Продолжение беседы с протоиереем Артемием Владимировым, духовником Алексеевского женского монастыря о воспитании детей в православной вере, о зависимости от гаджетов и о книгах, которые помогут ребенку понять всю красоту мира, созданного Творцом.
– Батюшка, что посоветовать родителям, воспитывающим своих детей в православной вере?
– Воспитание детей в православной вере требует творческого, живого и неформального подхода. Родители не должны быть скучными, раздражительными, нервными. В своих потугах посеять семена «разумного, доброго, вечного» родителям не хорошо быть диктаторами, что, увы, сплошь и рядом наблюдается, когда мама, схватив плачущего отрока, тащит его в храм в наивной убежденности, что едва лишь ее митрофанушка переступит церковный порог или подойдет к Святой Чаше Причащения, все его завихрения и капризы улетучатся сами собой. Сколько таких детей, воспитанных бесталанными в педагогическом отношении родителями, впоследствии обходят за три версты монастыри и храмы, чураются священников, потому что родители не преуспели в умягчении сердец сыновей и дочерей, но методом крика, кнута или финансового пряника думали, наивные, силком привить им благочестие…
Я призываю родителей быть настоящими педагогами, а еще лучше брать пример с Господа Иисуса Христа, Который трость надломленную не преломлял, льна курящегося не угашал (см. Мф. 12: 20), но обнимал детей, вдохновлял их неизреченной красотой Своего Лика, говоря: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10: 14).
Сегодня горожанам совсем нелегко воспитывать детей, вытаскивая их на свет Божий из виртуального андеграунда, избавляя их от компьютерной зависимости. Поэтому не будем забывать о благотворном влиянии природы на формирование человеческой души! Так важно возрождать навыки активного отдыха, паломничества, туризма; нужно уметь подвергать детей посильным для них испытаниям ради закалки характеров. Понятно, что это не достигается в кабинетных условиях, но предполагает объединенные усилия родителей и педагогов. Насущное дело – поиск хороших летних и зимних лагерей, где действительно царствовала бы добрая, нравственная атмосфера, где воспитатели имели бы подлинный педагогический опыт, а самое главное – христианскую любовь.
Хочется пожаловаться, что в наших больших книжных магазинах последние насколько лет, а скорее всего, и ранее, для детей появляется очень мало произведений современных русских писателей, которые рассказывали бы о доброте, чести, красоте, любви к родному краю. Иногда переиздается советская классика, но в основном перед глазами на полках и прилавках мелькают мало кому известные иностранные имена. Эта «англомания» касается и других видов искусства. Молодые люди не чувствуют отеческих корней, не знают свою историю и не горят желанием защищать родную землю. Получается, что многим просто все равно, где жить, лишь бы деньги платили. Хотя у меня есть надежда, что Господь таким образом даст сбежавшим молодым людям возможность почувствовать себя изгоями: большое видится на расстоянии…
Ваши вопросы, продиктованные тревогой и болью, как человека пишущего, в том числе и для юношества, мне более чем понятны. И вместе с вами я надеюсь, что последние годы, особенно после начала специальной военной операции, в нашем обществе возымели место позитивные изменения в области культуры и нравственности.
