Прапорщик – фигура неоднозначная в российском фольклоре. Самые обидные анекдоты именно про него. И глуповат он, и вороват, и жаден. Но наш Сергей совсем не такой. Иначе разве доверили бы ему в своё время охранять первых лиц государства? Да и в отряде «ЛизаАлерт» такие не приживаются.
Сергей родился в семье военного летчика и инженера- технолога пищевой промышленности в Беларуси. Потом семья переехала в Кронштадт – папу назначили начальником аэродрома Бычье Поле. На этом аэродроме и проходило детство Серёжи. Катался по полю на велосипеде, лазал по самолетам, наблюдал за полётами. Даже топливо подвозил для крылатых машин. И мечтал сам подняться в воздух. Но – папа, который был руководителем полётов, категорически запрещал всем лётчикам брать сына на борт без его разрешения. Но в десятый день рождения Сергея один из пилотов всё-таки уговорил его на полёт, как тот ни отказывался, опасаясь родительского гнева.
— Я ему говорю: батя не разрешает, а он – да не узнает никто, обещаю! Полетели! У меня такие смешанные чувства были – и восторг, и радость, и испуг, что влетит от папы. А когда приземлились, узнал, что отец сам и подговорил этого летчика, чтобы тот меня на полёт соблазнил. Подарок, так сказать.
В Кронштадте Сергей жил до 15 лет. Когда не пропадал на аэродроме, находил приключения, узнай о которых родители поседели бы раньше времени. В компании с другими мальчишками сооружал плоты из чего придётся, чтобы добраться по заливу до фортов, которые тогда были заброшены, а потому вызывали жгучий интерес у ребят. Зимой туда же шли по льду, что было крайне опасно, поскольку половина троп проходила рядом с фарватером. И даже слухи о том, что какие-то дети проваливались на фортах в вентшахты, не останавливали – интересно же. А Школы «ЛизаАлерт» тогда не было, вот и некому было проводить беседы о безопасности.
После переезда в Петербург Сергей искал, чем заняться на новом месте. Так в девятом классе в его жизни появился мотоклуб и Учитель – Семен Васильевич Трофимов, который помимо обучения мальчишек техническим премудростям давал и жизненные уроки. Учил быть участливым, ответственным за свои решения, не проходить мимо чужой беды. В самом клубе ребята собирали и восстанавливали советскую и немецкую технику времен войны. Сейчас там создан музей, посвящённый воевавшим на мототехнике. И в этом есть непосредственный вклад Сергея.
Кстати, увлечённых мотоциклами мальчишек с удовольствием приглашали сниматься в массовке в кино. Так однажды Сергей попал на площадку к самому Эльдару Рязанову – на съёмки фильма «Андерсен. Жизнь без любви». Правда, в итоговом варианте его роль вырезали, но – из песни, как говорится, слов не выкинешь. И фотофакт сохранился. Сами съёмки вспоминает со смехом.
— Мы снимались в роли фашистов на мотоциклах. Целых два дня. Жара, а мы в шерстяной одежде. И хотя понимали, что это кино, всё равно в немецкой форме было неуютно. Зато веселились, когда в таком вот виде, на мотоциклах, выезжали в какой-нибудь магазин, а в встречные бабушки от нас шарахались, испуганные.
В школе Сергей отличником не был, но географию, историю и биологию любил. Хотел стать врачом-хирургом, но почему-то думал, что не получится. Поэтому после школы решил попробовать поступить на химфак в Техноложку или в фармацевтический университет. Не прошёл: «Безответственный был. Почти не готовился, вот и не поступил».
Зато Сергея с радостью принял колледж, где он стал учиться на судового механика. Сказались занятия в Клубе юных моряков – когда ходили под парусом на Ял-6 и на учебно-тренировочных судах по Финскому заливу. Вспоминает, как однажды попали в лютый шторм, их маленькое судно болтало, как щепку. Тогда, говорит, осознал силу воды и захотелось связать свою жизнь с морем. Но – говорит, был молодой, глупый, поэтому, проучившись два курса, колледж бросил. И пошёл в армию. Попал в учебную часть на Байкал. В ней же получил профессию – моторист-рулевой малых катеров. И когда пришло время выбирать дальнейшее место службы, попросился в Сосновый Бор на ЛАЭС – в морские части по охране водной акватории.
Правда, по полученной профессии не работал потом ни дня. После армии попал в Федеральную службу охраны. Приходилось охранять разных статусных людей, в том числе первых лиц государства. Форумы, Дни ВМФ, большие концерты с разными випами – всё это было. Параллельно получал высшее образование в университете. А сейчас Сергей уже три года как военный пенсионер. Причём – весьма молодой, потому что на этой службе пенсия ранняя. Теперь в гражданской жизни занимается тем, что полюбил ещё в мотоклубе, – техникой. В собственной небольшой компании с полным циклом автоуслуг. Воспитывает 14-летнего сына Митю и 9-летнюю дочь Машу. Осуществил одну из своих мечт – завёл пса Ефима породы «петербургская орхидея». И – в начале 2023-го года пришёл в отряд «ЛизаАлерт».
На самом деле, об отряде Сергей знал очень давно – «рыжие» несколько раз помогали в поисках его двоюродного брата, который в силу заболеваний несколько раз пропадал. Но окончательное решение присоединиться к поисковикам пришло после потери близкого человека, мамы. Говорит, что тогда отряд просто вытащил его из глубокой психологической ямы. Помогая кому-то в чужой беде, волей-неволей отвлекаешься от собственного горя.
Свой первый поиск вспоминает со смущением. И с восхищением – в адрес соотрядницы:
— Апрель, снег, холодно. Ищем давно пропавшего мужчину, скорее всего – погибшего и находящегося под снегом. Задача долгая – нужно обойти дороги и осмотреть обочины, было предположение, что БВП может находиться где-то там. Приехали в 11 часов вечера, ходили до утра. Промок, устал, всё болит. Но так, как ходит Затана, – это надо просто знать. Я был просто убит своей немощностью по сравнению с ней! Пропавшего, правда, мы тогда так и не нашли…
Своего личного «найден» у Сергея пока нет. Но – обязательно будет. Не зря же этой весной он сдал экзамен на аттестованного поисковика и отучился на связиста. Сейчас проходит обучение на оперативного картографа и серьёзно намерен стать старшим поисковой группы. А ещё представляет «ЛизаАлерт» в направлении внешних связей. И очень хочет попасть в новичковую – есть огромное желание учить людей, которые приходят в отряд, и передавать им свои знания.
Так почему же всё-таки – Прапор? Дело в том, что у Сергея есть уникальная черта – самоирония. Вот он, вспоминая свое армейское прошлое, и остановился на герое многочисленных анекдотов. Говорит, чтобы веселее было.
О чём может мечтать сын военного летчика? Конечно, о небе. Сергей планирует однажды сам сесть за штурвал самолёта. Хотя признаётся, что с годами появился страх высоты. Но он собирается его перебороть – пока тренируется, летая пассажиром в командировки на магистральных рейсах. И всё чаще поглядывает на оставшиеся ещё с кронштадтских времен контакты в компании, которая проектирует и строит легкомоторные самолёты. Скоро соберётся с духом – и в небо.