Коллегиальная церковь св. Петра - это сакральное место в английской истории:
начиная с 1066 года, то есть с Нормандского Завоевания здесь проводились коронации, королевские венчания, погребения, а также национальные празднества и торжества.
Вестминстерское аббатство является главной церковью Великобритании.
Согласно старинной легенде, более тысячи лет назад один из рыбаков увидел над Темзой лик Святого Петра, считающегося покровителем этой профессии. В честь этого события и построили церковь Св. Петра (это официальное название Вестминстерского аббатства). Но кто именно заложил первый камень - историки так и не выяснили. Эта первая церковь на этом месте настолько древняя, что её история теряется в веках. По одной из версий, основателями были король Эссекса Саберт, правивший в начале VII века, и епископ Лондона Меллит.
Первое Вестминстерское аббатство было основано монахами-бенедиктинцами в 960 году - как же я люблю такие древние места!
В 1040-х годах король Эдуард Исповедник начал строить здесь церковь, которая стала известна как Западный собор.
28 декабря 1065 года она была освящена, вот только сам Эдуард не смог присутствовать при этом - он был уже слишком болен и умер неделю спустя.
Он же и стал первым королём, который был здесь захоронен ( что впрочем не принесло ему покоя, поскольку даже в Вестминстере его гроб потом неоднократно таскали с места на место).
А в 1066 г. случилось Нормандское завоевание - знаковое событие в истории Англии. И 25 декабря 1066 года - в первый день Рождества - в Вестминстере прошла коронация Вильгельма Завоевателя, первая известная коронация в аббатстве.
В общей сложности здесь короновались 40 королей Англии и Великобритании, 30 из них были здесь же и похоронены. А также на его территории расположено более 3000 захоронений выдающихся личностей английской истории.
Главная проблема посещения Вестминстера заключается том, что туристов запускают через боковой вход - северный портал, где они сразу оказываются в довольно небольшом закутке с огромным нагромождением памятников.
Может быть для организации потока посетителей это и удачная идея, но не для восприятия Вестминстера с точки зрения истории и архитектуры.
Только входя в Собор через главный вход становится ясным его абсолютное логичное устройство и общая концепция.
Сразу же у входа находится Мемориал Неизвестному солдату, посвящённый памяти погибших в Первой мировой войне.
Это единственное захоронение в аббатстве, на которое нельзя наступать. Все королевские невесты возлагает свой свадебный букет на эту могилу - начало традиции положила королева-мать Елизавета Боуз-Лайон в память о её брате, погибшем на войне.
Справа у входа за бронированным стеклом расположен коронационный трон - он был создан в 1301 году и использовался для коронации всех британских монархов с 1308 года. Ещё его называют креслом короля Эдуарда - названо в честь Эдуарда Исповедника, очень почитаемого во времена средневековья английского монарха, а не по имени Эдуарда I, который его собственно и заказал.
Под сидением стула раньше находился Камень Судьбы, но котором с древности короновались шотландские монархи, но несколько лет назад он был возвращен в Шотландию.
Изготовленный в готическом стиле из дуба трон поражает своей простой формой, безыскусностью и древностью.
Львы были добавлены уже в 16 веке, то есть во времена Плантагенетов и Йорков - а именно эта династия меня интересует больше всего - этих элементов ещё не было.
Особенно меня умилили многочисленные нацарапанные на стуле надписи в стиле "здесь был Джон", оставленные мальчишками - членами хора аббатства и другими паломниками. Подумать только: ещё в 18-19 вв. за определённую плату на троне мог посидеть любой желающий!
А сколько бы я лично была готова заплатить за счастье посидеть на троне, на котором короновался мой любимый король Ричард?!
Следом за капеллой на мощной колонне укреплен портрет короля Ричарда II - первый сохранившийся до настоящего времени официальный прижизненный портрет английского монарха.
Короли и до этого заказывали свои изображения, но в гораздо более скромном масштабе - в виде так называемых алтарных портретов, где главными действующими лицами являлись религиозные фигуры, как правило, Мадонна с младенцем, а заказчики выступали в роли донаторов, приносящих дары и т.д.
Здесь же присутствуют все королевские символы - и скипетр, и держава, и трон, и корона, и пурпурная мантия с горностаем, и холодный повелительный взгляд.
Совершенно не случайно Вестминстерский портрет короля весьма напоминает изображения Христа -Судии, Христа - Правителя Мира, словно Ричард становился его земным воплощением - этому способствует и золотистого цвета фон.
Да и находился образ изначально в особой отдельной молельне короля возле южных хоров собора.
Вестминстерский портрет, написанный в 1390-х гг. - это апофеоз власти и одиночества на ее вершине. Он уже потерял всех, кого любил: родителей, старшего брата, любимого наставника, казненного по приказу лордов-бунтовщиков, лучшего друга, едва избежавшего той же участи и ускользнувшего в изгнание...