Только что я вернулся с Куликова поля, посетив удивительный музей, созданный всего лишь десять лет тому назад. В советское время наши поля сражения – Бородинское, Куликово – находились в известной степени забвения. И вот пришло время, когда истовые государственники, новые губернаторы, получившие одобрение первого лица страны, принимают участие в созидании народных мемориалов, посетить которые жизненно важно для «самостоянья» человека. Это те самые «родные пепелища» и «отеческие гробы», о которых писал А. С. Пушкин в своем программном стихотворении. Мне стало совершенно ясно, что вывозить детей на подобные экскурсии жизненно необходимо для привития им не просто исторического чутья, а чувства родства с ушедшими поколениями. Безусловно, книжный мир этому должен способствовать. Вы упомянули о засилье зарубежных авторов…
– Оговорюсь, они, конечно, разные, есть и замечательные, но количество избыточно…
– Да, соглашусь, это имело место, особенно в постсоветское время не без участия соросов и прочих «друзей» человечества. Сегодня должен быть предложен широкий выбор здоровых детских произведений не только в Сретенском магазине или в издательстве «Православное слово», но и в светских магазинах, например, в московском Доме книги. Хочется надеяться, что новый этап исторического бытия России ознаменуется крайне внимательным отношением властей предержащих к области культуры, а это подразумевает в первую очередь телевидение, кино, литературу и, конечно же, организацию детского досуга. Прошло время англомании и раболепства перед псевдокультурой «дикого Запада». Только сегодня я, возвращаясь в Алексеевский монастырь, обратил внимание на один рекламный щит. Сама реклама была не слишком целомудренной по видеоряду, но надпись характерная: «Я о Лондоне не плачу, а поеду-ка на дачу». Хватит нам скучать по Лондону и по стене плача в Иерусалиме – это чуждые нам идеалы. Но давайте и переиздавать хорошие книги, и писать их.
– Тем более на разных литературных конкурсах, например, «Золотой Витязь», каждый год вручаются награды детским писателям, но мы не видим этих лауреатов. Где они?
– Нужно доводить до обывателя новые имена, новые добрые издания, преодолевать ту инерцию, которая царствует в сердцах современных родителей, детство которых пришлось на «бестальковые» двухтысячные годы.
– А что же делать в таком развороте событий педагогам, вынужденным преподавать по непонятным, а иногда и антигосударственным учебникам?
– Сегодня написание учебников является стратегической задачей, разговор ведется давно, но пробить отрицательные тенденции в школьном деле оказалось не столь просто. Давайте пожелаем, чтобы не только в Министерстве обороны появился Андрей Ремович Белоусов, но и в Министерстве культуры, потому что Министерство культуры и Министерство образования – это тоже наша стратегическая оборона. Я хотел бы предложить Андрею Ремовичу еще два портфеля в двух министерствах: просвещения и культуры. Талантливый человек талантлив во всем.
– Батюшка Артемий, Вы прекрасный воспитатель и учитель, говорю это, судя по плодам Вашей педагогической деятельности. Какие советы Вы могли бы дать современным преподавателям? Сейчас пошли трудные, «гаджетные» дети. Как с ними работать?
– В течение учебного года каждую неделю мне приходилось встречаться с упомянутыми вами «гаджетными» детьми. Как с ними работать? Убежден, что профессия педагога – профессия героическая. Если педагог применяет трафаретные подходы, если он остановился в своем не только интеллектуальным, но и душевном развитии, если он давно потерял вдохновение, выдохся, бедняжка, выгорел дотла, если вместо заинтересованности в маленьком человечке (я не говорю о любви к ребенку) у педагога развилась преждевременная усталость от жизни, если он позволяет себе негатив в поведении, срывы на ребенка, пользуется своим положением в небезупречных целях, «опускает», унижает ученика, не умея пробиться к его сердцу, психологически подавляя его, употребляет незаконные средства психологического воздействия: занижает отметки, относится к ученику необъективно, – поинтересуйтесь у родителей: как это отражается на ребенке?
Естественно, что дитя никнет; когда его загоняют в угол, ребенок прячется, замыкается в себе; он может стать аутистом, может озлобиться, может вообще «с высокой колокольни» плюнуть на учебу. Я сам себя помню учеником: как «в сорок оттенков серого» окрашивалось восприятие мира, благодаря лишь одному уроку, на котором педагог кричал на школьников или просто демонстрировал совершенное равнодушие к ученикам.
Как работать с детьми? Повторю: учитель – это профессия героическая. В педагоги нельзя идти по остаточному принципу, потому только, что ты не прошел по результату экзаменов в финансовую или юридическую академию. Педагог должен быть непременно вдохновенной, мотивированной личностью. Педагогика – это не профессия, это искусство. Почему? Потому что она имеет дело с душой ребенка, и задача учителя вовсе не в том, чтобы только привить элементарные базовые знания: первое правило арифметики и умение извлекать кубические корни. Хочется пожелать каждому классу российской школы такого классного руководителя, который разделял бы с детьми их чаяния и радости, не жалел бы своего личного времени для общения с подрастающим поколением. По крайней мере, на уроках проявлял бы себя как человек интересный, живой, благородный, великодушный, сам бы походил на счастливого ребенка!
Прекрасно, когда педагогу интересно с детьми, так что он, забывая о хлебе насущном, о заработках и приработках, «часов не наблюдает» в общении с учениками и искренно почитает это общение роскошью, не облагаемой налогом. «Любовь сама подыщет слова», – говаривал святитель Тихон Задонский. Если у тебя есть любовь к людям, и в особенности к детям, ты всегда состоишься как профессионал (физик, математик, литератор, классный руководитель), потому что там, где есть любовь, присутствует творческая Божественная энергия, умудряющая человека. Мы сейчас говорим об идеале, но разве дети не достойны идеала? Любой ребенок достоин того, чтобы у него был гениальный педагог, а не скучный ремесленник. Понимаю родителей, которым страшновато отдавать детей в руки «кооператоров» от педагогики. Любой родитель будет искать как директора, так и педагога с большой буквы.
– Огорчаешься, когда видишь, что даже церковные мамочки отдают деток во власть смартфонов или иностранных мультиков, где персонажи с рожицами вместо лиц скачут и вопят. Дети ведь зачастую «зеркалят» увиденное, а у бедовой мамы никак не получается успокоить свое перевозбужденное дитя после часовых просмотров. Что пастырь может сказать таким родительницам?
– Мы с вами говорили о том, что мамы, выросшие в двухтысячные годы и сами с юности плывущие по руслу виртуальных развлечений, не в состоянии адекватно оценить деструктивное влияние этих пресловутых роликов и горе-мультиков. Ибо у иных родителей нередко отсутствует художественное чутье, эстетический вкус, они не приобщены к культурной традиции, сами не видели в детстве книг с иллюстрациями художников советского периода. Помните школьные издания 70-х, гравюры «Мцыри», «Капитанской дочки»? Соответственно, родители просто не понимают законов воздействия на душу ребенка образного, иллюстративного ряда, где все искажено, где нет красоты, где все диспропорционально, разорвано, хаотично… Налицо разрыв с классической эпохой, разрыв с подлинной культурой и искусством. Сейчас не найдешь у иллюстраторов нормального человеческого портрета, не видишь в их творчестве Божиего мира. Уходит искусство, в котором всё когда-то было подчинено принципу красоты, порядка, целесообразности.
Что обретаем сейчас? Ныне везде и всюду царствуют «Кукрыниксы». Раскройте детские учебники. Начинать-то нужно именно с них. Вместо учебников Ушинского с прекрасными реалистическими иллюстрациями господствует игровой принцип, развлекательщина: «ужастики, головастики, ералаш». И это печально. Ведь мы можем поделиться с детьми только тем, чем владеем сами, поэтому очень важно, чтобы учителя восполняли недостатки родительских искаженных подходов. Учителя сами должны быть культурными людьми с развитым эстетическим чувством.
И хотя воздействует на душу прежде всего дом, но пусть где-то обретается и противоядие. Многие эксперты говорят о том, что на современном этапе в нашей стране не выработано единого стиля: в архитектуре, например, царствует эклектика.
