Найти в Дзене
Александр Марков

Мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко в Кисловодске

Здравствуйте!

Я узнал о мемориальном музее-усадьбе художника Н. А. Ярошенко благодаря красиво оформленному плакату прямо у входа в Нарзанную галерею. Конечно, такой художник-передвижник мне был известен, но по нескольким картинам, в первую очередь это самая знаменитая его картина "Всюду жизнь". Николай Александрович Ярошенко (1846 - 1898) - это выдающийся русский художник, принадлежавший к замечательной плеяде художников-передвижников с 1876 года до своей смерти в 1898 году и один из руководителей Товарищества передвижных художественных выставок. Узнав, что музей-усадьба находится в Кисловодске недалеко от Курортного бульвара по адресу: улица Ярошенко, дом 1, я тут же направился записываться на экскурсию. Стоимость билета вместе с экскурсией составила 300 рублей на одного взрослого. Купил билеты электронно на сайте, хотя я и находился у кассы музея-усадьбы. При входе в музей-усадьбу нужно показать QR-код купленного билета.

Расположение мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко на Яндекс карте
Расположение мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко на Яндекс карте
Плакат у Нарзанной галереи с приглашением посетить мемориальный музей-усадьбу художника-передвижника Н. А. Ярошенко
Плакат у Нарзанной галереи с приглашением посетить мемориальный музей-усадьбу художника-передвижника Н. А. Ярошенко
У входа в мемориальный музей-усадьбу художника Н. А. Ярошенко
У входа в мемориальный музей-усадьбу художника Н. А. Ярошенко
Вход в мемориальный музей-усадьбу художника Н. А. Ярошенко
Вход в мемориальный музей-усадьбу художника Н. А. Ярошенко
У входа в мемориальный музей-усадьбу художника Н. А. Ярошенко
У входа в мемориальный музей-усадьбу художника Н. А. Ярошенко

Парк на территории музея площадью 1,47 га называется Ярошенковский сад, а его рельеф имеет перепад высот на восток, в сторону р. Ольховки, и делит его на верхнюю и нижнюю часть. Вход с ул. Ярошенко выводит вас в верхнюю часть сада, а чтобы попасть в нижнюю часть нужно спуститься по красивой и уютной дорожке вниз. В верхней части разбит декоративный и фруктовый сад, воссоздание которого и обустройство выполнено с учетом применения таких растений, которые ранее уже росли в саду и традиционно выращивались в русских садах и парках. Когда-то на балконе усадьбы художника росла герань и олеандры в вазонах, а возле веранды был газон из смеси растений: мальва, флоксы и розы. В настоящее время видовой состав разных растений в декоративной части сада широк: 47 видов кустарников, 26 видов деревьев. В саду растут также следующие очень интересные растения: элеутерококк, буддлея, кёльрейтерия, шефердия, птелея, глициния, родотипос, гинкго и багрянник. Ярошенковский сад устроен по принципу "сада непрерывного цветения" - это означает, что цветение декоративных растений проходит волнами, сменяя друг друга с ранней весны до осени.

Здание, в котором располагается касса
Здание, в котором располагается касса
Фруктовый сад на территории мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Фруктовый сад на территории мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Информационные указатели на территории сада
Информационные указатели на территории сада
Территория мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Территория мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Территория мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Территория мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Территория мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Территория мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Справа на фотографии главное здание музея-усадьбы "Белая вилла"
Справа на фотографии главное здание музея-усадьбы "Белая вилла"
Территория мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Территория мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Территория мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Территория мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Территория мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Территория мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Переход в нижнюю часть Ярошенковского сада
Переход в нижнюю часть Ярошенковского сада
Переход в нижнюю часть Ярошенковского сада
Переход в нижнюю часть Ярошенковского сада
Фруктовый сад на территории мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Фруктовый сад на территории мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Справа на фотографии главное здание музея-усадьбы "Белая вилла", слева - Флигель № 2
Справа на фотографии главное здание музея-усадьбы "Белая вилла", слева - Флигель № 2

На территории музея-усадьбы растут старинные деревья видевшие самого Н. А. Ярошенко: два грецких ореха и липа и каждое из деревьев отмечено специальной табличкой. Во фруктовом саду, как было раньше - растут яблони, груша, алыча, вишня, абрикосы. Нижняя часть усадьбы Ярошенковского сада представлена фонтаном и голубыми елями. Ярошенковский сад был создан в 1928 году на месте бывшего старого фруктового сада, вырубленного в 1917 году. В год 35-летия музея-усадьбы был заложен ореховый сад на восточном склоне согласно древнему кавказскому обычаю сажать грецкий орех на счастье.

Орех времени Н. А. Ярошенко
Орех времени Н. А. Ярошенко
Специальная табличка на дереве
Специальная табличка на дереве
Еще один орех времени Н. А. Ярошенко
Еще один орех времени Н. А. Ярошенко
Специальная табличка на дереве
Специальная табличка на дереве
Липа времени Н. А. Ярошенко
Липа времени Н. А. Ярошенко
Специальная табличка на дереве
Специальная табличка на дереве

На территории Ярошенковского сада можно встретить старые фотографии, в частности, фотография ниже. На фото - Мария Павловна Ярошенко (супруга Н. А. Ярошенко) с гостями, в центре фото - художник Михаил Нестеров на усадьбе "Белая вилла" в Кисловодске в 1910-е годы. М. В. Нестеров неоднократно был в кисловодском имении Ярошенко. Из воспоминаний М. В. Нестерова: "... В 1890 году летом нравы еще были патриархальные. Жизнь была дешевая. Многоэтажных отелей не было, всюду еще были голубые и белые хатки, встречались соломенные кровли. Такие усадьбы, как у Ярошенок, были на счету. Жилось приятно. Устраивались большие пикники, поездки в Замок "Коварства и любви", на Седло-гору и на дальний Бермамут. Тогда в парке около так называемой Казенной гостиницы могли еще указать вам старушку-княгиню, с которой по преданию, Лермонтов написал свою княжну Мери".

