Найти тему
Катя смотрит кино

Разбираю теорию о фильме ИНТЕРСТЕЛЛАР Кристофера Нолана

Что на самом деле происходит в научно-фантастическом фильме Кристофера Нолана "Интерстеллар", зачем нужны повторяющиеся кадры и действительно ли всё, что мы видели - сон?

Главный герой и второй член космического экипажа (кадр из фильма Интерстеллар)
Главный герой и второй член космического экипажа (кадр из фильма Интерстеллар)

Недавно Пару недель назад завирусилось видео, где автор намекает, что Интерстеллар - сон собаки (сон собаки - худ.прием при котором всё происходящее оказывается сном, видением, комой, полётом фантазии и т.д. т.е. не происходит на самом деле, самые яркие примеры: "Алиса в Стране чудес" - в конце девочка проснулась и "Сумерки. Рассвет" - битва с Вольтури оказалась видением Элис).

В качестве двух основных аргументов были:

• одинаковые кадры в начале фильма, когда герой просыпается дома после падения самолёта в поле, и в середине - перед посадкой на планету Миллер;

• излишне философский стиль общения между персонажами, а особенно поведение дочки главного героя, словно она прощается с отцом, воспринимает как призрака, а в конце и вовсе словно его никто не видит и она с ним прощается.

Повзрослевшая дочка главного героя (кадр из фильма Интерстеллар)
Повзрослевшая дочка главного героя (кадр из фильма Интерстеллар)

Из перечисленного был сделан вывод, что герой после кадров в начале фильма разбился на самолёте, а момент, когда он проснулся дома от кошмара - на самом деле начало его путешествия между мирами. Да и дочка постоянно словно прощается с ним и общается как с призраком, ещё до того, как тот улетел. Вот и получилась теория, что всё происходящее - сон.

Давайте разбираться. Начнём с одинаковых кадров. Их не два, а целых три (начало фильма, перед посадкой на планету Миллер и когда герой направляется в Черную дыру) и они действительно очень похожи, но все же имеют небольшие различия по свету, цвету и т.д.. А рефрен (повтор) кадров здесь используется, чтобы задать ключевые переломные точки для героя (и они в целом двигают сюжет) и показать схожесть ситуаций, создать впечатление, что это одно цельное происшествие, растянутое во времени.

Главный герой (кадр из фильма Интерстеллар)
Главный герой (кадр из фильма Интерстеллар)

Теперь подробнее разберем обстоятельства каждого из кадров рефрена:

Сцена в начале со сном - кошмар, порожденный воспоминанием, которое изменило жизнь главного героя. Джозеф Купер (гг) - бывший пилот НАСА и инженер, крушение военного самолёта под его управлением способствовало прекращению карьеры. Здесь, с одной стороны, провал задания и непослушание старших, с другой - переживания за жизнь, вероятность потерять семью и страх перед повтором ситуации. Страх связан, в том числе, с автопилотом и последующей потерей управления и эту мысль герой озвучит при повторе кадра в середине фильма перед посадкой на Миллер. Но в крушении герой выживает и становится фермером до момента приглашения в специальную космическую программу.

Самолёт до крушения (кадр из фильма Интерстеллар)
Самолёт до крушения (кадр из фильма Интерстеллар)

• Следующая сцена - посадка на планету Миллер (покрыта водой, огромные волны размером с горы, время идет иначе т.к. час на планете - десятки, а то и сотни лет земных). Повтор кадра дает понять, что героев ожидает крах, повтор самого большого кошмара Джозефа Купера. И здесь при рулении он говорит, что однажды уже разбил самолёт, когда машина взяла управление на себя т.е. автопилот, поэтому он предпочитает контролировать всё сам.

Посадка на планету Миллер (кадр из фильма Интерстеллар)
Посадка на планету Миллер (кадр из фильма Интерстеллар)

Проблемы в эпизоде начинаются с жёсткой посадки, затем волна уносит одного из членов экипажа и повреждает корабль, из-за чего герои не могут улететь сразу и задерживаются на пару часов (как позже выясняют, их не было 23 года 8 месяцев по земным меркам), что, по сути - провал миссии, означающий гибель Земли и бессмысленность всех их действий. Тут происходит переломный момент, ведь понимая масштаб катастрофы герои решаются на невероятный шаг - полёт в Чёрную Дыру, который должен всё исправить.

