Найти тему

«Дело будущего»: русская культурная география в книге «Великий блокпост»

«Великий Блокпост» – это антология донбасской поэзии 2014–2022 годов, составленная Анной Ревякиной и опубликованная вторым изданием в 2023 году в Санкт-Петербурге. В книге собраны стихи сорока пяти поэтов, которые живут или воюют в Донбассе. Сборник структурирован хронологически – стихи распределены по годам, поэтому в книге есть девять разделов на каждый год войны, а также своеобразное вступление и заключение: раздел «Предчувствие войны», содержащий стихи предшествующего войне двадцатилетия, и «Позывной поэт», включающий стихи участников СВО.

Огромный объем материала, собранный в книге, исключает возможность говорить о каждом поэте отдельно, поскольку в таком случае рецензия получится слишком объемной. Чтобы дать читателям общее представление о книге, используем применяемый в современной дистрибутивной лингвистике метод извлечения тематически сгруппированных ключевых терминов. Для анализа книги таким методом определяются все случаи вхождения термина в текст, фиксируются автор и год написания стихотворения, затем анализируются полученные данные.

Тема, которую я выбрала, концептуально заложена в заглавии. Блокпост – это заградительный укрепленный контрольно-пропускной пункт с вооруженной охраной на въезде в населенный пункт. В нашем случае Блокпост означает Донбасс, где с 2014 года идет война, а пункт, охраняемый блокпостом, представляет собой всю Россию. Поэтому я хочу рассмотреть, как изображена в книге Россия. Мне пришлось ограничиться географическими названиями конкретных городов и территорий, при анализе не учитывались более мелкие структурные единицы – районы городов, названия улиц, площадей и так далее. Исключение было сделано для Москвы и Санкт-Петербурга. Это большие города с богатой историей, полные значимых объектов культурной географии. Так, Кремль означает не просто архитектурное сооружение в городе Москве, Кремль может метонимически обозначать всю Москву или даже всю Россию, поэтому такие вхождения фиксировались. Также включены в исследование не столько географические, сколько символические топосы Майдан и Бабий Яр в Киеве. Не рассматривались общие географические понятия, упоминаемые в стихах, то есть русские реки, дороги, степи и так далее. Результаты оказались очень интересными.

Тема России звучит во всех частях книги, от начала и до конца сборника. Почти все поэты пишут о России, Руси, Родине, Отечестве с 2012 и до 2022 года. Один раз встречается именование Святая Русь (Владислав Русанов, 2016) и один раз появляется архаичная Московия (Иван Купреянов, 2022) и Страна Советов (Семен Пегов, 2022). В разделе «Позывной поэт» этой теме посвящен отдельный текст Олега Миронова, который пишет «мы выпили горькую чашу, когда сами называли Россию не «Русью», а «Рашкой». Конфликт именований в сборнике решается в пользу России и Руси – старое название используется почти так же часто, как и современное, прошлое и настоящее России соединяются в стихах современных поэтов.

Как же представлена Россия географически? Это огромное пространство «от курильских морей до донбасских степей» (Анна Долгарева, 2015), «от Урги до кочующей Балтики» (Семен Пегов, 2021). На границах России отмечены Тихий океан (Наталия Курчатова, 2017, 2019), суровые берега Баренца (Наталия Курчатова, 2020), Камчатка (Владислав Русанов, 2018), Сахалин (Семен Пегов, 2021), Амур (Анна Долгарева, 2018), Кавказ (Алексей Шмелёв, 2014), Дон (Олег Измайлов, 2018; Мария Ватутина, 2019), Новороссийск (Александр Сигида-старший, 2016), Сочи (Любовь Глотова, 2022), Калининград (Анна Долгарева, 2018; Владислав Русанов, 2018).

Внутри этого пространства поэты упоминают две территориальные единицы: средняя полоса России (Наталия Курчатова, 2020) и внезапно Коми (Олег Миронов, «Позывной поэт»). Также там находятся горный хребет Урал и река Оскол (Мария Ватутина, 2019). В границах России лежат и следующие города: Тверь (Дмитрий Трибушный, 2012), Вязьма (Иван Купреянов, 2015), Новгород (Ольга Старушко, 2016), Беслан (Ольга Старушко, 2018), Воронеж (Герман Титов, 2019), Ульяновск (Любовь Глотова, 2022), Печоры, Вологда и Ярославль (Семен Пегов, 2022), Ельня (Семен Пегов, 2022), «Джохар», то есть Грозный (Григорий Егоркин, 2022), Барнаул (Герман Титов, 2022). Два раза упоминается Курск, об этом городе пишут Мария Ватутина и Герман Титов в 2019 году. Три упоминания приходится на долю не столько географического, сколько уже символического города Китеж. Этот город, ушедший под воду во время нашествия монголов, возникает в стихах Ивана Купреянова (2016), Марии Ватутиной (2020) и Александры Хайрулиной (2021). Столь же символический Сталинград – город перелома в Великой Отечественной войне упоминает Олег Измайлов (2018) в эпиграфе к стихотворению, то есть в семантически значимой позиции текста.

Читать больше в материале Нины Ищенко