Мария Павловна Ярошенко с гостями, в центре - художник Михаил Нестеров, усадьба "Белая вилла", Кисловодск, 1910-е годы
Мария Павловна Ярошенко с гостями, в центре - художник Михаил Нестеров, усадьба "Белая вилла", Кисловодск, 1910-е годы

На втором фото ниже - дочь художника М. В. Нестерова - Оля Нестерова и приемная дочь Н. А. Ярошенко и М. П. Ярошенко - Надя Волжинская с бонной (воспитательница маленьких детей в обеспеченных семьях России до 1917). Из воспоминаний Ольги Нестеровой: "Лично я многим обязана Марии Павловне Ярошенко. Я жила и не раз гостила у них на даче, и часто не одна, а со своим отцом. У Марии Павловны были ко мне самые нежные чувства. Я также знала их приемную дочь Надю Волжинскую. У Ярошенко в Кисловодске был большой фруктовый сад, всего было изобилие... Мы с Надей лакомились фруктами, так как на террасе постоянно стояла большая полная корзина. На веранде стоял большой стол, который никогда не пустовал, а к обеду на нем всегда стояло множество различных вкусных блюд и утоляющего жажду питья. Это всё напоминало роскошный натюрморт... Рояль стоял при входной двери в гостиную. На балконе цвели розовые олеандры, рядом с террасой возвышалось абрикосовое дерево, а вокруг цветник, много роз, разных оттенков и цветов".

Дочь художника М. В. Нестерова - Оля Нестерова (слева) и приемная дочь Н. А. Ярошенко и М. П. Ярошенко - Надя Волжинская (справа) с бонной
Дочь художника М. В. Нестерова - Оля Нестерова (слева) и приемная дочь Н. А. Ярошенко и М. П. Ярошенко - Надя Волжинская (справа) с бонной

Посетителей, которые приобрели билет с экскурсией, должны будут пройти к "Белой вилле" (это название изящного главного здания усадьбы, которое ему дали гости Н. А. Ярошенко еще при его жизни и закрепилось до наших дней). Сбор гостей происходит на веранде, на баля́синах ограждения которой (то есть невысоких фигурных столбиках в виде колонн) расположена красная табличка с цитатой российского кинорежиссёра С.С. Говорухина из книги отзывов музея от 29 июля 1995 года: "Прекрасный музей, чудесные люди сохранили нашу историю. Любовь к Отечеству сильнее сил разрушения. Благодарим музей за этот чистый островок, источник духовности". На территории веранды имеется роспись, выполненная в 1890 году Н. А. Ярошенко и его близкими, которая была реставрирована в 1962 году. Здесь же находится табличка с указанием всех знаменитых гостей этой усадьбы с 1886 по 1915 годы, например, Н. А. Касаткин, М. В. Нестеров, И. Е. Репин, А. И. Куинджи, Д. И. Менделеев, В. С. Соловьев, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин, А. М. Васнецов. После сбора всех гостей, экскурсовод рассказал общую информацию об этой усадьбе, о том, как появилось название "Белая вилла", как эта Кисловодская усадьба стало семейным владением Ярошенко, и конечно о Владимире Вячеславовиче Секлюцком - основателе музея в 1962 году. На сегодня мемориальный музей-усадьба Н. А. Ярошенко - это памятник истории и культуры федерального значения, единственный на Юге России, по словам экскурсовода, мемориально-культурный комплекс, созданный в подлинных границах усадьбы, принадлежавшей семье Ярошенко с 1885 по 1915 годы.

Веранда мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Веранда мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Вход в "Белую виллу" с обратной стороны
Вход в "Белую виллу" с обратной стороны
Информационные таблички на стенах музея
Информационные таблички на стенах музея
Веранда мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Веранда мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Роспись, выполненная в 1890 году Н. А. Ярошенко и его близкими (реставрирована в 1962 году)
Роспись, выполненная в 1890 году Н. А. Ярошенко и его близкими (реставрирована в 1962 году)
Веранда мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Веранда мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Роспись, выполненная в 1890 году Н. А. Ярошенко и его близкими (реставрирована в 1962 году)
Роспись, выполненная в 1890 году Н. А. Ярошенко и его близкими (реставрирована в 1962 году)

Экскурсовод сказала, что первое упоминание об усадьбе относится к 1828 году, когда она принадлежала вдове штабс-капитана Анне Ивановне Федоровой. В ее владении были два деревянных дома, кухня и сарай. Усадьба была скромной по своему облику, крыши строений были крыты соломой, а стены были выбелены в малороссийском духе. В 1878 году усадьбу, как выморочное имение (не имеющее наследников) купил генерал М. Г. Черняев, герой Кавказской, Крымской и Русско-турецких войн, главнокомандующий сербской армии, герой Туркестана и Сербии, о котором Достоевский сказал так: "Имя Черняева теперь принадлежит истории и не умрет никогда". Обустройством усадьбы он почти не занимался и продал ее в 1885 году жене художника Марии Павловне Ярошенко. Семья Ярошенко владела усадьбой 30 лет и за это время они перестроили все здания, приспособив их для летнего проживания. На усадьбе располагались главный дом "Белая вилла", два гостевых флигеля, каменная кухня и сарай с ледником. Внешний вид всех строений сохранен с тех времён без изменений: сегодня в главном доме "Белая вилла" представлены работы Н. А. Ярошенко, во флигеле № 1 - работы передвижников, а вот во флигеле № 2 проходят сменные выставки. После смерти в 1915 году Марии Павловны (жены художника), на усадьбе в первые годы советской власти был открыт его музей, но просуществовал он недолго. С 1920 по 1962 год в зданиях усадьбы располагалось коммунальное жилье и подсобные службы кардиологической клиники им. В. И. Ленина. Музей на усадьбе был создан стараниями замечательного энтузиаста, художника, влюбленного в свое дело - Владимира Вячеславовича Секлюцкого в 1962 году. Теперь благодаря В. В. Секлюцкому в мемориальном музее-усадьбе можно познакомиться с работами как самого Н. А. Ярошенко, так и других известных русских художников XIX - начала XX веков, а также посетить выставки современных мастеров. Затем гостей провели ко входу в музей-усадьбу, который находится с обратной стороны от веранды.

Общий план мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Общий план мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Административное здание музея-усадьбы
Административное здание музея-усадьбы
Флигель № 2 музея-усадьбы
Флигель № 2 музея-усадьбы
Информационный указатель
Информационный указатель
Вход в мемориальный музей-усадьбу художника Н. А. Ярошенко
Вход в мемориальный музей-усадьбу художника Н. А. Ярошенко
Вход в мемориальный музей-усадьбу художника Н. А. Ярошенко
Вход в мемориальный музей-усадьбу художника Н. А. Ярошенко

Прихожая музея-усадьбы удлиненной (вытянутой) формы, где располагаются его сотрудники, проверяющие билеты. Поскольку по окончании экскурсии разрешают самостоятельно еще раз при желании осмотреть экспонаты и сделать фотографии, то здесь в этой прихожей можно подождать тем, кто уже всё посмотрел. Также экскурсовод объясняет простые правила о том, как будет проходить экскурсия, а также о том, что в этом главном доме усадьбы всего пять экспозиционных залов, в которых располагается кисловодское собрание работ Н. А. Ярошенко общим количеством около 100 произведений (самое крупное в России), написанные художником в период с 1869 по 1898 годы.

Прихожая мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Прихожая мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Прихожая мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Прихожая мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко

Гостиная мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко

Первый из пяти залов экспозиции располагается в бывшей гостиной "Белой виллы". Гостиная была местом, где собирались друзья художника. Все работы Н. А. Ярошенко, выставленные в гостиной, представляют творчество художника с конца 1860-х до начала 1880-х. Жизненно убедительна его картина "В монастыре (в монастыре Киево-Печерской лавры)", на которой под гулкими сводами монастырского храма в луче света на фоне затененного простенка резко выделяется со спины освещенная и коленопреклоненная фигура. В экспозиции представлены также этюд "Старик с палкой" и картина художника (земляка и друга Ярошенко) - Волкова Василия Алексеевича (1840 - 1907) "Н. А. Ярошенко на этюдах". В 1960-х годах для музея были заказаны копии самых известных работ Н. А. Ярошенко из коллекции Третьяковской галереи, а именно: "Кочегар", 1878 года; "Заключённый", 1878 года и "Всюду жизнь", 1888 года. Копии, находящиеся в экспозиции, выполнены советскими художниками А. Н. Шапошниковым, Г. Ф. Захаровым, П. А. Радимовым. В этой гостиной располагается скульптура "Н. А. Ярошенко", 1962 года, выполненная скульптором С. Т. Коненковым (1874 - 1971). В каждом зале стоят небольшие информационные таблички от музея, которые в тексте будут частично мной использованы. Это очень удобно для посетителей, поскольку позволяет тут же узнать содержание экспозиции зала и небольшую информацию о каждой из представленных картин.

Гостиная мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Гостиная мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Гостиная мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Гостиная мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Гостиная мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Гостиная мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Скульптура "Н. А. Ярошенко", 1962 г., С. Т. Коненков (1874 - 1971)
Скульптура "Н. А. Ярошенко", 1962 г., С. Т. Коненков (1874 - 1971)
Гостиная мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Гостиная мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Благодарность Шумайловой Наталье Борисовне, директору мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко, от Российской Академии Художеств
Благодарность Шумайловой Наталье Борисовне, директору мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко, от Российской Академии Художеств

Картина "Всюду жизнь" является копией с оригинала, заказанной в 1960-х годах для мемориального музея-усадьбы из коллекции Третьяковской галереи, выполненной советским художником Г. Ф. Захаровым. Оригинальную картину П. М. Третьяков приобрел у автора, а затем она уже оказалась в Третьяковке. Копия, представленная здесь в музее, тем не менее сделана на совесть и позволяет зрителям рассмотреть тот самый арестантский вагон, а за его зарешеченным окном – крестьянка, солдат, мастеровой, и молодая мать с ребенком. Картина вызывает сложные чувства переживания за этих людей. В картине использован оригинальный прием - выбран холст вертикального формата, приближающегося по высоте к размерам реального вагона, а его фрагмент дается крупным планом. На картине можно особенно выделить молодую мать в наброшенном на голову платке, сильно напоминающая Мадонну. Для написания женщины с ребёнком художнику позировала писательница Стефания Караскевич, по словам которой картина была написана Н. А. Ярошенко под впечатлением от рассказа Л. Н. Толстого "Чем люди живы?" и художник собирался дать ей название "Где любовь, там и Бог".

"Всюду жизнь", 1888, Н. А. Ярошенко (копия Г. Ф. Захарова)
"Всюду жизнь", 1888, Н. А. Ярошенко (копия Г. Ф. Захарова)

На картине "Заключенный" художник изображает заключенного со спины, но выполнен этот образ настолько сильно, что видишь в изображенной фигуре в первую очередь сильное желание к свободе. Фон картины написан в темно-серых тонах, хорошо подчеркивающих мрачность камеры. Художественный критик Владимир Стасов назвал героя картины Н. А. Ярошенко как "наш – среднего сословия". В музее-усадьбе представлена великолепная копия А. Н. Шапошникова, заказанная в 1960-х гг. для мемориального музея-усадьбы из коллекции Третьяковской галереи.

"Заключенный", 1878, Н. А. Ярошенко (копия А. Н. Шапошникова)
"Заключенный", 1878, Н. А. Ярошенко (копия А. Н. Шапошникова)

Картина "Кочегар" является копией с оригинала, заказанной в 1960-х годах для мемориального музея-усадьбы из коллекции Третьяковской галереи, выполненной советским художником П. А. Радимовым. На картине уставший и изнеможденный кочегар невероятно сложным физическим трудом. Острая социальная картина, показывающая кочегара на фоне отражения языков пламени на кирпичной стене, поэтому некоторые исследователи указывают на сравнение художником сложности труда кочегара с адом, адски сложным трудом и сложных условиях труда, в которых трудятся простые рабочие.

"Кочегар", 1878, Н. А. Ярошенко (копия П. А. Радимова)
"Кочегар", 1878, Н. А. Ярошенко (копия П. А. Радимова)

Портрет "Старик с табакеркой", который написан художником в 1873 г., близок к традиционному академическому жанру: тщательное прописывание (волосок к волоску) его поредевших седых волос, а также лица, освещенного сильным боковым светом, и руки, подносящей понюшку табака к носу. 

"Старик с табакеркой", 1873, Н. А. Ярошенко
"Старик с табакеркой", 1873, Н. А. Ярошенко

Картину "В монастыре" Н. А. Ярошенко начинает писать под впечатлением после паломнических поездок в Киево-Печерскую и Троице-Сергиеву Лавру. В центре полотна — коленопреклоненный молодой человек, который готовится покинуть мирскую жизнь и принять монашеский сан. Фигура расположена на границе света и тени - так художник размышляет о тех трудностях выбора жизненного пути, которые появляются у каждого человека в жизни. Картина считается незавершенной, поскольку художником слабо прописаны лица монахов и некоторые детали росписи храма. Между тем, в этой картине четко обозначена композиция и частично проработан колорит. Исследователи считают, что на картине изображен фрагмент интерьера Троицкого собора (1423) Троице-Сергиевой Лавры. Вдоль стены прямо у арки обратите внимание на кресло с откидным сиденьем и подлокотниками, которая в греческой православной традиции именуется как "стасидия".

"В монастыре", конец 1870-х - начала 1880-х годов, Н. А. Ярошенко
"В монастыре", конец 1870-х - начала 1880-х годов, Н. А. Ярошенко

"Портрет молодого человека" - одна из самых ранних работ в собрании музея. Этот портрет полон внутреннего напряжения и скрытой энергии, хотя и имеются неточности в его построении. Например, обратите внимание на плечи молодого человека - они ассиметричны и вызывают вопросы. Тем не менее, эту работу плохой не назовешь, особенно учитывая тот факт, что художник еще не опытен в портретном жанре.

"Портрет молодого человека", 1869, Н. А. Ярошенко
"Портрет молодого человека", 1869, Н. А. Ярошенко

Картина "Окраина села", 1870-е, Н. А. Ярошенко.

"Окраина села", 1870-е, Н. А. Ярошенко
"Окраина села", 1870-е, Н. А. Ярошенко

Картина "Н. А. Ярошенко на этюдах. В Полтаве", выполненная его земляком и другом В. А. Волковым (1840 - 1907).

"Н. А. Ярошенко на этюдах. В Полтаве", В. А. Волков (1840 - 1907)
"Н. А. Ярошенко на этюдах. В Полтаве", В. А. Волков (1840 - 1907)

Очень живописен его женский портрет "Украинка", где лицо девушки кажется излучает солнечный свет. Эта картина - ранний образец его реалистического подхода, который в дальнейшем станет характерным для художника. 

"Украинка", 1880-е, Н. А. Ярошенко
"Украинка", 1880-е, Н. А. Ярошенко

Картина "Старик с палкой", 1880-е, Н. А. Ярошенко.

"Старик с палкой", 1880-е, Н. А. Ярошенко
"Старик с палкой", 1880-е, Н. А. Ярошенко

Мастерская мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко

Во втором зале находится мастерская художника. Как и при жизни Николая Александровича в мастерской стоят мольберт, большой письменный стол и кресло. Именно здесь были написаны им многие живописные и графические работы. В экспозиции мастерской представлены портреты 1880-1890-х гг. На письменном столе стоят скульптуры - "А. Н. Плещеев", 1880, Л. А. Бернштам (1859 - 1939) и "Портрет В. В. Стасова", 1889, И. Я. Гинзбург (1859 - 1939). Как отметила экскурсовод, исследователи творчества Н. А. Ярошенко указывали на содержательную психологическую характеристику портретируемого в работах художника. В мастерской за мольбертом прошли последние дни его жизни, поэтому именно тут воссоздана та обстановку, которая была на 25 июня (7 июля) 1898 г., когда у выдающегося художника остановилось сердце.

Мастерская мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Мастерская мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Мастерская мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Мастерская мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Награды музея-усадьбы
Награды музея-усадьбы
Фотография на столе
Фотография на столе
Скульптура "А. Н. Плещеев", 1880, бронза, Л. А. Бернштам (1859 - 1939)
Скульптура "А. Н. Плещеев", 1880, бронза, Л. А. Бернштам (1859 - 1939)
Скульптура "Портрет В. В. Стасова", 1889, И. Я. Гинзбург (1859 - 1939)
Скульптура "Портрет В. В. Стасова", 1889, И. Я. Гинзбург (1859 - 1939)
Мастерская мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Мастерская мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Н. А. Ярошенко (с фотографии Н. А. Фишера)
Н. А. Ярошенко (с фотографии Н. А. Фишера)
Мастерская мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Мастерская мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко

"Портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина", 1886 года является одним из высших достижений портретной живописи Н. А. Ярошенко. Известный писатель М. Е. Салтыков-Щедрин позировал Н. А. Ярошенко уже в последние годы своей жизни. Для этой работы характерны скупой отбор деталей, лаконизм живописного языка и композиционная строгость. В статье о 15-й Передвижной выставке 1887 года В. В. Стасов писал: "Ярошенко выставил такой портрет Салтыкова М. Е., который по письму, а еще более по глубине и правдивости выражения, превосходит, мне кажется, все портреты, когда-либо писанные этим художником. Наш знаменитый писатель представлен со всей глубиной психологии и страдания за себя и за других, которым дышат его последние сочинения и которыми он потрясает все сердца". Портрет был написан худодником в тяжелый период жизни М. Е. Салтыкова-Щедрина, - за три года до смерти, во время его одиночества и болезни, пережившего закрытие журнала "Отечественные записки" в 1884 году. Критика высоко оценила значение, художественные достоинства этого портрета.

"Портрет М. Е. Салтыкова", 1886, Н. А. Ярошенко
"Портрет М. Е. Салтыкова", 1886, Н. А. Ярошенко

Картина "Юноша", Н. А. Ярошенко.

"Юноша", Н. А. Ярошенко
"Юноша", Н. А. Ярошенко

"Женский портрет", конец 1870-х - начало 1880-х годов. В фигуре прямо стоящей женщины видна какая-то скованность, элемент позирования перед художником. Жесткий взгляд, плотно сжатый рот выражают ее властный и грубовато-прямой характер.

"Женский портрет", конец 1870-х - начало 1880-х, Н. А. Ярошенко
"Женский портрет", конец 1870-х - начало 1880-х, Н. А. Ярошенко

"Портрет скульптора Л. В. Позена", 1885 года это портрет земляка и друга Н. А. Ярошенко - Леонида Владимировича Позена (1849 - 1921), российского скульптора-передвижника конца XIX - начала XX века. Одна из значимых работ скульптора - бюст Н. А. Ярошенко, установленный на могиле художника в Кисловодске. На портрете мы видим одухотворенное лицо, в руках — глина, из которой Л. В. Позен лепит свою скульптуру. Предметы, изображенные в руках Л. В. Позена, связаны с видом и характером его творчества - атрибуты скульптора, о чем напоминает также и рабочий халат Л. В. Позена.

"Портрет Л. В. Позена", 1885, Н. А. Ярошенко, дар А. И. Шустера (Ленинград)
"Портрет Л. В. Позена", 1885, Н. А. Ярошенко, дар А. И. Шустера (Ленинград)

Портрет Александра Яковлевича Герда (1841 - 1888) - профессора естествознания, известного педагога, преподавателя императора Александра III был выполнен после 1888 года, то есть после смерти А. Я. Герда. В 1883-84 годах был написан его графический портрет, собственно на основании которого через пять лет в год смерти А. Я. Герда художник написал указанный портрет. Спокойная и естественная поза, задумчивое, мягкое выражение лица. Портрет А. Я. Герда поступил в музей в 1969 году из Ленинградского Государственного педагогического института им. А. И. Герцена.

"Портрет А. Я. Герда", Н. А. Ярошенко
"Портрет А. Я. Герда", Н. А. Ярошенко

"Портрет Н. Н. Обручева", 1898 года - это одна из последних портретных работ в творчестве художника. Н. Н. Обручев (1830 - 1904) - член Государственного Совета, начальник Главного штаба и кавалер всех российских орденов. Его портрет выполнялся по заказу Сената в связи с выходом Обручева в отставку. Этим объясняется его композиционное и живописное решение. Черты камерности, свойственные образам Ярошенко, великолепно сочетаются с монументальными приемами построения портрета. Художник дает возможность почувствовать масштаб личности Обручева, изображенного в мундире с наградой - Орденом святого Георгия III степени, полученным за составление плана военных операций во время войны с Турцией в 1877 году. Этот портрет экспонировался на XXVII Передвижной выставке в 1899 году в Петербурге после смерти художника. Портрет был помещен с Высочайшего разрешения в одном из залов Главного штаба. После революции портрет генерала Н. Н. Обручева оказался в собрании Павловского дворца-музея, а уже оттуда он поступил в Кисловодское собрание музея Н. А. Ярошенко в 1966 году.

"Портрет Н. Н. Обручева", 1898, Н. А. Ярошенко
"Портрет Н. Н. Обручева", 1898, Н. А. Ярошенко

Малая гостиная мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко

Третий зал называется малой гостиной, она была комнатой хозяйки усадьбы Марии Павловны Ярошенко (1844 - 1915). Вышла замуж Мария Павловна за Николая Александровича в 1874 году и в том же году совершили свадебное путешествие в Пятигорск. Супруги воспитывали приемную дочь Надю Волжинскую (1889 - 1918). В 1915 году Мария Павловна скончалась в городе Кисловодске. Похоронена согласно ее воле рядом с мужем. В экспозиции представлен "Портрет М. П. Ярошенко", написанный художником в нач. 1880-х годов. В 1890-х годах художник пишет замечательный портрет "Мальчик в саду", для которого позировал юный житель города Кисловодска Сеня Подушинский. В этой работе передан эффект солнечного освещения фигуры сзади (контражур). Многофигурное полотно "Хор", 1894, это одно из лучших произведений мастера 1890-х годов. В рецензиях на картину, представленной на выставке 1894 г. читаем: "... Нельзя не улыбаться, глядя на эти живые лица и фигурки... Все это живет и живет не картинно, а так просто, как в действительности". "... Видно, что художник всецело проникся жизнью героев своей картины и весь отдался ее выполнению". Продолжают экспозицию первые кавказские пейзажи 1882-1884 годов. "Бештау", 1882, один из самых ранних кавказских пейзажей Н. А. Ярошенко, который подобно М. Ю. Лермонтову, создает романтически приподнятый образ кавказских гор. При написании этой картины художник придерживается традиционных пейзажных схем, когда подробно разрабатывается первый план и "размывается" в голубой дымке дальний. Тему Кавказа продолжает его картина "Шат-гора", 1884 (так называли в первой половине XIX века Эльбрус). В пейзаже, наполненном лирическими переживаниями и чувствами, передано всё очарование восхода солнца на плато Бермамыт. В этом зале находятся такие экспонаты как скульптура "Л. Н. Толстой", 1899, П. П. Трубецкой (1866 - 1938); стол, сохранившийся со времени Н. А. Ярошенко и флаг с изображением Н. А. Ярошенко и его картиной "Шат-гора", с которым покорил гору Эльбрус (Шат-гору) Шумайлов Максим Игоревич из Санкт-Петербурга.

Малая гостиная мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Малая гостиная мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Малая гостиная мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Малая гостиная мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Музейные экспонаты в малой гостиной музея
Музейные экспонаты в малой гостиной музея
Скульптура "Л. Н. Толстой", 1899, гипс, П. П. Трубецкой (1866 - 1938)
Скульптура "Л. Н. Толстой", 1899, гипс, П. П. Трубецкой (1866 - 1938)
Стол, сохранившийся со времени Н. А. Ярошенко
Стол, сохранившийся со времени Н. А. Ярошенко
Флаг с изображением Н. А. Ярошенко и его картиной "Шат-гора", 1884, с которым покорил гору Эльбрус (Шат-гору) Шумайлов Максим Игоревич
Флаг с изображением Н. А. Ярошенко и его картиной "Шат-гора", 1884, с которым покорил гору Эльбрус (Шат-гору) Шумайлов Максим Игоревич

Картина "Хор" написана Н. А. Ярошенко в 1894 году в Кисловодске. На картине изображены реально существующие слободские ребята и один из них - Сеня Подушинский, изображенный в центре в бледно-розовой рубашечке. Картина была написана в 1894 году на "Белой вилле", в нижней части кисловодской усадьбы художника, а прототипами юных певцов стали ребята, жившие по соседству, в Солдатской слободке. И вот однажды, в музей пришел пожилой человек, который среди участников "творческого коллектива" узнал себя. Маленьким мальчиком он позировал Николаю Александровичу для картин "Хор", "Мальчик в саду" и "Постреленок". Звали этого человека Семен Антонович Подушинский. По словам экскурсовода рассказал об этой истории один из первых сотрудников музея-усадьбы Е. С. Виноградов: "… А когда Семен Антонович подошел к картине "Хор", он вынул платок и стал вытирать слезы. 

- Вот это я, - указал он на мальчика в светло-розовой рубашонке, стоящего справа от дирижера. - Крайний справа - продолжал он, - мой сосед Харыбин, забыл, как его звали. Слева от Харыбина - Пантей Аненко, он на улице  Прудной живет, в розовой яркой рубашке - Жерлицын. А вот самый крайний - это Кленин Василий, постарше нас... ". Семен Антонович вспоминал в 1963 году, как художник Николай Александрович Ярошенко угощал маленьких ребят грушами из своего сада и как они позировали ему для картины. Долгие годы работа хранилась в частной коллекции известного физиолога, академика И. П. Павлова, а в начале 1960-х гг., в годы основания музея Н. А. Ярошенко, усилиями первого директора музея В. В. Секлюцкого картина, не без труда, но была приобретена у наследников ученого, с которой они тяжело, но всё же смогли расстаться. Необходимо еще отметить, что на картине создается многофигурная композиция, что было новым в творчестве Н. А. Ярошенко, известного как автора однофигурных картин: "Кочегар" (1878), "Студент" (1881), "Курсистка" (1883).

"Хор", 1894, Н. А. Ярошенко
"Хор", 1894, Н. А. Ярошенко

На картине "Мальчик" 1892 года мы снова видим Сеню Подушинского - соседского мальчика, жителя города Кисловодска, руки которого зажаты в коленях, взгляд, поза очень серьезны и напряжены. Видно, что он готовился к сеансу у художника. Он нарядно одет, вероятно, в свою лучшую рубашку, обут в ботинки, а за его спиной освещенная солнцем полянка, усеянная яблоками. Исследователи называют эту картину "портретом в пейзаже", поскольку тут и портрет, и пейзаж могут существовать самостоятельно.

"Мальчик", 1892, Н. А. Ярошенко
"Мальчик", 1892, Н. А. Ярошенко
Семен Антонович Подушинский с детьми, 1960-е, Кисловодск ("Неизвестный Кисловодск" в VK)
Семен Антонович Подушинский с детьми, 1960-е, Кисловодск ("Неизвестный Кисловодск" в VK)

Шат-гора - одно из названий Эльбруса, распространенное в 1-й половине XIX века. Художник побывал на плато Бермамыт, расположенное в 40 км от Кисловодска, чтобы написать картину. Картина "Шат-гора" впервые была выставлена весной 1884 года на 12-й выставке художников-передвижников. Долгие годы эта картина считалась пропавшей. Обнаружили её сотрудники Ленинградского Государственного Русского музея. Оказывается, картина находилась в Смольном, в кабинете первого секретаря Ленинградского обкома и горкома ВКП (б) С. М. Кирова (1886-1934), который когда-то побывал на вершине Эльбруса и очень любил эту картину. В 1963 году Русский музей передал картину в дар Кисловодскому музею.

"Шат-гора", 1884, Н. А. Ярошенко
"Шат-гора", 1884, Н. А. Ярошенко

Картина "Горный пейзаж (Теберда)" написана художником в 1890-х годах. На картине Н. А. Ярошенко изобразил Теберду́ - город-курорт в Карачаево-Черкесской Республике в России. На картине "Повар", написанной им в 1890-х годах, показан повар за работой.

"Горный пейзаж (Теберда)", 1890-е, Н. А. Ярошенко (вверху); "Повар", 1890-е, Н. А. Ярошенко (внизу)
"Горный пейзаж (Теберда)", 1890-е, Н. А. Ярошенко (вверху); "Повар", 1890-е, Н. А. Ярошенко (внизу)

"Портрет М. П. Ярошенко" был написан в 1880-е гг., он предельно лаконичен и сдержан. Художник отказывается от всех деталей, которые могут отвлечь внимание от умного лица с серьезным взглядом темно-карих глаз. Знаковый атрибут курсистской юности - белый воротничок - подчеркивает строгое благородство образа волевой и полной внутренней силы женщины. Портрет Марии Павловны Ярошенко поступил в музей в 1992 году из Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова. При этом всего существовали три портрета М. П. Ярошенко, один (1875) известен по фототипии, второй (1875) находится в Полтавской картинной галерее, третий (нач. 1880-х) - здесь, в мемориальном музее-усадьбе Н. А. Ярошенко.

"Портрет М. П. Ярошенко", 1880-е, Н. А. Ярошенко
"Портрет М. П. Ярошенко", 1880-е, Н. А. Ярошенко

Картина "Бештау" является одним из самых ранних кавказских пейзажей художника. Картина экспонировалась на XI передвижной выставке в 1883 г. Гора Бештау (в переводе с тюркского - "пять гор"), одна из самых известных горных вершин Северного Кавказа, возникла в результате вулканической деятельности Эльбруса. На картине мы видим силуэт горы Бештау вечером на фоне светлого неба с золотистыми облаками. Работа получена в дар от С. И. Сафаревича (Ленинград) в 1962 году.

"Бештау", 1882, Н. А. Ярошенко
"Бештау", 1882, Н. А. Ярошенко

Четвертый зал мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко

С 1880-х годов в творчестве художника всё большее место занимает пейзаж. Вообще, тема родной природы была одной из главных в творчестве художников-передвижников, к которым относился с 1876 года Н. А. Ярошенко. Характерной особенностью пейзажей художника стало любовное и бережное отношение к деталям, внимательное наблюдение натуры и стремление передать все особенности местности. Первая серия пейзажных этюдов, названных художником как "Путевые заметки из путешествия по Кавказу", была им представлена на выставке в 1883. Среди них были "Бештау", 1882, и "Гора Ушба в Сванетии", 1882. О первых кавказских пейзажах Н. Вагнер писал: "Этюды и пейзажи Н. А. Ярошенко действительно замечательные и составляют одно из лучших украшений выставки. Он выставил целую серию маленьких этюдов, сделанных им в путешествии по Кавказу. Здесь столько вкуса, таланта и необыкновенного блеска красок, что хочется невольно любоваться на эти прелестные вещицы". В экспозиции представлены кавказские этюды 1880-1890-х годов. Этюд "Красные камни", 1892, хранит память о былом облике кисловодского парка. А большим достоинством этюда "Пятигорск", 1893, одного из лучших в наследии художника, это гармоничное равновесие между "картинной" законченностью работы и живописной свежестью, "пленэрной" передачей воздуха. Этюд "Кавказ. Тебердинское озеро", уже относится к более поздним пейзажам, когда художник приобрел опыт работы с натурой и поэтому поздние работы отличаются цветовой насыщенностью и декоративностью. В этот период им были написаны: этюд к картине "Забытый храм", 1887, а также фигурные этюды "Бакинец", 1886, "Горец Дагестана", 1894 и "Горец верхом", 1890-е. Кавказские этюды - особая страница в творческом наследии художника. Основываясь на кавказских этюдах мастер пейзажа И. С. Остроухов назвал Ярошенко "прекрасным пейзажистом, находя, что "особенно интересны его этюды Кавказа" и что "картины эти нисколько не уступают работам многих специалистов пейзажа".

Четвертый зал мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Четвертый зал мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Четвертый зал мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Четвертый зал мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Четвертый зал мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Четвертый зал мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Четвертый зал мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Четвертый зал мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Фотографии: "М. П. Ярошенко", 1893; "Н. А. Ярошенко. 01.12.1846 - 25.06.1898 (старый стиль); Н. Н. Ярошенко (урожденная Волжинская) - приемная дочь Ярошенко, 1912
Фотографии: "М. П. Ярошенко", 1893; "Н. А. Ярошенко. 01.12.1846 - 25.06.1898 (старый стиль); Н. Н. Ярошенко (урожденная Волжинская) - приемная дочь Ярошенко, 1912

Картина "Зимний пейзаж" - еще один из горных пейзажей Н. А. Ярошенко. Что касается картины "Забытый храм", то, как считают некоторые исследователи, эта картина написана художником под впечатлением от тех проблем, которые возникли в Товариществе художников-передвижников, поэтому на картине мы видим довольно печальное зрелище - давно оставленное и забытое здание, разрушенное временем.

"Зимний пейзаж", Н. А. Ярошенко (вверху); "Забытый храм", 1887, Н. А. Ярошенко (внизу)
"Зимний пейзаж", Н. А. Ярошенко (вверху); "Забытый храм", 1887, Н. А. Ярошенко (внизу)

"Горный пейзаж" является одним из ранних в творчестве художника, но при этом отличается высокой живописной культурой. Этюд "Кисловодск. Водопад" 1889 г. показывает водопад, который упоминается в известной повести М. Ю. Лермонтова "Княжна Мэри". 

