Набор женских аксессуаров в XIX столетии, отличался разнообразием. Некоторые вещи вызывают неизменные вопросы у современников. Наряду с всевозможными украшениями, шкатулочками и часами у дам XIX века, обязательным атрибутом являлась бальная книжка.
Такая книжка носила название «агенд» (нем. agenda) или «карне де баль» (фр. carnet de bal). Наиболее роскошные экземпляры изготавливались из драгоценных металлов, а страницы представляли собой пластинки слоновой кости. Надписи, сделанные на такой пластинке небольшим карандашиком, можно было стирать и использовать книжку вновь. К концу XIX века появляются и более демократичные, недорогие экземпляры из бумаги.
В такой миниатюрной бальной книжке записывали приглашения, время встречи, номера танцев, имена кавалеров и многое другое. При помощи специального колечка ее крепили к поясу бального платья.
В XIX веке вся Европа становится одним большим светским раутом, раскинувшимся от Москвы и Петербурга до Парижа. Паркетные полы трещат от вальсов, мазурок, кадрилей, экосезов, полек и котильонов.
Сезон зимних балов в императорской России обычно начинался в декабре и продолжался до начала Великого поста. Балы редко привязывались к рождественским или новогодним праздникам, что не мешало им быть пышными, нарядными и со множеством ритуалов.
Парные танцы и их особая последовательность на балах и потребовали появления «carnet de bal».
Программа любого бала в те времена состояла примерно из 20-ти танцев. И кавалеры старались заранее ангажировать на танец понравившихся дам. Если на короткие танцы пригласить даму можно было на самом вечере, то о кадрили, мазурке и котильоне кавалер должен был договориться заранее. Поэтому и мужчины, и женщины вели специальные записи в карнэ, чтобы не забыть о своих обещаниях: расписывали по порядку все танцы, которые им предстояли на балу.
«Карнэ» помогали избежать неловких ситуаций, что было очень важно для репутации дамы. Если девушка путала кавалеров, на балу мог разразиться настоящий скандал, за который могли поплатиться карьерой и статусом ее ближайшие родственники. Молодые дамы считали бальную книжечку списком своих любовных побед: считалось, что молодые люди приглашали танцевать только тех барышень, к которым испытывали симпатию. Если по какой-либо причине дама отказывала кавалеру, она должна была пропустить этот танец: считалось неприличным сразу же после отказа принимать приглашение другого мужчины.
Сarnet de bal блюли правила этикета: «…ни одна дама не может отказаться танцевать с пригласившем ее мужчиной, если только она не обещала тот танец другому». При этом верхом легкомыслия считалось танцевать более двух танцев с одним партнёром.
Правила хорошего тона требовали непременной записи танцев в карнэ де баль. Но при этом показывать свою бальную книжку, заполненную именами кавалеров, дамам или девицам, получившим мало приглашений, считалось неприличным.
Сегодня бальная записная книжка — сокровище музейных собраний, где сквозь время долетают обрывки музыки и нежно поскрипывает грифель на страничках carnet de bal.