ГЛАВНЫЙ (НЕТ) ФИЛЬМ ПРОШЕДШЕГО ГОДА
Прошедшее лето запомнилось появлением нового феномена в истории индустрии кино, получившего свое собственное имя – Барбенгеймер. Суть его уже всем известна и заключается в одновременном выходе в прокат двух суперблокбастеров – «Барби» и «Оппенгеймер». Уж не знаю, было ли это заранее просчитанной стратегией или решения в головы ответственных лиц приходили по мере развития ситуации, но на самом факте синхронности дебютов решили не останавливаться и пошли еще дальше – оказывается и смотреть эти два фильма полагалось в один день, устроив себе двойной сеанс. Если не принимать во внимание очевидный финансовый интерес создателей обоих фильмов, сложно представить какой невообразимый раздрай в эмоциях и впечатлениях от увиденного должен был остаться у зрителей, решивших последовать данному неоднозначному совету и уместить просмотр столь разных кинопродуктов в одни сутки.
Впечатления от просмотра «Оппенгеймера» еще достаточно свежи и я должен сказать, что, несмотря на то, что это очень качественный продукт, справедливо заслуживший все свои премии и номинации, его просмотр является скорее работой или учебой по умственным трудозатратам для массового зрителя. «Барби» же проходит по категории юмористической легкой комедии, не стесняющейся тем не менее ставить серьезные вопросы; и по определению куда более легок для зрительского усвоения. Однако, как выяснилось при просмотре, утомить картина способна ничуть не меньше запутанного «Оппенгеймера».
Стереотипная Барби в исполнении Марго Робби живет в дивном пластиковом мире Барбилэнда. Свои дни она посвящает сладкому ничегонеделанью, а по ночам, словно употребитель MDMA на Казантипе, танцует до упада на дискотеках. Как и положено классической Барби, у нее есть друг Кен, вечно ноющий подкаблучник, он же пергидрольный Райан Гослинг. Неспешное течение праздной жизни нарушают вдруг приходящие в пластмассовую голову философские мысли о скоротечности мирского бытия. С этого момента привычный мирок рушится и героям предстоит соприкоснуться с риал лайф. Путешествие в людскую вселенную будет сопряжено с множеством приятных и неприятных открытий, которые в совокупности и составляют труднопостижимый феномен человеческой жизни. Создатели «Барби» пытаются поднять и обсудить в заданном формате такие сложные темы как патриархат/ матриархат, феминизм и экзистенциализм. Но попытки отрефлексировать такую многогранную повестку через отношения открывающих себя как личности кукол выглядят издевательством над зрителем. Если принять за данность, что авторы картины говорят на понятном для собеседника языке, то создатели «Барби» своих зрителей считают существом с интеллектом дятла, настолько все преподносится поверхностно и одновременно безапелляционно. Наверняка найдутся желающие возразить - мол, а не слишком ли ты задираешь планку для развлекательного музыкального кино про кукольный мир? Вопрос понятен, отвечаю - планка устанавливается вовсе не мною, а схожими по стилистике и параметрам кинопродуктами, скажем недавним мультфильмом «Душа», который по уровню нравственного взаимодействия со зрителем находится в световых годах впереди от «Барби».
Понятно, что после длительной медийной артподготовки, предшествовавшей выходу фильма на экраны, стоило ожидать и высоких рейтингов и фестивальных номинаций. Но лучший фильм года и лучшая мужская роль второго плана?! Это уже, говоря языком Михаила Сергеевича Д’Артаньяна, поступок вполне достойный питомца иезуитов. Правды ради надо заметить, что хватило порядочности и совести не вручать статуэтки, но сама тенденция, когда на голубом глазу смеют утверждать, что фильм типа «Барби» это лучшее, что случилось во всем мировом кинематографе за год, вызывает беспокойство. Победившая же как «лучшая песня» на Глобусе, Оскаре и Грэмми минималистичная баллада «What Was I Made For?» Билли Айлиш представляет собой слезливый романс с придыханиями, мелодию которого не вспомнишь уже через 5 минут после прослушивания. Чтобы не прослыть придирчивым каритиканом скажу, что визуал Барбилэнда действительно заслуживает самой высокой оценки и все призы, связанные с ним оправданы на 100%.
Не знаю, каким образом создатели этого добились, но пластмассовость и промышленность происхождения кукольной страны ощущается и физически и эмоционально.
Основная проблема фильма «Барби» в том, что он изо всех сил пытается казаться тем, кем он не является. Это просто еще один пусть качественно сделанный, но все-таки рядовой фильм для детей и семейного просмотра. Но попытка представить его как рупор поколения выглядит просто смехотворно.