Найти в Дзене

Новые миграционные инициативы: получится ли сохранить баланс между бизнесом и национальной безопасностью

В этом году органы власти разрабатывают большой пакет законопроектов о регулировании миграции в стране. Каждое ведомство выполняет задачи, закрепленные за ним. Так, например, Министерство труда РФ должно способствовать решению проблемы кадрового дефицита, и одним из предложенных решений является открытие дополнительного канала для ввоза трудовых мигрантов из стран дальнего зарубежья. Решение? Для них — да. Но для других ведомств это не только вопрос рынка труда, но и вопрос безопасности страны и нации в целом.

"В России не выстроена должным образом миграционная политика, и делать вид, что проблемы с приезжими в стране нет, – нельзя. Об этом заявил президент России Владимир Путин на пленарном заседании в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ)." - и с этим нельзя не согласится...

Риски для национальной безопасности

Новый порядок предполагает простой заявительный характер от юридических лиц для привлечения трудовых мигрантов. Например, ООО «Рога и копыта» из Саратова заявляет, что им нужно 300 человек из Пакистана, оплачивает госпошлину и в течение 10 дней получает разрешение на привоз. Этот подход создает риск перегрузки регионов мигрантами, не учитывая их социально-экономическую ситуацию, мнение граждан и властей. Поэтому один из главных вопросов — как будет регулироваться количество трудовых мигрантов на местах? Ответственность за преступность, беспорядки и возможные межнациональные конфликты будет лежать на губернаторах и местных силовиках, а не на Министерстве труда, которое фактически передает контроль новому федеральному монополисту, который планируется и будет выдавать эти разрешения. В настоящее время количество приезжих из стран дальнего зарубежья регулируется квотами.

Квоты представляют собой простой и эффективный инструмент для управления числом въезжающих трудовых мигрантов. Они могут корректироваться властью ежегодно в зависимости от ситуации в стране, что обеспечивает гибкость и контроль. Однако квоты действительно распределяются по субъектам достаточно странно. Бизнес готов оформлять квоты и нести расходы, но сроки привлечения мигрантов в среднем составляют 5 месяцев. Пять месяцев бизнес ждет комиссий, приказов, разрешений и т. д. Возможно, стоит пересмотреть сроки, а не открывать альтернативный способ въезда?

Кроме того, стоит обратить внимание на ценообразование на этом рынке. Напомню, что все расходы несет бизнес, забирая средства из оборота. А это значительные затраты на услуги (медицина, подготовка к экзамену и само тестирование, которое часто сдается не с первого раза и оплачивается дополнительно). И государственный мониторинг стоимости этих услуг снизит финансовую нагрузку на предпринимателей.

Когда мы начинаем анализировать трудовое право в отношении иностранных граждан, обнаруживаем множество коллизий и проблем. Здесь тоже есть чем заняться, но это материал еще для серии статей. В общем, есть чем заняться.

Отбор кадров

Особое беспокойство вызывает отсутствие информации о том, кто будет заниматься отбором кандидатов для «целевого» набора. В проекте закона нет упоминания о том, какие именно организации или лица будут ответственны за этот процесс. Иностранные партнеры, которым совершенно безразлично качество направляемых сотрудников в Россию?

Недавно я была в командировке в одной из стран-экспортеров рабочей силы и увидела реальную ситуацию. Чтобы поехать работать в Японию, иностранец там проходит подготовку в течение 9 месяцев по специальной программе; для работы в Германии он учит язык и проходит профессиональные курсы от 3 до 6 месяцев. Мы были первыми из российских компаний, кто там вообще заявил критерии отбора для себя. Коллеги, прошу, не отдавайте право отбора и рекрутинга кандидатов людям, не заинтересованным в безопасности нашей страны, давайте побережем Александра Бастрыкина, ему и без новой волны приезжих есть чем заняться.

Важно также учитывать, что, когда бизнес привозит иностранных работников, оплачивает их билеты и оформление документов, а затем работник уходит к другому работодателю, кто будет компенсировать эти затраты бизнесу? Спойлер: никто, с мигранта ничего не взять, а государственные операторы ничего не платят. Частные операторы (с государственной аккредитацией) несут ответственность за эти случаи по договору с принимающей стороной. Но есть вероятность, что планируемый гос оператор уберет всех частных игроков вместо того, чтобы выработать новые стандарты для них и отправить работать на благо страны.

Бизнес действительно нуждается в поддержке для решения проблем кадрового дефицита и временного (!) замещения вакансий. Однако создание новых механизмов может даже усугубить другие слабые места.

Создание «целевого» механизма набора мигрантов рискует повторить ошибки, которые уже наблюдаются в Европе — массовый наплыв иностранцев, который трудно контролировать. Необходимо учитывать, что привлечение мигрантов должно соответствовать потребностям регионов и учитывать мнение местных властей и жителей. В редких регионах есть экспертные группы, центры компетенций по этому направлению, поэтому делают как могут с оглядкой на других. Хотя, признаться, регионы с успешными кейсами в миграции уже появляются!

Ремарка: может показаться, что я пилю сук, на котором сижу, работая более 10 лет в миграции, но сейчас этот текст пишу, в первую очередь, как гражданин своей страны, имеющий образование в нацбез и благодаря опыту в миграции попробую подсветить слепые зоны для теоретиков.

Хочу подчеркнуть, что в статье указано мое мнение, а как будет, время покажет. Я не против трудовых мигрантов. Я за то, чтобы наша миграционная политика была управляемой и контролируемой. Я за формирование и поддержание благоприятных условий ведения бизнеса посредством реализации сбалансированной миграционной политики в целях обеспечения социально-экономического развития, национальной безопасности и технологического суверенитета.