На планете Миллер (кадр из фильма Интерстеллар)
На планете Миллер (кадр из фильма Интерстеллар)

• И третий раз - на подлёте к Чёрной дыре, где вновь происходит встреча с повторяющимся кошмаром, но в этот раз герой иначе воспринимает предстоящий, принимает ситуацию и получает развязку. Это ещё один переломный момент фильма, который меняет уже не только жизнь героя, но и переписывает канву времени и пространства. Купер становится частью потока, теперь он может общаться с дочкой на разных этапах прошлого и настоящего её жизни и заодно способствует спасению планеты. Миссия выполнена и страха больше нет.

Перед тем как отправиться в Чёрную дыру (кадр из фильма Интерстеллар)
Перед тем как отправиться в Чёрную дыру (кадр из фильма Интерстеллар)

Теперь перейдём к стилю общения между героями. В начале фильма есть один важный момент - кадры с людьми, которые в формате интервью для документального фильма начинают рассказ. На самом первом кадре, который открывает фильм, как раз появляется дочка главного героя Мёрфи и начинает рассказ об отце.

фрагмент из начала фильма с "интервью" дочки гг - Мёрфи (кадр из фильма Интерстеллар)
фрагмент из начала фильма с "интервью" дочки гг - Мёрфи (кадр из фильма Интерстеллар)

Этот кадр сделан в другом соотношении сторон (квадрат на черном фоне), ставя акцент, что большая часть следующей истории, показанной на экране, будет разворачиваться в прошлом и является некой реконструкцией событий. И, скорее всего, во многом будет является восприятием, воспоминаниями и ощущениями как дочки главного героя, так и других людей, которые с главным героем дружили, общались, работали и т.д.

еще один фрагмент "интервью" из начала фильма (кадр из фильма Интерстеллар)
еще один фрагмент "интервью" из начала фильма (кадр из фильма Интерстеллар)

В связи с этим, будут не раз всплывать моменты, в которых есть ощущение из-за диалогов с дочкой и ее монологов, что главный герой - призрак. Главный герой для дочки действительно стал "призраком", воспоминанием. Он оставил её в детстве, потом связь была либо односторонней, отложенной во времени через видео, а затем через касания книг, звуки и т.д.

Но в плане общения, даже находясь рядом, он всегда был словно призрак. Купер - неуловимый, до конца не открывающийся, весь в своих заботах и проблемах, из-за чего дочке пришлось рано повзрослеть и научиться с таким типом личности жить и общаться.

Главный герой с дочкой (кадр из фильма Интерстеллар)
Главный герой с дочкой (кадр из фильма Интерстеллар)

А затем герой и вовсе предал её, оставил одну, для неё он yмep, когда покинул ферму и дальнейшее общение она вела больше для себя: прощая, прощаясь, делясь мыслями. Прожив всю жизнь без отца рядом, она приняла то, что он - призрак, а в конце фильма уже она сама находится ближе к состоянию призрака и видя его рядом, до конца не понимает степень реальности происходящего и прощается с ним, отпуская выполнять новую миссию. Поэтому местами может создаваться впечатление ирреальности происходящего.

Если же говорить про иное общение героев между собой, то диалоги доносят как сюжетные элементы, дают информацию о происходящем на экране, так и обозначают общие философские понятия картины касательно ощущения времени, роли науки и ценности людей.

Фильм скорее не сон героя, а воспоминания, рассказ о нём, выстроенный в т.ч. на его участии из Чёрной дыры, недолгом пребывании на базе в конце фильма, записям, оставшимся в системе кораблей и т.д. А элемент "интервью" с другими людьми только подчёркивает - происходящее действительно было.

Ещё больше разборов фильмов найдешь на моем канале ♡