Спросите у обывателей: если они думают о вторичном жилье, хотели бы они жить в хрущевке или в сталинке? Культ культом, а сталинка у всех в цене, потому что эти здания строились на основе уважения к личности человека, как бы странно это ни показалось. Сегодня важно вспоминать эстетическое кредо Александра Сергеевича Пушкина: искусство «должно быть величаво». Искусство призвано апеллировать к чувству прекрасного. Подлинное искусство сообразуется с красотой Божиего мира. Слава Тебе, Господи, столичный народ, уже смертельно уставший от «диснейленда», ломится на выставки Серова, Куинджи, Левитана. У нас даже крадут произведения Куинджи и Левитана при всяком удобном случае – такая горячая любовь классическому искусству! Мне знакомы семьи, в которых родители не скупятся приобретать живописные оригиналы. Чудесно, когда в комнатах детей подлинные полотна если не Сезанна, то настоящих современных художников-реалистов.
Итак, «с осинки не срывают апельсинки»… Если вы действительно хотите, чтобы ваши дети жили красиво, благородно, придерживались определенных нравственных принципов в своем поведении, не скупитесь приобщать их к шедеврам классического искусства. Не ленитесь посещать вместе с ними Третьяковскую галерею, находить замечательных экскурсоводов, влюбленных в свою профессию. Необходимо, чтобы наши дети, вопреки господствующей тенденции, воистину были наследниками великого прошлого России, особенно ее имперского периода. Это большой труд.
А для начала, пока дети еще маленькие, давайте вместе с ними перед сном читать, читать вслух. Сами дети читать, как известно, ленятся, но папа только раскроет «Бородино» и как начнет декламировать: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром…» Или: «Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…» Или: «Тятя! тятя! В наши сети притащило мертвеца…» (вот пророчество Александра Сергеевича Пушкина о гаджетах) – и дело пойдет!
– Бывает, что родители чрезмерно балуют детей, взращивая эгоистов, а иногда, наоборот, раздражаются, кричат на них, воспитывая в непомерной строгости. Как же гневным родителям научиться справляться с собой и не подавлять личности своих детей?
– Вы задали, наверное, самый сложный вопрос из всего интервью, потому что легче вырастить на даче флоксы и ирисы, легче взрастить помидорную рассаду, какой-то новый, неизвестный науке лиловый помидор – посредством скрещивания помидорных генов, но передать ребенку высокое, светлое, благородное, чистое на поверку оказывается очень сложно. Особенно в наше время, когда дитя едва лишь вырвется из атмосферы родительского дома, как тотчас подпадает под разрушительные веяния внешней среды. О, если бы это было влияние родной бабушки! Но тут, увы, не бабушка, а развращенное окружение: к примеру, подростки «из зоны риска».
Вы правы в вашем наблюдении, что дети мгновенно (по закону сообщающихся сосудов) усваивают все огрехи и ущербности взрослых. У родителей не хватает не то что педагогического умения, а времени и сил, когда они, истомленные будничными трудами по снисканию насущного хлеба, вдруг сталкиваются с детскими шалостями и безобразиями, безответственностью и бессовестностью…
Задача представляется простой: в рекордно короткий срок поставить на место провинившегося шалуна и добиться от него хорошего поведения. Перемены к лучшему ожидаются уже на следующий день… Между тем святые отцы с присущей им благодатной мудростью учили: неприятные вещи нужно говорить с приятностью. Да, если я, как родитель, теряю самообладание, если «кипит мой разум возмущенный», если разлившаяся желчь, подобно серной кислоте, в моем организме проступает в виде пятен на лице, то ребенок, конечно, поймет, что именно в его поведении вызвало мое неудовольствие. Однако в силу переменчивости ребячьего нрава, внушаемости, открытости «всем ветрам», он кивнет, с легкостью попросит прощения, а потом опять сделает что-то такое, что вообще не вписывается в семейные понятия о добре, о чести, о правде…
Здесь уместно сказать следующее: где-нибудь в Осетии, высоко в горах, горцы делают на уступах особые земляные террасы. На своем горбу носят в кошелках землю, высаживают культурные растения. Вдруг сель, грязевой поток смывает за минуту эти террасы и плодородную землю… И жители высокогорья вновь начинают терпеливо носить наверх эту землю, кошелка за кошелкой, день за днем…
Воспитание и образование детей – это как раз труд, сходный с приведенным мной примером жителей Осетии, терпеливо совершающих свой титанический труд. Нанести слой земли, удобрить его, насадить семена, выпалывать сорняки, смотреть, чтобы не прилетели стаи птиц и не выклевали все. При этом в одно мгновение террасы могут быть уничтожены непогодой… Нам, родителям, необходимо запасаться огромным терпением, великодушием, надеждой, чтобы мы были «равны самим себе», смиренны и спокойны и никогда не опускали руки. Нам важен результат, пусть он будет и не мгновенным; очень часто бывает так, что дети только задним умом доходят до понимания значимости для них родительских уроков. Иногда детям нужно пройти через определенные неудачи, жизненные драмы, чтобы оценить по достоинству родительский подвиг и вспоминать о нем с благодарностью. Дай Бог, чтобы мы остались в восприятии детей людьми светлыми, мудрыми, мирными, благодушными, сдержанными.
Это не значит, что мы должны сквозь пальцы смотреть на их недостатки, особенно если это серьезные проступки. Вразумляя и воспитывая детей, будем, однако, помнить, что перед нами юные, нежные создания, а не «рецидивисты и маньяки», достойные единственно изоляции от нормальных людей. Дети только начинают жить и не застрахованы от ошибок. На первых страницах библейской книги Иова есть такой замечательный пример: праведный Иов ежедневно приносил жертвы Богу, говоря: «Господи, если кто-то из моих детей согрешил пред Тобою, а я об этом не знаю, то приношу Тебе жертву умилостивления за них. Дети еще малы и неразумны. Помилуй, помоги им исправиться и вновь встать на путь праведности». Святой Иов приносил жертвы Господу Богу, чтобы благодать Господня сохранила детей от будущих падений.
Это пример для нас, родителей, чтобы мы каждый день обновляли наш завет с Богом, посвящали детей Божией опеке, вверяли их Покрову Богородицы и в простоте молились Небесному Отцу, одновременно беседуя и с собственным сердцем: «Дети наши неразумные, глупенькие, горденькие, несмышленыши; они еще не понимают, что такое хорошо и что такое плохо. Они, увы, внушаемые, ведомые, но мы, родители, уже на собственной своей шкуре все испытав, имея следы "дроби и различных порезов", мы уже точно знаем, что хорошо, а что плохо… Господи, открой детям глаза на их глупость и сохрани до того времени, когда они поймут, что родители учили их уму-разуму. И пусть наши дети скажут когда-то: "Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет!" Или, как гласит трогательная песня: "Если мать еще живая, счастлив ты, что на земле есть кому, переживая, помолиться о тебе"»…
– Как взращивать в семье настоящую любовь, которая преодолеет соблазны мира сего и все жизненные испытания?
– Лучше всего на этот вопрос отвечает маленькая книжица с дневниковыми записями царицы Александры Феодоровны Романовой «Мысли о семье, любви и браке», где она цитирует многих поэтов, а главное – делится собственным жизненным опытом, говоря: «Учитесь насаждать любовь, как сад» – по крупицам, по золотнику. Мы выше упомянули с вами о том, как горцы свершают долгий подъем и приносят из долин плодородную землю, формируя террасы для земледелия. Так и мы призваны каждый день во взаимных отношениях обогащать, пусть понемногу, по чуть-чуть почву детских сердец.
Все знают один из главных законов диалектики: количество переходит в качество. Не нужно замахиваться на неисполнимое. Некоторые наши православные родители страдают своего рода «гигантоманией», думая, что, если они заставят отрока опуститься на горох и тот прочитает три акафиста кряду, к вечеру из него получится ангел. Однако это всего лишь несбыточные мечты. Нужно усвоить на практике основной закон умеренности и постепенности. Для нас самое главное – вектор, «направление на Берлин». «Нам нужна одна победа», но идем мы к ней с великой постепенностью.
