Найти тему
Крымская газета

Не упускал ни одной детали: Крым глазами Ильи Репина

Фото: Иван Коваленко
Фото: Иван Коваленко

В творчестве Ильи Репина образы Тавриды промелькнули подобно поезду, на котором художник добирался в Крым. Но разрозненные, казалось бы, впечатления сложились в неожиданную картину.

Выдающемуся мастеру реалистической живописи в эти дни исполняется 180 лет.

Не ослабела ли казацкая сила?

Расцвет творчества Репина начинается в 80-х годах позапрошлого века. 36-летний маэстро создаёт галерею портретов современников, делает уверенные шаги в историческом жанре, великолепно изображает бытовые сцены. В 1880 году он «намерен ранней весной отправиться на юг России для этюдов к начатым картинам».

Речь идёт о захватившей Илью Ефимовича теме казачества. Вдохновлённый дерзким и искромётным письмом, которое запорожцы адресовали турецкому султану, он собирается в большую поездку по городам и весям – изучить фольклорный, этнографический материал, найти и запечатлеть яркие типажи. «Лицо, душа человека, драма жизни, дух истории» – обозначает своё кредо основоположник «идейного реализма».

В автобиографических очерках «Далёкое близкое» Репин указывает основные пункты маршрута по Тавриде: «По керченским солончакам, были в Севастополе, Бахчисарае, где также ездили верхами в Чуфут-Кале».

Бесконечные степи

Важные детали о вояже сообщает Валентин Серов, ученик Репина и его спутник. Впечатления начались уже от Перекопа: из окна вагона художники увидели «белые чистенькие каменные домики с черепичными красными крышами. По дороге едут татары в телегах, запряжённых парою волов или лошадей. Везде пустынно, только далеко виднеются синие горы. Вот и Симферополь, расположенный в котловине между холмами; сквозь зелень выглядывают домики, над ними торчат тополя».

Одним из источников вдохновения для Репина стала повесть «Тарас Бульба». Он хорошо помнил восторженные строки Гоголя: «Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, всё то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Чёрного моря, было зелёною, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Вся поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов».

Надо полагать, это стихотворение в прозе подвигло романтиков прогуляться Чумацким шляхом по «керченским солончакам» и полюбоваться первозданными просторами.

Очень похожи на запорожцев

«На станции Бахчисарай мы вышли из вагона, – продолжает Серов. – На платформе сидели татары, некоторые из них очень похожи на запорожцев. Для этюдов Репин решил приехать сюда из Севастополя».

Бывшая столица Крымского ханства порадовала сюжетами. Востроглазый Репин не упускал ни одной детали, что могла пригодиться в дальнейшем. Так, на одной из узких улочек «человек интуитивных импульсов» фиксирует шикарную жанровую сценку: возле приткнутой к забору телеги лежит здоровенный пёс.

Заведующая санкт-петербургским музеем-усадьбой Репина «Пенаты» Татьяна Бородина сообщила, что в фондах хранится набросок «Цыгане из Чуфут-Кале», а в частной коллекции она видела рисунок Серова «Руины Чуфут-Кале».

«Всматриваясь в героев картины «Запорожцы», изумляешься разнообразию, неходульности и меткости, с какой художник их выхватил из жизни», – пишет рецензент. Действительно, в компании «весёлых людей», как называл своих персонажей сам Илья Ефимович, можно увидеть разбитного мужичка с характерными татарскими чертами лица.

Колоссальный художнический аппетит

Поезд мчал путешественников в Севастополь. «Мы проезжали между скалами, белевшими на голубом небе. На горизонте всё больше стала открываться тёмно-синяя полоса моря, но тут состав круто повернул, свистнул, и мы скрылись в тёмном туннеле. Выехали – скала ослепительно сияет. Вот долина: сады, вдали играла бирюзовая лента залива. Дорога наша вилась у подножья скал; они, изрытые пещерами древних обитателей Крыма, точно огромные головы чудовищ, глядели и лезли на нас. Показался Севастополь – город на холме. Синяя вода бухты, пароходы, лодки, чайки, люди в красных фесках. Всё ярко, всё блестит», – восторгается Серов.

