Практически все мотоциклы, выпущенные в период существования страны Советов, имели какие-то народные названия.
Большую часть продукции Ижевского мотоциклетного завода называли «ежиками», но была одна модель мотоцикла, у которой было сразу несколько различных народных прозвищ.
Почему так вышло и что стало причиной, помнят в основном те люди, которые застали время, когда еще СССР был большим и экономически сильным государством.
«Пес»
Ходили упорные слухи, что новая модель Ижевского завода «Планета Спорт» изначально планировали большей частью изготавливать на экспорт.
Модель проектировали на совесть: качественный в сборке двухтактный бензиновый двигатель, 4-х скоростная трансмиссия, новые элементы дизайна современные технические характеристики.
Главной особенностью мотоцикла стала его скорость, где разгон по хорошей дороге составлял 100 км/час за 11 секунд, при этом максимально можно «выжать» из мотоциклов 140, а то и 150 км/ч.
В среде советской молодежи, несмотря на то, что мотоциклы этой серии по цене практически не уступали чешской «Яве», модель довольно быстро стала модной.
Элементы дизайна, которые были закреплены на баке и боковых крышках привлекали новизной, при этом, чтобы сократить полное название Планета Спорт, в народе попросту стали называть новую модель Ижевского завода «пес».
«Японец»
Впервые «Планета Спорт» серийно была выпущена в 1973 году, при этом многие узлы мотоцикла собирались из деталей, закупленных в Японии.
Именно эти мотоциклы ценились больше всего, так их качество сборки существенно отличалось от последующих выпускаемых партий.
Из зарубежных деталей многим понравилась электронная оснастка и современная по внешнему виду панель, традиционно закрепленная на рулевой колонке.
Первый мотоциклы серии «ПС» в народе практически сразу «окрестили» «японцами» и не только за внешний вид.
Великолепная японская оптика, новая, раздельного типа система смазки, внешняя схожесть со спортивными кроссовыми моделями, благодаря передней вилке, которая, кстати, разрабатывалась и изготавливалась отдельно, привлекал неизбалованную советскую молодежь.
Первые модели, где часть деталей были зарубежного производства, считались наиболее выносливыми в эксплуатации.
При скорости в 90 км/ч расход топлива не превышал 6,5-7 л., но по воспоминанию владельцев этой техники, на ровной, хорошего качества дороге многие старались удерживать скорость в 100-110 км/ч, тогда мотоцикл стабильно расходовал топливо не более 7 л. на 100 км пробега.
Иж Планета "Смерть"
Было у ижевской модели еще одно, не самое приятное народное название, которое соответствовало действительно: молодежи в свое время на этих мотоциклах разбилось не мало.
Главное причиной частых ДТП стала неустойчивость управления мотоциклом на высокой скорости, где при разгоне в 120-130 км/ч мотор начинал вибрировать.
Машину начинало бросать, а если еще и на колеса была установлена кроссовая резина, удержать ее на асфальте при входе в повороте было проблематично даже для водителей имеющим солидный опыт вождения.
Позже инженеры решили устранить недоработку, снизив мощность мотоцикла с 36 л. с. до 28 л. с., но проблема так и осталась.
На высокой скорости мотоцикл часто слетал с дороги и в лучшем случае водитель, пусть и покалеченным, оставался жив.
Многие водители жаловались, что управление было настолько сложным, что мотоцикл постоянно приходилось удерживать на дороге, и эта особенность сильно повлияла на снижение популярности.
В середине 80-х годов на модель «Иж Планета Спорт» резко начал спадать.
Причиной стали довольно высокая цена (за такие деньги можно было купить чехословацкие «чезет» или «яву») и вся та же опасность попасть в аварию из-за неуправляемости мотоциклом.
И все же, несмотря на недоработки, модель «Иж Планета Спорт» стала первым советским мотоциклом, который по внешним и техническим данным соответствовал технике зарубежного производства того периода.
С производства модель была снята в 1984 году, но разработки в дальнейшем были использованы инженерами при создании моделей для занятий спортом.