А главное - его королева, Анна Богемская, ставшая жертвой новой эпидемии чумы в 1394 году ( хотя Ричард II охотно проводил время с фаворитами и его даже подозревали в противоестественных наклонностях, жену он очень любил и приказал снести дворец в Шине, в котором умерла королева.
( про корону Анны Богемской я ещё буду писать отдельно).
К свадьбе принца Уильяма с Кейт Миддлтон портрет Ричарда II получил свою порцию внимания: его поверхность тщательно почистили и обновили дубовые панели, начавшие расходиться.
Вестминстерский портрет, как мы его видим сейчас, подвергался неоднократным изменениям и беспощадным реставрациям - особенно в 18-19 вв. Как известно, победители не только пишут историю, но ещё и исправляют портреты в соответствии с интересами новой династии. Проведенное уже в 20 столетии инфракрасное исследование обнаружило, что черты Ричарда постарались скорректировать. Поскольку его правление было очень неудачным и этот король был свергнут с престола своим кузеном Генри Болингброком ( Генри IV), то было необходимо изобразить его слабаком и в смысле внешности тоже: линия челюсти на оригинальном портрете была более твердой, губы - менее полными, а щеки не такими румяными. Да и борода тоже была вполне густой и покрывала все щеки, а не вот эти жалкие клочки. Да и в целом некоторая размытость и условность черт лица, производит впечатление юношеской хрупкости и даже какой-то женственной красоты.
Сто лет спустя такая же корректировка произошла и с портретом следующего короля Ричарда, только смещение шло в другую сторону - больше жёсткости и жестокости.
Слева и справа на колоннах над подставками для свеч находятся две православные иконы Спасителя и Богородицы, появившиеся в Вестминстерском аббатстве в 1994 г., их написал российский художник Сергей Фёдоров.
Для меня как хобби-историка особый интерес представляют королевские захоронения. В основном они группируются вокруг капеллы Эдуарда Исповедника.
Первые два короля из Анжуйской династии Генри II и Ричард I ( Львиное сердце) были ещё в основном ориентированы на свои континентальные владения - там они проводили большую часть времени, а Англия выступала для них бонусом, они не чувствовали своей внутренней связи с этой страной, поэтому и похоронены оба во Франции, в аббатстве Фонтевро.
Джона Безземельного упокоили в соборе Вустера, перекрестились и решили по возможности принцев так больше не называть - кто знает как жизнь обернётся - ещё одного короля Джона Англия уже не могла себе позволить.
Правда если вспомнить принца Джона, сына короля Эдуарда III и роковое влияние его самого и особенно его потомков на политическое и внешнеэкономическое развитие Англии 14 и 15 веков...
Я имею в виду знаменитого Джона Гонта, герцога Ланкастера (его, правда, закопали в Ст. Пол Кафедрале).
Следующим был Генри III - сын Джона Безземельного и соответственно племянник Ричарда Львиное сердце.
Почему-то его правлению не уделяют достойного внимания, хотя и королём он был вполне приличным и правил рекордный для средневековья срок - 56 лет.
Именно Генрих III начинает в 1245 году строительство современной церкви Вестминстер в готическом стиле.
А вот это могила его сына - Эдуарда I
А рядом находится захоронение жены Эдуарда - Элеоноры Кастильской.
Та самая, в честь которой он воздвигал поминальные кресты - один из которых дал название Чаринг- Кросс.
Их сыном был печально известный король Эдуард II - тот, которого свергла с трона его жена, французская волчица Изабелла, дочь короля Филиппа Красивого. Ну, а поскольку все в детстве читали Дрюона и помнят обстоятельства его смерти, то неудивительно, что похоронен Эдуард II не в Вестминстере, а где подальше, конкретно в соборе Глостера.
А вот это могила его сына Эдуарда III - это тот человек, который начал Столетнюю войну и претендовал и на титул французского короля тоже, что логично - хоть и по женской линии, но все равно внук.
Какая ирония судьбы: другие короли убивались, что у них ни одного сына нет, а вот у Эдуарда III была другая проблема - уж очень много этих самых сыновей имелось в наличии. Один из них стал родоначальником Йорков, а другой - Ланкастеров, что сто лет спустя вылилось в самый кровопролитный конфликт в истории Англии - войну Роз.
Следующая могила - в торцевой части капеллы принадлежит Генри V - тут у нас получается такой прыжок во времени, поскольку " старина Хэл" представитель династии Ланкастеров и правнук Эдуарда III.
Героический был король: победитель битвы при Азенкуре и даже подписал договор при Труа, по которому Генри становился наследником французской короны и так все внезапно закончилось...
Вот только жаль, что кроме ног ничего не видно...
Мой обзор королевских захоронений, начавшись с портрета Ричарда II завершается его могилой - вот кстати перезахоронить его в Вестминстере распорядился вышеупомянутый Генри V.
А я внезапно обнаруживаю, что стою как раз
перед тем захоронением, которое интересовало меня больше всего и увидеть которое я хотела обязательно: могила королевы Анны.
Продолжение здесь
Другие материалы о тех же героях: