Что на самом деле происходит в научно-фантастическом фильме Кристофера Нолана "Интерстеллар", зачем нужны повторяющиеся кадры и действительно ли всё, что мы видели - сон?
Недавно Пару недель назад завирусилось видео, где автор намекает, что Интерстеллар - сон собаки (сон собаки - худ.прием при котором всё происходящее оказывается сном, видением, комой, полётом фантазии и т.д. т.е. не происходит на самом деле, самые яркие примеры: "Алиса в Стране чудес" - в конце девочка проснулась и "Сумерки. Рассвет" - битва с Вольтури оказалась видением Элис).
В качестве двух основных аргументов были:
• одинаковые кадры в начале фильма, когда герой просыпается дома после падения самолёта в поле, и в середине - перед посадкой на планету Миллер;
• излишне философский стиль общения между персонажами, а особенно поведение дочки главного героя, словно она прощается с отцом, воспринимает как призрака, а в конце и вовсе словно его никто не видит и она с ним прощается.
Из перечисленного был сделан вывод, что герой после кадров в начале фильма разбился на самолёте, а момент, когда он проснулся дома от кошмара - на самом деле начало его путешествия между мирами. Да и дочка постоянно словно прощается с ним и общается как с призраком, ещё до того, как тот улетел. Вот и получилась теория, что всё происходящее - сон.
Давайте разбираться. Начнём с одинаковых кадров. Их не два, а целых три (начало фильма, перед посадкой на планету Миллер и когда герой направляется в Черную дыру) и они действительно очень похожи, но все же имеют небольшие различия по свету, цвету и т.д.. А рефрен (повтор) кадров здесь используется, чтобы задать ключевые переломные точки для героя (и они в целом двигают сюжет) и показать схожесть ситуаций, создать впечатление, что это одно цельное происшествие, растянутое во времени.
Теперь подробнее разберем обстоятельства каждого из кадров рефрена:
• Сцена в начале со сном - кошмар, порожденный воспоминанием, которое изменило жизнь главного героя. Джозеф Купер (гг) - бывший пилот НАСА и инженер, крушение военного самолёта под его управлением способствовало прекращению карьеры. Здесь, с одной стороны, провал задания и непослушание старших, с другой - переживания за жизнь, вероятность потерять семью и страх перед повтором ситуации. Страх связан, в том числе, с автопилотом и последующей потерей управления и эту мысль герой озвучит при повторе кадра в середине фильма перед посадкой на Миллер. Но в крушении герой выживает и становится фермером до момента приглашения в специальную космическую программу.
• Следующая сцена - посадка на планету Миллер (покрыта водой, огромные волны размером с горы, время идет иначе т.к. час на планете - десятки, а то и сотни лет земных). Повтор кадра дает понять, что героев ожидает крах, повтор самого большого кошмара Джозефа Купера. И здесь при рулении он говорит, что однажды уже разбил самолёт, когда машина взяла управление на себя т.е. автопилот, поэтому он предпочитает контролировать всё сам.
Проблемы в эпизоде начинаются с жёсткой посадки, затем волна уносит одного из членов экипажа и повреждает корабль, из-за чего герои не могут улететь сразу и задерживаются на пару часов (как позже выясняют, их не было 23 года 8 месяцев по земным меркам), что, по сути - провал миссии, означающий гибель Земли и бессмысленность всех их действий. Тут происходит переломный момент, ведь понимая масштаб катастрофы герои решаются на невероятный шаг - полёт в Чёрную Дыру, который должен всё исправить.
• И третий раз - на подлёте к Чёрной дыре, где вновь происходит встреча с повторяющимся кошмаром, но в этот раз герой иначе воспринимает предстоящий, принимает ситуацию и получает развязку. Это ещё один переломный момент фильма, который меняет уже не только жизнь героя, но и переписывает канву времени и пространства. Купер становится частью потока, теперь он может общаться с дочкой на разных этапах прошлого и настоящего её жизни и заодно способствует спасению планеты. Миссия выполнена и страха больше нет.
Теперь перейдём к стилю общения между героями. В начале фильма есть один важный момент - кадры с людьми, которые в формате интервью для документального фильма начинают рассказ. На самом первом кадре, который открывает фильм, как раз появляется дочка главного героя Мёрфи и начинает рассказ об отце.
Этот кадр сделан в другом соотношении сторон (квадрат на черном фоне), ставя акцент, что большая часть следующей истории, показанной на экране, будет разворачиваться в прошлом и является некой реконструкцией событий. И, скорее всего, во многом будет является восприятием, воспоминаниями и ощущениями как дочки главного героя, так и других людей, которые с главным героем дружили, общались, работали и т.д.
В связи с этим, будут не раз всплывать моменты, в которых есть ощущение из-за диалогов с дочкой и ее монологов, что главный герой - призрак. Главный герой для дочки действительно стал "призраком", воспоминанием. Он оставил её в детстве, потом связь была либо односторонней, отложенной во времени через видео, а затем через касания книг, звуки и т.д.
Но в плане общения, даже находясь рядом, он всегда был словно призрак. Купер - неуловимый, до конца не открывающийся, весь в своих заботах и проблемах, из-за чего дочке пришлось рано повзрослеть и научиться с таким типом личности жить и общаться.
А затем герой и вовсе предал её, оставил одну, для неё он yмep, когда покинул ферму и дальнейшее общение она вела больше для себя: прощая, прощаясь, делясь мыслями. Прожив всю жизнь без отца рядом, она приняла то, что он - призрак, а в конце фильма уже она сама находится ближе к состоянию призрака и видя его рядом, до конца не понимает степень реальности происходящего и прощается с ним, отпуская выполнять новую миссию. Поэтому местами может создаваться впечатление ирреальности происходящего.
Если же говорить про иное общение героев между собой, то диалоги доносят как сюжетные элементы, дают информацию о происходящем на экране, так и обозначают общие философские понятия картины касательно ощущения времени, роли науки и ценности людей.
Фильм скорее не сон героя, а воспоминания, рассказ о нём, выстроенный в т.ч. на его участии из Чёрной дыры, недолгом пребывании на базе в конце фильма, записям, оставшимся в системе кораблей и т.д. А элемент "интервью" с другими людьми только подчёркивает - происходящее действительно было.
Ещё больше разборов фильмов найдешь на моем канале ♡