Найти тему

Вендиго в верованиях индейцев и в массовой культуре.

Классические представления о Вендиго
Классические представления о Вендиго

Сегодня алголкинский дух Вендиго стал одним из самых популярных персонажей жанра крипипасты, в данной статье мы рассмотрим историю его образа и развития.

С древнейших времён у североамериканских индейцев сформировался страх перед холодными, морозными зимами. Часто чтобы выжить в таких экстремальных условиях при угрозе голода приходилось идти на антропофагию. Так в сознании алгонкинов эти негативные эмоции и переживания создали образ людоеда Вендиго. Этот злобный дух вселялся в людей-каннибалов, превращая их в одержимых монстров. Согласно мифологии основными признаками вселения является снижение питания, дистрофия человека, постоянная апатия и депрессия. Процесс трансформации проходил у разных людей в разные промежутки времени, занимая от нескольких дней до нескольких месяцев. В этот период у индейцев проявлялся так называемый «психоз Вендиго». Люди, считавшие себя одержимыми, просили родственников убить себя, чтобы не навредить им.

Быстрый бегун не задолго до своей казни
Быстрый бегун не задолго до своей казни

Показательной здесь является история индейцы по имени Быстрый бегун. Зиму 1878-1879 двадцатидевятилетний индеец проводил вместе со своей семьёй в избе глубоко в лесу, но из-за проблем с припасами начался сильный голод. Тогда Быстрый бегун решил убить и съесть всю свою семью. Когда же власти узнали о случившемся, индеец стал оправдываться тем, что в него вселился Вендиго, но найденные в хижине обглоданные человеческие останки говорили о его полной виновности в этой ситуации. В том же году каннибал был прилюдно повешен.
В индейской же среде таких канибалов как Быстрый бегун, старались сначала излечить с помощью целебных отваров и магических практик шамана. Такой экзорцизм судя по всему редко имел существенный результат и лишь, замедлял трансформации. Если же никакие действия не будут применены к человеку, или действия шамана не подействовали, то он станет ужасным одержимым монстром. Его описывают как чрезвычайно худое и высокое существо, обладающие ненасытным голодом и желанием пожирать горячие человеческое мясо.
С приходом на земли индейцев европейцев Вендиго начинает постепенно проникать в массовую культуру. Колонизаторы на севере США узнавали от местных жителей лесов страшные истории о нем и начинали их интерпретировать по своему. Постепенно индейский дух становился символом диких, древних рощ, его злобным царем, который охраняет свои угодья. До сих пор в сельской местности особенно на территории северо-восточных штатов США сохраняются мифы о встречах с Вендиго в лесу,а иногда и сами жители утверждают, что видели его. Таким образов постепенно образ духа людоеда преобразовался в нечто схожее с нашим славянским лешим.
Важным отличием современных представлений о Вендиго и Вендиго из верований алгонкинов является наличие рогов, которые появились в его образе после европейской колонизации. Предположу, что здесь просматривается влияние кельтского рогатого божества природы и охоты Кернунна. Таким образом, современный внешний вид духа людоеда является следствие синкретизма двух религий.
Важную роль в формировании образа Вендиго в массовой культуре сыграла повесть «Вендиго» тысяча девятьсот десятого года издания за авторством американского писателя Элджерона Блэквуда. В ней группа охотников в лесу сталкивается с необъяснимым монстром под названием «пожиратель лосятины». Здесь мы в очередной раз видим, как этому индийскому духу приписывается не свойственная ему рогатая голова. Однако, в отличии от образа Алгонкинов, он не ест людей, а лишь пугает, как будто наслаждаясь их страхами.

Кот Черч. Кадр из х/ф «Кладбище домашних животных» 2019.
Кот Черч. Кадр из х/ф «Кладбище домашних животных» 2019.

Ярким примером в массовой культуре может служить представление о Вендиго из романа знаменитого Стивена Кинга «Кладбище домашних животных». В нём индейский дух предстает в виде древнего существа, покровителя старого индейского кладбища, который и стоял за воскрешением мертвецов. Таким образом, видно, как «отец ужаса» интерпретирует индейского духа не как наказание за каннибализм и грехи, а как сверхъестественного нематериального жестокого лесного короля, который мстит людям за вторжение на его территорию.
Подведём итоги.
В верованиях Алгонкинов Вендиго – это злобный дух голода и мороза, который вселяется в людей, вкусивших человеческую плоть. Постепенно он превращает их в худых, очень высоких и прожорливых человекоподобных созданий, ведомых исключительно жаждой свежего мяса.
В современной же массовой культуре Вендиго – древний рогатый могущественный сверхъестественный хозяин леса. Он скорее олицетворяет дикую, чуждую человечеству природу. Он не нуждается в питание плотью, его просто забавляет пугать и доводить до ужаса людей, которые вступили на его земли.
Таким образом, можно заключить, что современные представления о алголкинском духе-людоеде Вендиго весьма далеко отошли от оригинала и сформировались под влиянием на индейские верования европейской культуры и колонизации диких лесов. Вендиго стал символом борьбы человека с холодной и жестокой природой Северной Америки .

Источники.
1. Брайтман Р.А. Вендиго в материальном мире // Этноистория. Т. 35. № 4. 1988. С. 337-79.
2. Новикова М. В. Образы индейской мифологии в творчестве С. Кинга / М.В. Новикова, М.А Яценко // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2018. №2(29). С. 67-71.
3. Чемезова Е.Р. «Зелёный человек»: трансформация образа в литературе англоязычных стран // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. Вып. 8. С. 2394-2400.
4.https://www.reddit.com/r/skinwalkers/comments/uibcyj/my_encounter_with_a_wendigo/?rdt=58014