Репин и здесь даром времени не терял. Полюбовавшись колоннами Графской пристани, намётанным глазом выхватил из мирно дремавших поблизости извозчиков бритоголового бородача. Тот начал отнекиваться, но после того, как предполагаемый простой брички был оплачен, милостиво согласился позировать, а Илья Ефимович положил в папку лист с очередным рисунком.

Удивительно картинно

«Репину нужны жизненные темы, живые люди, широкая пластика, экспрессия, сильные переживания», – подчёркивает критик. Всё это в несколько шаржированном виде подарила художнику Ялта.

Фото: Иван Коваленко/Художник Илья Репин (1844– 1930) в период своего путешествия по Крыму в 1880 году
Фото: Иван Коваленко/Художник Илья Репин (1844– 1930) в период своего путешествия по Крыму в 1880 году

Местечко хорошело от сезона к сезону. «Кавалькады кавалеров и амазонок, экипажи с публикой снуют на каждом шагу», – сообщает очевидец. Законодателями мод в конных прогулках были крымско-татарские проводники. Нарядные, обаятельные молодцы охотно сопровождали в горы богатого клиента, а лучше – клиентку. О любовных драмах на фоне природных декораций ходили легенды, и Илья Ефимович не смог пройти мимо столь фактурного типажа. В результате на свет появился этюд «Прогулка с проводником по Южному берегу Крыма»: дама в платье амазонка, специально предназначенном для верховой езды, пытливо заглядывает в глаза вальяжному мачо.

Фото: Фото: Иван Коваленко
Фото: Фото: Иван Коваленко

В скором времени этот сюжет перекочевал на почтовые открытки. Ещё бы: сам прославленный автор «Запорожцев» и «Бурлаков» рекламировал романтические приключения!

Способность очаровываться

Критики отмечали глубокий психологизм и одухотворённость портретных образов, созданных Репиным. Многие его персонажи имеют непосредственное отношение к «волшебному краю».

В первую очередь внимание привлекает картина «Прощание Пушкина с Чёрным морем», над которой Илья Ефимович трудился вместе с Иваном Айвазовским. «Дивное море написал Айвазовский. И я удостоился намалевать там фигурку», – иронично оценивает корифей свой вклад. И не беда, что 20-летний юноша, каким был Пушкин в Крыму, под кистью Репина превратился в солидного мужчину. Своё видение образа поэта «великий щупальщик существа человеческого» закрепил автографом, поместив его на скале, у ног Александра Сергеевича.

Одна из последних репинских работ – исполненный в 1909 году портрет графини Паниной. Несколько лет назад Софья Владимировна получила в полновластное владение большое имение в Гаспре. Здесь почти год отдыхал Лев Толстой, позже дом приютил семью политического деятеля Владимира Набокова, сын которого станет знаменитым писателем.

Формировал писателя

Память о Репине сберегает алуштинский литературно-мемориальный музей Сергеева-Ценского. Крупные деятели отечественной культуры познакомились в 1909 году в посёлке Куоккала, под Санкт-Петербургом. Молодой литератор стал частым гостем на «средах» – встречах единомышленников на репинской даче «Пенаты». «Художник, творчество которого я знал с детства, формировал меня как писателя», – вспоминал «властелин словесных тайн».

Переписка мастеров слова и кисти продолжалась несколько десятилетий. В одном из писем Репин говорит: «Жму дружески Вашу могучую руку казака и всё с возрастающим желанием жду и надеюсь когда-нибудь изобразить на холсте пронзительно жгучего брюнета с курчавой папахой своих собственных каракулей...»

Фото: Фото: Иван Коваленко
Фото: Фото: Иван Коваленко

В подарок Сергеев-Ценский получил акварельный этюд «Казак, играющий на бандуре» с подписью: «Глубокочтимому Сергею Николаевичу преданный с любовью Илья Репин». Жемчужина музейной коллекции хранится в фондах, но в честь 180-летия художника была на один день выставлена для всеобщего обозрения.

Иван КОВАЛЕНКО

Крым
652,3 тыс интересуются