Этот случай когда-то впервые показал мне, что умеет текст. Правда, со знаком минус. Давайте расскажу.
///
Как-то давно мне нужно было написать речь для выступления одному менеджеру на открытие новой ветки бизнеса.
Менеджер этот был «неблагодарным» по отношению к своим подчинённым. Он звонил им ночью, заставлял выходить в выходные на работу без оплаты, регулярно в последний час решал всё переделать. Подчинённые постоянно пытались наладить или автоматизировать рабочие процессы, но ничего не получалось.
При этом в его коллективе были люди, которые работали с ним десятилетиями. Они сидели на валерианке, терпели.
Менеджер же мог открыто сказать, что все работники в этом мире — фуфло, что не надо выплачивать сотрудникам бонусы или повышать им зарплату. Проводить тимбилдинги, тратиться на корпоративы? Ещё чего. Он мог такое сказать даже на крупных форумах перед менеджерами крупных корпораций.
В общем, со стороны всё было нездорово.
///
Так вышло, что я была ещё зелёная и согласилась этому менеджеру написать речь на выступление. Я обычно писала большие «рыбы» (простынь текста на несколько страниц с кучей идей, из которых менеджер уже выбирает, что ему нравится и что он допишет под себя).
Когда я думала над идеями к рыбе, то вспомнила, как он относится к своим сотрудникам. И решила чисто ради интереса попробовать вставить блок благодарности им😁
Я красиво расписала, что ничего бы не произошло и не открылось сегодня без его прекрасной команды, которая днями и ночами работала над всей созданной красотой. И как он горд за них. Насколько они все большие молодцы. Что на них практически стоит вся компания. И что он выражает им свою огромную благодарность за все их таланты и находчивость, потому что это по-настоящему круто.
///
Какое-то время спустя я встретилась с одним из его подчинённых. Это произошло через несколько дней после того мероприятия.
— Слушай, а ты же не знаешь! У нас тут такой фурор был на мероприятии! Мы все обалдели. Представляешь, наш менеджер сказал огромный пассаж благодарности всем нам!
— Ого, ничего себе [я удивилась, потому что думала он либо вообще не скажет всего этого, ну либо ограничится парой фраз].
— Да! Он так красиво говорил! Так красиво, мы стояли, открыв рты; у кого-то глаза мокрые, а кто-то по-настоящему плакал. Маша, я 6 лет тут работаю, и это был первый раз, когда я слышала от него такое. Нас наконец-то похвалили. Мы все столько работаем и так стараемся, а он вечно вёл себя, как бесчувственный козёл. Но мы знали, что он на самом деле не такой. И вот он, наконец-то, нас отметил. Да ещё и перед всеми. Это такое счастье, у нас крылья отрасли для новых свершений! Нас всё-таки уважают!
///
У меня был шок.
Она рассказывала эту историю, делая вставки из моей «рыбы».
Мне кажется это был тот момент, о котором мечтает каждый копирайтер: увидеть, как твои тексты влияют на людей. Но кто бы мне тогда сказал, что тексты «во благо» могут работать не во благо тому, кому ты их посвящал.
Я ведь придумала казалось бы банальные пассажи благодарности сотрудникам. Но они легли на настолько благодатную почву, что передо мной стоял человек с мокрыми от счастья глазами, да ещё и окрыленный. Хотя по факту он услышал сказку, которую ему хотелось столько лет услышать. Написанную на самом деле мной ради желания «хоть как-то» отблагодарить людей.
Но я не думала, что этим пассажем подарю им надежду и следующие 10 лет работы в таких же условиях. Чтобы они продолжали работать, веря, что где-то внутри этот менеджер хороший человек.
А он хороший, да. Только менеджер. Он общается с сотрудниками так, как ему удобно. И нанимает копирайтера, беря от него правильные идеи в правильные контексты. И получает то, что позволяет ему вести бизнес с оптимальной экономической эффективностью на протяжении многих лет.
///
Выводы делайте сами, их тут много.
От себя лишь могу сказать, что если бы я сегодня писала текст на подобное мероприятие, то я бы не выходила за рамки информации о новом бизнесе. А если вы из тех, кто предпочитает холодный расчёт и «ничего личного» — моя история как прекрасный кейс, как это всё можно устроить. Вместо лишних трат на тимбилдинги или корпоративы можно нанять эмпатичного зелёного копирайтера и вырвать из его «рыбы» то, что хотят слышать ваши сотрудники.
Эффект на года.
#копирайтинг #копирайтер #креатив #спичрайтинг #работавкоманде