Великая любовь предполагает и предпочитает маленькие шажки, но в известном направлении. В одном сдержался, тут помолился, здесь подарок приготовил, не упустил времени – и так из малого происходит великое. Таков именно закон постепенности, но неизменности в следовании к определенной цели. Скорохваты никогда ни в чем не преуспевают. Подобное можно наблюдать и в финансовая делах: соблазн обогатиться вдруг и сразу влечет за собой неоправданные риски и обыкновенно оканчивается долговой ямой. Не будем никогда забывать русскую пословицу: тише едешь, дальше будешь. Избегать рискованных шагов, довольствоваться малой прибылью – именно так наращивается капитал. Соответственно, в нравственных делах, в делах воспитания самое важное – постепенность и при том утвержденность в добре, постоянство в созидании.
– Батюшка, подскажите, пожалуйста, как научиться человеку, находящемуся в тяжелых обстоятельствах и скорбях, благодарить Бога, не держать в голове темных мыслей, а светло смотреть в будущее?
– Нужно признаться, что многим людям свойственно слишком много внимания обращать на негатив, концентрировать внимание на тяжелых, печальных, отрицательных явлениях. Излишне впечатляясь своими неудачами, человек часто теряет почву под ногами, и небо ему кажется с овчинку. Личность подвергается стрессу, который бьет по ее психосоматике. Правы медики, которые говорят о том, что человек сам себя может загнать в депрессию, серьезно заболеть. А вытащить себя из этого тяжелого состояния зачастую бывает не дано.
Нужно памятовать, что наш Господь самый добрый, самый сильный и самый мудрый. Удержим в памяти слова Священного Писания: «Радуйтесь!» «Господь – просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюсь?» (Пс. 26: 1). «Надежда не постыжает» (Рим. 5: 5). Итак, точкой опоры для нас должен быть Тот, Кто одержал великую победу над мировой тьмой, – Христос! «Сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5: 4), – свидетельствует святой Иоанн Богослов.
Рекомендуем учителям, родителям и воспитателям, по завету почившего духовника Троице-Сергиевой лавры, архимандрита Кирилла (Павлова), читать новозаветные послания апостольские. Они удивительно мажорные, жизнеутверждающие. В них не какой-то «советский энтузиазм», а зрячая вера и живой опыт святых апостолов, основанные на всемерном и явственном содействии благодати Божией человеческой душе. Так и мы, разуверившись (на многих горьких опытах) в собственных силах, отринув себялюбие, призваны со вниманием и постоянством призывать Господа Иисуса Христа в молитвах, освящая ими все наши земные труды. Поступая по указанному правилу, будем учить детей видеть светлую сторону действительности.
Если вы не хотите воспитать неврастеников, истериков и невротиков, но желаете, чтобы дети были гармоничны и мудры, не скудели надеждой, но изобиловали миром и спокойствием, не срывались на своих спутников жизни в пароксизмах раздражительности, но наследовали русскую мудрость «утро вечера мудренее», «все образуется», «всего-то навсего – полюбить, всего-то навсего – потерпеть», то необходимо прежде самим стяжать подобное устроение души.
Приложим усилия, чтобы не делать из мухи слона, не будем подражать чеховскому персонажу – нерассудительному отроку, который каждый раз вновь и вновь расковыривал себе гвоздиком ранку. Нет! Но если в чем и ошибемся, то тотчас и покаемся, исправимся, благодушно говоря: «Смирился я – и спас меня Господь» (Пс. 114: 5). Потри же, читатель, ушибленное место, попроси прощения у Создателя – и снова в бой. Сим победиши!
Беседовала Светлана Рыбакова