Производство электросамоката от известной компании YuriShifCustom началось совсем недавно, но этому типу транспорта уже не одно столетие. Вот как он развивался и обретал современный вид.
Началось всё, конечно же, с изобретения колеса, что произошло, по разным оценкам, от 3 500 до 5 000 лет до Рождества. А почти через 2 000 лет после него кто-то догадался приладить пару этих двигателей к раме. Существуют разные версии того, кто именно проявил такую смекалку.
По одной из версий, автором первого самоката является немецкий каретный мастер Михаэль Касслер, реализовавший эту идею в 1761 году, однако официально изобретателем самоката считается его соотечественник Карл фон Дрез. Через 30 лет французский граф де Сиврак создал нечто подобное и назвал это устройство «селярифер».
Это была уже полноценная конструкция: деревянная рама, два колеса, руль с небольшим подвижным колесиком для управления. В 1814 году немец Карл фон Дрез доработал конструкцию, внедрив полноценное управляемое колесо.
Самокат Карла, придуманный им в 1817 году, больше походил на велосипед без педалей, эдакий беговел, как сказали бы сейчас. При этом на первой модели, надо полагать, ездить получалось только по прямой, так как колёса на раме были закреплены жёстко. Но в 1820 году фон Дрез сделал переднее колесо управляемым.
Официальным днем создания электросамоката считается 19 сентября 1895 года. Именно тогда патент на такую машину был выдан Огдену Болтону, о чём сохранились документы. Первый электросамокат был оснащен электрическим двигателем на ступице и 10 В батареей, однако неизвестно, выпускался ли он серийно.
Свою версию электросамоката в сама начале прошлого столетия представила и компания Ajax Motor, но восторга у публики она не вызвала и популярности не получила. Вероятнее всего, по причине непопулярности электрической тяги – мир уже увлёкся двигателями внутреннего сгорания. Иными словами, этот самокат тогда просто опередил время.
К началу XX века самокаты обрели привычный нам вид с низко установленной горизонтальной платформой и двумя небольшими колёсами. Двигатели, что внутреннего сгорания, что электрические, к тому моменту уже существовали, и изобретатели тут же принялись оснащать ими и самокаты.
Первопроходцами тут считаются инженеры из Нью-Йорка Артур Хьюго Сесил Гибсон и Джозеф Ф. Меркель, которые в 1916 году запатентовали свой моторизованный самокат – Autoped. Оснащённый 4-тактным двигателем объёмом 155 см³, он мог разгоняться до 56 км/ч. Но уже после 32 км/ч транспортное средство становилось неустойчивым, поскольку на переднее колесо приходилась изрядная масса – на нём были установлены двигатель со сцеплением и топливный бак.
Параллельно свои конструкции моторизованных самокатов, в том числе с приводом уже на задние колёса и оснащённых сёдлами, предлагали и другие изобретатели. Так постепенно зарождались и прекрасно всем нам знакомые скутеры (мотороллеры). Но идея классического самоката вовсе не умерла, как и идея его моторизации, и её следующим этапом стала замена бензинового двигателя электрическим.
Зато внедрение электродвигателя и батареи от компании Everready Battery Company на всё тот же упомянутый выше Autoped пришлось как раз к месту и ко времени. Электрические автопеды пользовались у жителей Нью-Йорка высокой популярностью и доказали жизнеспособность этой идеи. К тому же, времена надвигались совсем не благополучные – Великая депрессия в США, а затем и Вторая мировая война, когда всем стало не до роскоши, а потребность в городской мобильности при этом никуда не делась.
Вскоре после наступления мира, в 1950-х годах, в тех же США произошла революция в конструкции самоката как такового. Диаметр колес уменьшился, седло исчезло. Исчез, впрочем, и моторизованный привод, и передвигаться на самокатах пришлось тем же способом, что и изначально – отталкиваясь ногами. Зато эти транспортные средства стали очень популярными среди детей и взрослых благодаря удобству и низкой цене.
Но попытки приладить к ним моторный привод всё же не прекратились. Главной проблемой конкретно электросамокатов была недостаточная на тот период ёмкость аккумуляторных батарей. Её решило изобретение в 1960-х годах компанией Union Carbide щелочного элемента питания.
Ни мотоциклы, ни мотороллеры не убили идею электросамокатов, а в XXI веке, когда технологии позволили сделать двигатели и батареи компактными, их развитие получило новый толчок. У них начали появляться подвески с амортизаторами, дисковые гидравлические тормоза, хорошие осветительные приборы и клаксоны.
Путь электросамоката от деревянной тяжелой конструкции до стильного, удобного, экономичного «транспорта последней мили» занял 258 лет. Сегодня без него уже нельзя представить себе ни один крупный город, и в 2021 году своё видение этого транспортного средства представила мастерская Shif Custom, которая имеет богатейший опыт в кастомизации эксклюзивных мотоциклов.
Команда мастеров YuriShifCustom несколько лет работали над созданием современной модели складного электросамоката. Первый прототип появился в 2015 году, затем он несколько раз дорабатывался, и, наконец, в 2021 году был представлен серийный вариант. Компактный складной 14,5-килограммовый электросамокат для города, оснащённый задним электромотором номинальной мощностью 250 Вт и пиковой 450 Вт и крутящим моментом 36 Нм.
36-вольтовая батарея ёмкостью 10 А-ч (опционально – 15 А-ч) позволяет ему преодолеть до 35 км и заряжается за 3-5 часов. Большие 16-дюймовые колёса делают поездку на нём комфортной, а дисковые гидравлические тормоза спереди и сзади – безопасной.
Команда YuriShifCustom является не просто частью истории создания электросамоката, она сама пишет эту историю.
Краткая хронология развития электросамокатов:
· 1974 – компания Auranthic выпустила самокат Charger с подзаряжаемой батареей.
· 1985 – появился электросамокат Go-ped, который сконструировал Стив Патмонт, чья компания Patmont Motor Works занималась серийным производством. Однако этот самокат в основном использовали богатые люди.
· 1986 – Вим Оботерон изобрел складывающийся миниатюрный самокат.
· 1991 – самокаты перекочевали в экстремальный спорт.
· 1992 – появление Гоу-Квада, улучшенного Го-Педа.
· 1995 – у Го-Педов появились экологичные моторы Komatsu Zenoah G23.
· 1996 – премьера самоката Puegeot Scoot'Elec, стильного, быстрого (25 миль/час), оснащённого никель-кадмиевой батареей.
2021 – начало серийного производства электросамоката от YuriShifCustom