Стивена Кинга «Кладбище домашних животных». В нём индейский дух предстает в виде древнего существа, покровителя старого индейского кладбища, который и стоял за воскрешением мертвецов. Таким образом, видно, как «отец ужаса» интерпретирует индейского духа не как наказание за каннибализм и грехи, а как сверхъестественного нематериального жестокого лесного короля, который мстит людям за вторжение на его территорию.
Подведём итоги.
В верованиях Алгонкинов Вендиго – это злобный дух голода и мороза, который вселяется в людей, вкусивших человеческую плоть. Постепенно он превращает их в худых, очень высоких и прожорливых человекоподобных созданий, ведомых исключительно жаждой свежего мяса.
В современной же массовой культуре Вендиго – древний рогатый могущественный сверхъестественный хозяин леса. Он скорее олицетворяет дикую, чуждую человечеству природу. Он не нуждается в питание плотью, его просто забавляет пугать и доводить до ужаса людей, которые вступили на его земли.
Таким образом, можно заключить, что современные представления о алголкинском духе-людоеде Вендиго весьма далеко отошли от оригинала и сформировались под влиянием на индейские верования европейской культуры и колонизации диких лесов. Вендиго стал символом борьбы человека с холодной и жестокой природой Северной Америки .
Источники.
1. Брайтман Р.А. Вендиго в материальном мире // Этноистория. Т. 35. № 4. 1988. С. 337-79.
2. Новикова М. В. Образы индейской мифологии в творчестве С. Кинга / М.В. Новикова, М.А Яценко // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2018. №2(29). С. 67-71.
3. Чемезова Е.Р. «Зелёный человек»: трансформация образа в литературе англоязычных стран // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. Вып. 8. С. 2394-2400.
4.https://www.reddit.com/r/skinwalkers/comments/uibcyj/my_encounter_with_a_wendigo/?rdt=58014