Найти в Дзене

"Императорский маршрут". 2."Палаты бояр Романовых"

Фото из открытых источников интернет
Фото из открытых источников интернет

Ну вот мы и на месте, где начиналась (предположительно) история нашей императорской фамилии. Палаты бояр Романовых.

Место притягивающее к себе, завораживающее. Я честно считала, что это старинная постройка ... до музейной практики в институте. Поэтому, когда современный справочники для гостей столицы буквально с надрывом пишут, что "это единственная сохранившаяся постройка большой усадьбы бояр Романовых рубежа XV—XVI веков", хочется увы, не заплакать, а в голос захохотать. Уж больно нелепо выглядят даже сегодня попытки состарить это место. Ибо всё здесь, кроме нижних каменных подвалов, - новодел.

На одной из самых старых улиц нашего города - на Варварке - располагается филиал ГИМ, которому вернули его имя: "Палаты бояр Романовых". Ведь именно так был назван музей созданный здесь по личному распоряжению императора Александра II.

Здесь действительно была боярская усадьба. только включала она в себя гораздо большее количество строений. А попадая на современную улицу в близи Кремля, мы видим "древние" палаты, собор с золочеными куполами, церкви, зубчатую крепостную стену - всего одиннадцать разнообразных по назначению и стилю построек XVI-XVIII веков, которые в комплексе могут показаться настоящим музеем древнерусского зодчества под открытым небом.

Кадр из фильма "Грозный"
Кадр из фильма "Грозный"

Земля под подворьем действительно принадлежала Никите Романовичу Юрьеву, боярину, воеводе, брату первой супруги Ивана Грозного Анастасии, дворецкому царя и деду первого Романова на русском престоле, Михаила Фёдоровича. Существует несколько версий того, как эта обширная городская усадьба, занимавшая целый квартал, попала к нему. Согласно основной версии, усадьба на Варварке была в 40-е годы XVI века передана ему в качестве приданого после женитьбы на Варваре Ивановне Ховриной, хотя называют и более позднее время приобретения усадьбы.

Владение располагалось на возвышенности - Псковской горе и имело форму неправильного четырёхугольника. Состояла же она из боярского двора, церковного сада, огорода, хозяйственных и жилых построек.

"Верхний садик"
"Верхний садик"

Сейчас от нее остались боярский дом и небольшой внутренний дворик. Дом имеет форму буквы "Г" (Глаголем) и стоит на глубоком белокаменном подвале. Когда-то этот дом называли "Палаты на нижних погребах". К огромному сожалению сам дом в первозданном виде не сохранился. Сегодня здание состоит из трёх этажей и подвала, относящихся к разным историческим периодам. Подвал и первый этаж принадлежит к самым древним гражданским постройкам столицы - это конец XV - начало XVI века. Второй этаж палат надстроен в XVII веке, когда дом восстанавливали после одного из московских пожаров. Третий этаж, (деревянный) - хорошая реконструкция XIX столетия.

личное фото, сделанное в 2006 г
личное фото, сделанное в 2006 г

По преданию именно здесь, в палатах на Варварке, в части усадебного дома, принадлежавшей боярину Фёдору Никитичу Романову, 22 июля 1596 года родился его единственный сын Михаил, ставший впоследствии первым царём новой русской династии.

В царствование Бориса Годунова семья Романовых, как наиболее вероятные претенденты на русский престол, подверглась опале. Родовая вотчина бояр была изъята и "отписана на государя". Один из членов польского посольства записал в дневнике 26 октября 1600 года:

«Мы из нашего двора видели, как несколько сот стрельцов вышли ночью из замка (Кремля) с горящими факелами, и слышали, как они открыли пальбу, что нас испугало... Дом, в котором жили Романовы, был подожжен».

