Воображаемые миры и мир настоящий
Нам всё время нужна драма, нужно бить посуду, кричать, полосовать, играть в страшные страсти. И так во всём. Мы выбираем существовать в воображаемом драматическом мире, где приписываем событиям и информации смысл, совершенно несоотносимый с реальным положением вещей. По любому поводу мы придумываем фантастические миры. Вот о них я и хочу сегодня поговорить.
Есть воображаемые миры, которые тихо, спокойно существуют себе и никого не трогают. Вот сидит себе гоголевский Манилов и представляет, как все ездят друг к другу в гости. Сидит, ну и ладно. Есть, однако, другие, не более реальные, но которые о-хо-хо, как влияют на нашу жизнь. Вот, например, ревность - по человеку или по Богу, или по идее, или по деньгам - может серьёзно изменить жизнь человека или вообще лишить его жизни. Например, вбивает себе мужчина в голову, что женщина, которую он считает «своей», оказывает знаки внимания кому-то другому, берёт орудие производства и идёт ей объяснять, что она неправа. А она-то, бедная, ни о чём таком даже не думала - мужчина придумал себе что-то, чего нет на самом деле. А дела уже не поправить. Ситуация описана у того же Шекспира в пьесе «Отелло».
Сколько людей полегло исключительно за счёт того, что некоторые придумывают себе что-то, чего нет на самом деле, и действуют как будто мир, который они придумали себе - настоящий.Так что воображаемые миры могут быть не так уж безобидны.
А вот как это происходит по описанию в Бхагавадгите:
Тот, чьё внимание
Увлечено объектами чувств,
Становится привязан к этим объектам;
Из привязанности развивается желание;
А если это желание не удовлетворяется -Появляется гнев;
Гнев порождает неверное
Восприятие ситуации;
Потом человек забывает,
Как все было на самом деле,
Принимает придуманное им
За объективную истину
И лишается рассудка;
А это приводит к гибели.
А ещё есть воображаемые миры искусства - литературы, поэзии, театра и кино. Читая книги и смотря кино и телевизор, мы, сами того не замечая, впитываем в себя правила поведения и представления о мире.
Принято считать, что погружаясь в литературу, мы бежим от жизни, погружаемся в воображаемый мир, чтобы хоть на время убежать от проблем настоящего. А я не соглашусь - от самих себя нам никуда не уйти, и в любом мире, предоставляемым нам искусством, мы обращаем внимание в первую очередь на то, что нам сейчас важнее всего. Мы все время видим самих себя. Мы смотрим кино или читаем книгу, и если герой фильма или книги вызывает нашу симпатию, мы, естественно, хотим быть таким как он, поступать так же, чтобы добиваться таких же успехов. И немедленно переносим увиденное в придуманном мире в настоящий. И это воздействие не просто массовое, а охватывающее практически всё население Земли. Это легко увидеть, наблюдая как совсем маленькие дети обучаются правилам жизни в обществе. Нас учат жизни на примере выдуманных кем-то миров. Это называется культура или цивилизация.
Есть и ещё интересные вещи. Вот современный философ Борис Гройс пишет о живописи: «Музеи заняли сейчас центральное место в городах цивилизованного мира, как храмы новой религии превращения человека в личность, в индивидуальность. Каждый стремится к созданию оригинальной маски, и потом эти маски висят в музее, демонстрируя бессмертие человеческой личности. Каждый раз, идя в музей, мы поклоняемся этому процессу, превращающему тело жизни в тело культуры и дарующему то немногое бессмертие, на которое ещё способно наше время. Маска есть подлинное тело художника, в отличие от его бренного тела, гниющего в земле, как подлинное тело теоретика - язык его теории. Личность, личина приобретает бессмертие, хотя и бессмертие только историческое».
Вот читаю я это и думаю о разнице между воображаемым и настоящим, и сразу вспоминается: «Вечный - это не значит длящийся вечно, это значит находящийся вне времени». Очень часто приходится слышать, что люди как Фауст мечтают о бессмертии, а если невозможно личное бессмертие, то хотя бы о бессмертии рода или дела, или хотя бы имени. Нам никак не совладать с идеей, что мы, любимые, можем перестать существовать на земле, а окружающая жизнь при этом будет продолжаться. Обидно до слез - по себе знаю, переживал такое. Только здесь мы опять говорим чушь: нам хочется не бессмертия, нам хочется знать, что сейчас, в данную секунду наша жизнь исполнена смысла. А это бывает, когда мы придумываем себе дело и собираем себя вокруг него, или, когда мы осознанно ощущаем всё происходящее с нами.
А вот есть еще воображаемые миры, созданные музыкой. Они особенны тем, что мы воспринимаем их в обход аналитических возможностей мозга, то есть они действуют напрямую. Как писал Толстой: «Музыка заставляла его живо сознавать противоположность между чем-то бесконечно великим и неопределимым, бывшим в нём, и чем-то узким и телесным, чем был он сам».
Да что музыка и искусство? А как насчет наших постоянных мыслей о прошлом и будущем? Прошлое существует только в нашей памяти, и у каждого оно свое, потому что каждый помнит своё, и воспоминания у всех разные. Стивен Хокинг доказал, что общего прошлого не существует. А будущего ещё нет. И мы не обращаем внимания на то, что здесь и сейчас, потому что всё время мыслями где-то в другом месте. Чем это не воображаемые миры?
Вот и получается, что наше поведение в реальной жизни постоянно определяют воображаемые миры, с которыми мы совсем не умеем обращаться. При этом каждый человек имеет в себе подлинную суть - вневременное и бесконечное Божье присутствие в сердце, замечать которое мы не научены, но без которой мы не были бы живыми существами.
Собственно говоря, что Библия, что Дао Дэ Цзин, что Бхагавад-Гита и Упанишады, что Коран, что все другие священные книги и учения человечества все время говорят об одном: да перестаньте вы витать мыслями в облаках, перестаньте рассчитывать только свою выгоду, перестаньте отвлекаться от происходящего, жизнь - это то, что происходит с вами в эту самую секунду. Так обратите же, наконец, на неё своё полное, неразделённое внимание. Начните жить, не откладывая на потом. Всё, что действительно происходит с вами, происходит в это мгновение. И только в это мгновение вы можете что-то сделать.
А что такое просветление или самореализация, или спасение? Это когда мы вдруг обращаем внимание, что воображаемые миры - воображаемы. И вдруг вокруг остаётся только то, что существует на самом деле. Вот тут начинается наша настоящая жизнь.
Так что же нам делать? А вот тут нужно решать самим - даровали нам свободу воли и никуда от неё не деться, а это значит, что главного за нас решить никто не может. Непросто, понимаю. Сам иногда разбираюсь с подобной сложностью. И всегда замечаю одно и то же: делаешь кому-либо хорошо, и радости на душе значительно больше, чем, когда хорошо самому мне. Только то, что мы отдаём, остаётся нашим. И даже неважно, кто просветлён, кто нет. Потому что в итоге мы все - одно. Один и тот же Всевышний смотрит из глаз всех людей в мире. И поэтому как-то само вспоминается: когда преподобного Амвросия Оптинского спросили: «Что значит жить по сердцу?», он ответил: «Не вмешиваться в чужие дела и видеть в других всё хорошее».
Мне будет приятно, если вы скажете мне "спасибо" не только просмотром, комментарием или лайком, но и рублём. Вот ссылка для переводов: