Одна из моих любимых композиций советского мультипликационного кинематографа — песня Водяного в "Летучем корабле". Этой легендарной сценке мультфильм обязан композиторам Максиму Дунаевскому и Юрию Энтину. Говорят, что в поиске вдохновения Юрий Энтин использовал необычный метод: забравшись в ванную и наполнив ее водой, он представил себя Водяным. Творческий подход принес свои плоды — за 20 минут композитор написал строчки, которые и по сей день иронично напевают разные поколения. (Источник).
«Я — Водяной, я — Водяной! Никто не водится со мной. Внутри меня — водица. Ну что с таким водиться? Эх, жизнь моя — жестянка!!! Да ну ее в болото! Живу я, как поганка. А мне летать, а мне летать, а мне летать охота!».
Воспоминание об этой забавной, покрытой тоской и такой житейской песне натолкнули меня на мысль: так почему же, все-таки, с водяными никто не водится?
Давайте попробуем разобраться: кто такие водяные и что о них говорят в народе...
"Сядет на корягу и поплывет проказить"
Традиционно в славянской мифологии водяным называют духа-хозяина воды. Однако образ его покрыт тайной и связан с множеством поверий и легенд.
В зависимости от географии, водяного называют по-разному: водяник, водник, водовик, водяной дедушка, водяной шут, омутник и т.д.
Этнограф С. В. Максимов в своей работе «Нечистая, неведомая и крестная сила» описывает водяного следующим образом:
" В Олонецком краю, богатом до чрезмерного избытка бесконечной цепью озер, имеются такие, где, заведомо всем окрестным жителям, поселился водяной. И слышно его хлопанье в ладоши, и следы свои на мокрой траве он оставляет въяве, а кое-кто видал его воочию и рассказывал о том шепотком и не к ночи. Тихими лунными ночами водяной забавляется тем, что хлопает ладонями по воде гораздо звончее всякого человека, а когда рассердится, то и пойдет разрывать плотины и ломать мельницы: обмотается тиной (он всегда голый), подпояшется тиной же, наденет на вострую голову шапку из куги (есть такое безлистное, болотное растение, которое идет на плетушки разного рода и сиденья в стульях), сядет на корягу и поплывет проказить. Вздумается ему оседлать быка или корову, или добрую лошадь, считай их за ним: они либо в озерных берегах завязнут, либо в озерной воде потонут. Водяному всякая из них годится в пищу. Один олонецкий водяной так разыгрался и разбушевался, что осмелился и над людьми вышучивать свои злые проказы: вздумает кто в его озере искупаться – он схватит за ногу и тащит к себе в глубь омута на самое дно. Здесь сам он привычно сидит целыми днями (наверх выходит лишь по ночам) и придумывает разные пакости и шалости. " (Источник)
Интересно, что водяных в разных поселениях и губерниях жители видели по-разному: "Во Владимирской губ. водяного знают седым стариком; в Новгородской (Черепов, у.) видали его в виде голой бабы, которая, сидя на коряге, расчесывала гребнем волосы, из которых бежала неудержимой струей вода. У нологжан (напр., Никольского у.) водяные духи, имея человеческий вид, обросли травой и мохом и росту бывают очень высокого, а в Грязо-вецком уезде – они черные, глаза у них красные, большие, в человеческую ладонь, нос величиной с рыбацкий сапог; в Кадниковском видали духа в виде толстого бревна, с небольшими крыльями у переднего конца, летящим над самою водою ... Ярославский водяной (в Пошехонье) любит гулять по берегу, наряжаться в красную рубаху ... ". (Источник)
Согласно народным сказаниям, водяные живут в самых разных водоемах, однако предпочитают укромные и труднопроходимые водные участки: "Сюда, сквозь сеть сплетшихся корней, никогда не проникают солнечные лучи; здесь опрокинутые в воду деревья бурелома никем не прибираются и никому не нужны..." (Источник)
А особенно древним существам по нраву омуты неподалеку от мельниц: " Не брезгуя ни лесными, ни мельничными омутами, водяные духи предпочитают, однако, «пади» под мельницами, где быстрина мутит воду и вымывает ямины, Под мельничными колесами они будто бы обыкновенно любят собираться на ночлег.... В это-то время ловкие и зоркие мельники видали духов в человеческом образе с длинными пальцами на ногах, с лапами вместо рук, с двумя, изрядной длины, рогами на голове, с хвостом назади, и с глазами, горящими подобно раскаленным угольям (это в Смоленской губ.)" Потому и считается, что плотины размывает и прорывает по воле и силами водяного. "Удачи рыболовов также находятся во власти водяных", — пишет Максимов. Поэтому первую рыбу должно было возвращать обратно, в воду, в качестве дара водяному духу, а также не говорить, что идешь на рыбалку, ежели кто-то спросит. Потому как "водяной любит секреты и уважает тех людей, которые умеют хранить тайны". (Источник)
Друг или недруг?
Так, водяной может пакостить по ночам, запугивая народ, а в более серьезных случаях — утаскивать на дно тех, кто забыл перед купанием надеть нательный крест или вздумал искупаться в озере после заката: "... вздумает кто в его озере искупаться – он схватит за ногу и тащит к себе в глубь омута на самое дно." (Источник)
Пословица гласит "водой мельница стоит, да от воды и погибает", поэтому и мельники стараются ублажить водяного подношениями; рыбаки не забывают учесть предписанные предками наставления; и даже пчеловоды пытаются задобрить мифическое существо: кормят его свежим медом накануне Спасова дня.
Много чего еще говорят о водяных, но сходятся в одном: непредсказуем характер этого духа природы и как может он напроказничать, так может помочь, если правильно с ним обходиться.
Аналоги в других культурах
Япония
Близкие к водяному образы встречаются и в других культурах. Так, в японской мифологии можно обнаружить такое существо как "каппа" (яп. 河童: «речное дитя»). Каппа — божество воды, так же представленное разными образами.
"Наиболее распространённый образ представляет собой нечто среднее между лягушкой и черепахой: лягушачья кожа, вместо носа — клюв, пальцы на руках и ногах могут быть соединены плавательными перепонками, на голове короткая шерсть, на спине может быть черепаший панцирь, имеет три задних прохода. Тело источает рыбий запах. На макушке у каппы имеется блюдце, которое даёт ему сверхъестественную силу. Оно всегда должно быть заполнено водой, иначе каппа утеряет свою силу или даже умрёт. Две руки каппы соединены друг с другом в районе лопаток; если потянуть за одну, то другая сожмётся или вообще может выпасть.
Примерно 30 % всех изображений каппы составляют каппы, похожие на обезьян: всё тело покрыто шерстью, во рту имеются клыки, носа практически не заметно, на руках есть большой палец, на ногах пяточная кость. В отличие от обычного каппы, вместо блюдца на голове — углубление в форме овального блюдца; черепашьего панциря может не быть." (Источник)
Каппа, как и водяной, может обитать в разных водоемах: реках или болотах, однако есть слухи и о тех каппах, кто живет в море и пьет саке. (Источник)
Китай
В китайской мифологии описан суйко. Суйко ("водяной тигр") — опасные водяные из японского фольклора, которых также можно встретить в Японии. Считается, что суйко более жестоки, чем каппы и обитают у рек и неподалеку от крупных водоемов. Размер водного духа не превышает размера тела ребенка и весь он покрыт жесткой, как у ящерицы, чешуей. Его колени усеяны острыми крючковатыми наростами, напоминающими тигриные когти. (Источник)
Кельтская мифология
В кельтской мифологии подобных водяному существ называют Mermen или "морской муж". Это мужской аналог мифической женщины-русалки. По легендам, выше талии это существо похоже на человека, а ниже талии — на рыбу. Может принимать и обычную человеческую форму. (Источник)
А также Мерроу — морская дева, наполовину — красавица, наполовину — рыба.
"Наполовину великолепной красоты женщина выше пояса, а нижняя часть тела — туловище и хвост рыбы, покрытые чешуёй с зеленоватым оттенком. Также у неё зелёные волосы, за которыми она аккуратно ухаживает с помощью расчёски. Между пальцами есть небольшая перепонка, белая нежная плёнка, напоминающая «кожицу между яйцом и скорлупой". (Источник)
. . .
По всей видимости, подружиться с водяными не так-то просто. И все же, жизнь-то у них не сахар, а жестянка. Поэтому понять их можно!)