Однако двор опальных бояр никого не интересовал и простоял закрытым более 10 лет. Только с восшествием в 1613 году Михаила Фёдоровича Романова на престол, бывшим боярским подворьем снова заинтересовались. Усадьбу же стали называть "Старым государевым двором". Молодой царь вместе с матерью, инокиней Марфой, и отцом, патриархом Филаретом, неоднократно посещал своё восстановленное родовое гнездо во время торжественных богослужений в домовом храме Знамения Пресвятой Богородицы. Царская семья вносила в храм свои вклады.

Современная территория бывшего Знаменского монастыря. Фото из открытых источников интернет.
Современная территория бывшего Знаменского монастыря. Фото из открытых источников интернет.

В 1631 году после смерти матери, в память о ней, царь передал родовую усадьбу со всеми постройками Знаменскому мужскому монастырю. На протяжении двух с лишним веков палаты Романовых находились в его владении.

После переноса столицы в Петербург постройки приходили в запустение. В результате пожара 1737 года были уничтожены строения Знаменского монастыря, а на палатах сгорела кровля. В 1743-м по указу императрицы Елизаветы Петровны их отремонтировали и начали сдавать в аренду. Было время, когда усадебные помещения даже сдавались в найм под жильё. В 1752-1762 годах в палатах жил Грузинский митрополит Афанасий, и они стали называться Архиерейскими. После его отъезда их сдали в наём малороссиянину В. Григорьеву, затем московскому купцу Т.Ф. Болховитинову, а в конце XVIII века помещения занимал грек А.Ю. Горголи. В 1821 году палаты из-за ветхости планировалось снести и построить новые. На защиту постройки встал архиепископ Филарет (Дроздов). По его указу здание отремонтировали без изменений внешнего вида.

Всё изменилось в 1856 году. Тогда в Москве проходила Коронация Императора Александра II, и он посетил родовое гнездо Царствующей династии. Государь был крайне удручён его состоянием. Тогда же он дал распоряжение выкупить бывшее здание казенных келий у монастыря.

А дальше по его распоряжению началась реставрация палат с возвращением им облика XVI - XVII веков для основания в них музея "Дом бояр Романовых"

Портрет архитектора Ф.Ф. Рихтера. Художник П. Десятов. 1857г
Портрет архитектора Ф.Ф. Рихтера. Художник П. Десятов. 1857г

Проект реставрации разработал архитектор Фёдор Рихтер. Музей должен был воссоздать бытовую обстановку предков Императора.  В основу орнамента лёг герб Романовых - "…герб Рода Романовых: в серебряном поле червлёный гриф, держащий золотые меч и тарч (щит с отверстием в средине), увенчанный малым орлом; на чёрной кайме восемь оторванных львиных голов, четыре золотые и четыре серебряные".

Фёдор Рихтер провел тщательные обмеры и фиксацию палат. Он обнаружил три сохранившихся этажа: белокаменный и кирпичный подвалы конца XV - начала XVI века, подклет и средний этаж XVII века.

По его проекту были построены балкон и парадная лестница, реконструирован верхний деревянный этаж, выполнена роспись на сводах, сложены изразцовые печи, изготовлены парчовые обои.

Обмерные чертежи палат XVI–XVII вв., выполненные Федором Рихтером до начала реставрации
Обмерные чертежи палат XVI–XVII вв., выполненные Федором Рихтером до начала реставрации

Уже через три года - 22 августа 1859 года - состоялось торжественное открытие музея, в присутствие Императора и Великих Князей Владимира Александра Александровичей. По замыслу основателей музей воссоздавал бытовую обстановку предков русского царя.

25 мая 1913 года, в дни празднования 300-летия Дома Романовых, Палаты Романовых посетил Император Николай ll со всей семьёй.

Однако музей в 1917 году закрыли. В соседнем знаменском монастыре была организована небольшая фабрика. Однако вскоре ( в 1923 году) музей был открыт как филиал Оружейной палаты и был переименован в "Дом боярина XVII века". В соответствии с новой государственной идеологией целью экспозиции стало показать быт высшего служилого слоя русского общества XVII века, не акцентируя внимания на теме царской династии. В 1932 году палаты на правах филиала были переданы Историческому музею под названием "Музей боярского быта". Помимо основной экспозиции в музее проводились, например, такие выставки: "Положение женщин при капитализме", "Социально-экономическое значение боярства XVII века".

