Казахстан ищет новые пути поставок своей нефти на мировой рынок. Астана готова реанимировать некоторые проекты, предусматривающие снижение зависимости от Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), по которому сегодня поставляется около 80% казахстанской нефти.
В частности, планируется возобновить реализацию проекта Казахстанской каспийской системы транспортировки углеводородов (ККСТ), который предполагает строительство нефтепровода Ескене-Курык и параллельно увеличение поставок нефти через территорию Азербайджана.
Рассматривается реализация сразу двух вариантов ККСТ. Первый - танкерами из казахстанских портов до Азербайджана, а далее прокачка сырья по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Второй доставка казахстанской нефти танкерами до Баку, затем ее загрузка на железнодорожные цистерны и отправка до грузинского порта Батуми, где Казахстан владеет нефтеналивным терминалом.
У Баку спросили?
Хотя Азербайджан и транспортирует казахстанскую нефть через свою территорию и инфраструктуру, ряд экспертов полагает, что Баку не так уж и выгодно смешивать с ней свое "черное золото".
Так, для прокачки по нефтепроводу БТД важно, чтобы была такая марка сырья, которая по своим химическим характеристикам близка к азербайджанской нефти, менее сернистой. А казахстанская нефть относится к высокосернистым сортам.
Таким образом, когда казахстанская нефть поступает в БТД, она смешивается с азербайджанской, и на выходе в Джейхане получается сырье более низкой стоимости.
Именно поэтому Азербайджан предложил казахстанской стороне транспортировать нефть по трубопроводу Баку-Супса, который обслуживал бы только казахстанскую нефть.
Учитывая амбициозные планы Астаны по диверсификации маршрута экспорта, стоит ожидать, что Казахстан оценит предложение Азербайджана и включит Баку-Супсу в свой приоритетный маршрут поставок.