Сейчас появилось огромное количество мошенников. Они всегда были, но в последнее время их стало особенно много. Они звонят по телефону, пишут в мессенджеры, представляются банковскими служащими, следователями, представителями операторов связи… Примерно раз в пару месяцев я сталкиваюсь с мошенниками в том или ином проявлении. Может быть потому, что мой номер телефона есть в открытом доступе.
Мошенничество – это такая форма агрессии, нападение. Кто-то хочет забрать ваш ресурс не честным обменом, а хитростью, ложью. Если вас обманули, то виноват мошенник, а не вы (и уголовный кодекс это подтверждает).
Каким бы вы ни были умным и проницательным, мошенник может подобрать момент и перехитрить вас. Обманывают психологов и юристов, умных и глупых – нет абсолютной защиты от этой беды.
Честно говоря, я устала от этого. Я понимаю, что у многих слово «психолог» ассоциируется с кем-то мегапроницательным, прямо-таки читающим души. Может быть, и есть такие специалисты. Например, профайлеры. Я, когда проходила курсы профайлинга, постоянно отслеживала ложь и лгунов – ну просто этот навык был актуален. Но потом я поняла, что мое призвание скорее чинить, лечить, помогать, чем наказывать или разоблачать.
Для помогающего психолога ложь клиента – симптом. Если я замечаю, что клиент говорит неправду, я начинаю анализировать, какие внутренние проблемы заставляют его делать это. Я не ищу ложь специально, мое внимание сфокусировано не на этом. Моя работа строится на доверии. Поэтому мне очень непросто переключаться в режим профайлера и «ловить» ложь.
Как же все-таки защититься от мошенников?
Очень легко поверить в ложь, если вам предлагают то, чего вы давно ждали и хотели.
Так я потеряла свой первый канал в Дзене. Я писала статьи, их читали, на меня подписывались, и тут мне предложили платную рекламу. «Ну, я же старалась, мне же должно повезти!» - подумала я и не проверила данные рекламодателя. И не внимательно прочла правила Дзена. Результат – канал пришлось удалить. Вот так – не стоит полагаться на русское «авось». Даже если кажется, что вы заслужили что-то хорошее, и вам непременно повезет.
Любопытство, интерес – тоже отличные «крючки» мошенников.
Сейчас, наверное, никого не удивишь звонком «следователя». А когда мне в первый раз позвонила такая серьезная дама, мне было очень интересно. Она сказала, что нужна моя помощь следствию, чтобы поймать мошенника. Она отлично играла свою роль! Это было Приключение. Потом она переключила меня на якобы банковскую служащую, а та была не столь артистична. В этой ситуации мне было интересно, и я чувствовала свою значимость. И чуть было не попалась. Лишь внимание к деталям меня выручило.
Страх, тревога за близкого – классические ловушки, наверняка уже все про это читали или сталкивались. «Алло, ваш сын сбил человека, дайте денег, чтобы все уладить». Жертв этого обмана подводит уверенность в том, что любую проблему можно решить взяткой.
Тревога + недостаток времени на размышления. К сожалению, многие продающие менеджеры пользуются этим приемом. «У нас осталось только 5 мест, вы можете не успеть!».
Если добавить к этому угрозу потерять что-то важное, человеку сложно не попасться. Например, мне позвонили из «МТС» и сказали, что сегодня в 5 часов закончится срок действия моей сим-карты. Они даже смс-сообщение не поленились перед этим прислать! Для любого современного человека потеря телефона – очень неприятное событие. «Вы должны сегодня до 17:00 прийти в наш офис для продления карты» – сказал мне тот мошенник. Я разговаривала с ним в паузе между встречами и была в цейтноте. «Черт, какой офис, я не успею до пяти» - первое, что я ответила. «Тогда можно решить проблему дистанционно» - успокоил меня мошенник. Я, естественно, испытала облегчение. Стресс, недостаток времени, страх потери важного, облегчение. Сильные эмоциональные качели сбили критическое мышление. «Мы сейчас вам вышлем на телефон код, вы его скажите, и мы продлим вашу карту» - продолжил мошенник. И мне на телефон пришел код для входа на сайт «Госуслуги». В моей изрядно задуренной голове мелькнула одна мысль: «никакие коды никому не пересылать!» Поэтому я, так ничего и не отправив, быстро закончила звонок. Мошенники так легко не отступились и продолжали звонить. Я же в это время лихорадочно зашла на сайт МТС и стала читать о сроках работы моей сим-карты. Конечно же, выяснилось, что все в порядке, никаких ограничений по срокам нет.
Хотя все закончилось для меня хорошо, эта история заняла мое время и заставила сильно поволноваться.
Создание стрессовой ситуации, множество отвлекающих факторов, отсутствие у человека возможности остановиться и подумать – вот самые распространенные приемы мошенников.
В конце упомяну еще один «крючок» обманщиков. Они ловят на желание быть хорошим (хорошей). «Если я откажу этой вежливой женщине, я же буду плохой?» Особенно это актуально для людей, воспитанных в СССР. Нам иногда бывает очень сложно выбирать себя, свои интересы, свою выгоду.
В результате распространенности мошенничества стало очень трудно начинать новые проекты с незнакомыми людьми. Всегда есть какой-то риск, всегда приходится в чем-то доверяться. А это делать все сложнее и сложнее.
Попробую подвести итоги. Как можно уменьшить вероятность того, что вас обманут? В первую очередь, не действовать импульсивно, под влиянием эмоций. Что бы вам ни говорили и ни предлагали – дайте время себе подумать. Перепроверьте информацию! Если вас торопят и говорят, что вы теряете возможность – это уже подозрительно. Имеет смысл завести себе несколько правил, которым вы будете следовать вопреки тревоге, страху или еще каким-то сильным чувствам. Например, меня выручило правило никому не отсылать коды подтверждения. Защищать свои интересы, разрешить себе отказывать, с осторожностью относиться к незнакомым людям. К сожалению, сейчас это актуально.