Долгое время часть помещений музея и весь флигель занимали жильцы.

Перед Великой Отечественной войной палаты чуть не снесли. А после неё началась ожесточённая дискуссия историков о первой реставрации палат, которую провёл Ф. Рихтер. Ученые критиковали её за излишнюю стилизацию - они полагали, что внутреннее убранство и внешний декор палат были сильно приукрашены в ущерб исторической достоверности. В результате реставрация Рихтера была признана фальшивой, в палатах были разобраны почти все печи, заклеены белой бумагой росписи на сводах, в тереме снята деревянная обшивка и резьба.

С 1964 года за музеем закрепилось новое название: "Музей фондовых выставок ГИМа".

А в 1984 году (по 1991 год) была проведена очередная масштабная реставрация, сильно изменившая облик палат. В её ходе интерьеры вернули к варианту Рихтера.

Ну а в 2009 году музею практически вернули его первоначальное имя - "Палаты бояр Романовых" и его экспозиция снова стала представлять боярский быт второй половины XVII века.

Музей со стороны улицы Варварка. Фото из открытых источников интернет
Музей со стороны улицы Варварка. Фото из открытых источников интернет

Что же сегодня можно увидеть в палатах, если вы придёте сюда на экскурсию?

Ну, во-первых, макет всего дома! Наши ребята были от него просто в восторге.

-13

Для меня интересным было то, что он реально даёт пространственное понимание собственно здания, в котором мы находимся.

В соответствиями с принципами "Домостроя", который регламентировал жизнь того времени, палаты делятся на две половины: мужскую и женскую. Мужская половина располагалась над подклетом (средний этаж). Это кабинет хозяина дома, трапезная, детская - для сына, библиотека.

Небольшая дверь с узкой лестницей, по которой к ней можно подняться, ведёт в деревянный терем - на женскую половину.

Светлица
Светлица

Если попросить экскурсовода, то он может включить программу, по которой девушки не только поют, но ещё и занимаются своими делами. На женскую половину дома посторонние не допускались. Это был абсолютно закрытый мир. В "комнате боярыни" хозяйка дома проводила большую часть своей жизни: в допетровские времена жизнь женщины из высшего класса была организована по монастырскому образцу, с поправкой на деторождение и управление домашним хозяйством. Девочки оставались на женской половине дома вплоть до замужества.

Комната боярыни
Комната боярыни

Внутренняя лестница из жилых комнат ведет в подвал XVI века, принадлежавший некогда боярину Никите Романовичу. В подвале - сундуки для денег, ценностей, тканей, одежды и обуви, железные светцы, посуда, а также холодное и огнестрельное оружие, доспехи и конский убор - предметы, напоминающие о военной службе боярина (он обязан был являться на войну при своем вооружении и на своем коне). Это реально самая старая часть восстановленных в XIX веке Ф. Рихтером палат.

Благодаря работе музейщиков здесь практически все вещи подлинные: мебель, предметы быта и личного обихода, одежда и утварь, украшения и оружие, изразцовые печи, сундуки, старинные книги, ткани и многое другое. Даже если они никогда не принадлежали Романовым, это всё равно вещи XVI-XVII веков.

Осмотр музея может занять немногим более часа. Для меня главной проблемой стали узкие и крутые лестницы музея. Но именно они потом очень долго обсуждались моими учениками. Кроме обычных экскурсий в музее проводятся тематические мероприятия для школьников, подробности которых можно всегда увидеть на его официальном сайте. Если вы сюда соберётесь, то надо принимать во внимание, что время экскурсий здесь всегда расписано, и возможно, придётся немного подождать, прежде, чем вы сможете попасть внутрь для осмотра экспозиции. Однако, поверьте, ожидание того точно стоит!

Лайки помогают развитию канала!