Схватка второй жены Генриха VIII с будущей третьей безумно интересна. Для меня она более любопытна, чем борьба Анны с первой супругой Екатериной Арагонской.
Дело в том, что судьба Екатерины была предрешена; принцесса могла выйти замуж лишь за принца. Здесь нет большого количества вариаций. Екатерина - человек подневольный.
А вот у Анны и Джейн был выбор. В их судьбе изначально никакого трона на горизонте не маячило. И никто их не заставлял бороться за этот самый трон.
Да, на них давила честолюбивая родня - ну что ж, можно было увильнуть, выскочив замуж за какого-нибудь дворянчика. В монастыре спрятаться, в конце концов. Притвориться умалишенной и есть песок.
Они этого не сделали, значит, в произошедшем есть их добрая воля. В какой-то момент они приняли решение стать королевами.
Однако на Анну обрушился шквал возмущения. Наложница ("конкубина"),
А на Джейн нет.
А вот и зря, потому что поведение Джейн более гадкое, чем у Анны.
Джейн и Анна стояли примерно на одной ступеньке социальной лестницы, но были в очень разных условиях.
Анна не знала, что король может на ней жениться. Когда она отвергала его подарки, это было не изощренное кокетство, а нежелание становиться королевской наложницей.
У нее был перед глазами пример ее сестры, и, возможно, ей не понравилось.
А Джейн знала точно, что место фрейлины - это трамплин. И прыгнуть можно ого-го как высоко.
А еще Болейн не знала, что Генрих - монстр, способный казнить мать своего ребенка по ложным обвинениям.
А Джейн уже знала и добровольно пошла за чудовище.
Только вот и последствия этого прыжка она видела. И она, напомню, не была совсем молоденькой, как Кетрин Говард, чтобы быть глупышкой.
Неужели не дрогнуло сердце? А если и у ней не получится родить мальчика, то что тогда?
Анна была безжалостна к сопернице, которая обладала могуществом. Да. она умерла естественной смертью. Возможно, от тоски и тягот. Но никакое жуткое умерщвление на эшафоте ей не грозило.
А вот Джейн была безжалостна к обычной женщине. За которой не стояли никакие Габсбурги, которую некому было защитить. И дочка у нее была совсем малютка. Дочка Екатерины хотя бы уже выросла, могла за себя постоять.
Так кто хуже?.. Ну уж не лучше, во всяком случае.
Уже в девятнадцатом веке стали поднимать вопрос, что Джейн поступила куда хуже Болейн. То ли Джейн просто бесчувственна, как камень, то ли хитра.
И вот до девятнадцатого века никто не ставил вопрос о ее хитрости, о малейшем отсутствии жалости. Все доставалось только Анне.
А Джейн бескрылый ангел.
Так почему же чернили одну и обеляли другую, хотя явно они обе повинны как минимум в непомерных амбициях?
Думаю, потому, Анна была слишком неординарна для своего времени. Она не была покорной и послушной. Все клокотавшие в ней страсти она тут же изливала на окружающих.
Предписанная обычаями кротость в ней отсутствовала. Она позволяла себе орать на Генриха, скандалить, осыпать его упреками.
Джейн придерживалась образа хорошей девочки. Не перечить, не прекословить, быть мягкой. Взгляд приклеен к полу (даже на портрете Гольбейна). Соответствующий девиз.
А какой девиз у Анны? "Самая счастливая". То есть, Анна думает о себе! А Джейн - о том, как под кого-нибудь прогнуться.
Анна не заботилась об имидже, а Джейн, напротив, носила маску добродетели.
Поэтому к ней и не было вопросов долгое время.
Не верю я Джейн и считаю, что она та еще ловчила. Истинно "хорошая девочка" просто бы осталась в стороне от всей этой борьбы за трон... Смертельно опасной борьбы.