"Горный пейзаж", 1882, Н. А. Ярошенко (вверху); "Лермонтовский водопад", 1889, Н. А. Ярошенко (внизу)
"Горный пейзаж", 1882, Н. А. Ярошенко (вверху); "Лермонтовский водопад", 1889, Н. А. Ярошенко (внизу)

Картина "Предгорье. Осенний пейзаж" написана Н. А. Ярошенко в 1882 году. Картина "Красные камни" написана в 1892, являясь одним из этюдов 1890-х, вошедших в серию "Путевые заметки из путешествия по Кавказу". На картине представлен пейзаж с кораллово-красными скалами на фоне голубого облачного неба. Картина имеет очень небольшие размеры, при этом пейзаж отличается множеством деталей с миниатюрной точностью: всадник на дороге, пасущиеся лошади, небольшие камни. Эти детали худодником очень тщательно прописаны. Этюд хранит память о былом облике кисловодского парка. Сейчас красноватые скалы песчаника также находятся на своем месте, но на этюде они еще не были скрыты зеленью парка.

"Предгорье. Осенний пейзаж", 1882, Н. А. Ярошенко (вверху); "Красные камни", 1892, Н. А. Ярошенко (внизу)
"Предгорье. Осенний пейзаж", 1882, Н. А. Ярошенко (вверху); "Красные камни", 1892, Н. А. Ярошенко (внизу)
Фотография, сделанная в июне 2024 - красноватые скалы песчаника, изображенные Н. А. Ярошенко на картине "Красные камни" 1892 года, но как видим уже скрытые зеленью парка
Фотография, сделанная в июне 2024 - красноватые скалы песчаника, изображенные Н. А. Ярошенко на картине "Красные камни" 1892 года, но как видим уже скрытые зеленью парка

Картина "Горный ручей", написанная Н. А. Ярошенко в 1894 году, была передана музею-усадьбе в дар от Ю. В. Невзорова (Москва).

"Горный ручей", 1894, Н. А. Ярошенко, дар Ю. В. Невзорова (Москва) (вверху); "Сельская дорога", 1870-е, Н. А. Ярошенко (внизу)
"Горный ручей", 1894, Н. А. Ярошенко, дар Ю. В. Невзорова (Москва) (вверху); "Сельская дорога", 1870-е, Н. А. Ярошенко (внизу)

"Сельская дорога", написанная Н. А. Ярошенко в 1870-х, очень похожа на другую картину, также написанную им в это же время, в 1870-х - "Окраина села", и выставленная в экспозиции первого зала (гостиной) музея-усадьбы.

"Сельская дорога", 1870-е, Н. А. Ярошенко
"Сельская дорога", 1870-е, Н. А. Ярошенко

Один из написанных Н. А. Ярошенко этюдов - "Камни".

"Камни", Н. А. Ярошенко (вверху); "Хата", 1880-е, Н. А. Ярошенко (внизу)
"Камни", Н. А. Ярошенко (вверху); "Хата", 1880-е, Н. А. Ярошенко (внизу)

Картина "Хата", которая была написана Н. А. Ярошенко в 1880-е годы.

"Хата", 1880-е, Н. А. Ярошенко
"Хата", 1880-е, Н. А. Ярошенко

Ислама Пашаевича Крымшамхалова по праву считают первым карачаевским художником, а также основателем профессионального изобразительного искусства. Как представитель элитного кавказского рода в 1881 - 1884 гг. он проходил воинскую службу в Санкт-Петербурге, в Горской сотне конвоя российского императора Александра III. И. П. Крымшамхалов дружил с Н. А. Ярошенко и Николай Александрович был частым гостем в Теберде, где жил Ислам Пашаевич. Вместе они писали одни и те же пейзажи, изображали друг друга за работой и одной из таких работ И. П. Крымшахалова является работа - "Н. А. Ярошенко на этюдах". Большая часть живописного наследия И. П. Крымшамхалова, к сожалению, была утеряна. Девять сохранившихся картин в 1963 г. племянник Ислама Пашаевича Крымшамхалова, известный советский скульптор Хамзат Басканукович Крымшамхалов (1917-1985) передал в дар музею-усадьбе Н. А. Ярошенко.

"Н. А. Ярошенко на этюдах", И. П. Крымшамхалов (1873 - 1911)
"Н. А. Ярошенко на этюдах", И. П. Крымшамхалов (1873 - 1911)

Картина "Песни о былом", 1894, Н. А. Ярошенко, представлена в пятом зале музея-усадьбы копией А. П. Елдышева, переданной в 1996 году в дар. Здесь же в четвертом зале можно увидеть этюд "Интерьер. Этюд к картине "Песни о былом", также написано художником в 1894 году. Ниже на фотографии можно увидеть картину "Горец верхом".

"Интерьер. Этюд к картине "Песни о былом", 1894, Н. А. Ярошенко (вверху); "Горец верхом", Н. А. Ярошенко (внизу)
"Интерьер. Этюд к картине "Песни о былом", 1894, Н. А. Ярошенко (вверху); "Горец верхом", Н. А. Ярошенко (внизу)

Картина "Горец Дагестана", 1894, Н. А. Ярошенко.

"Горец Дагестана", 1894, Н. А. Ярошенко
"Горец Дагестана", 1894, Н. А. Ярошенко

Картина "Бакинец", 1886, написанная Н. А. Ярошенко, передана в дар музею-усадьбе от В. А. Васнецова (Москва).

"Бакинец", 1886, Н. А. Ярошенко, дар В. А. Васнецова (Москва)
"Бакинец", 1886, Н. А. Ярошенко, дар В. А. Васнецова (Москва)

Картина "Пятигорск" написана в 1893 г. во время пребывания Н. А. Ярошенко в Кисловодске. При написании картины художник находился на Горячей горе, которая дала первое название поселку (Горячеводск), поскольку она источает целебные горячие минеральные воды. Затем можно увидеть склон горы Машук и городок, уходящий к вершине горы. Отчетливо вырисовывается на горизонте гора Бештау (с тюркского - Пять гор), давшая название городу Пятигорску. Ниже на фотографии вы можете увидеть картину Н. А. Ярошенко "В горах", написанную им в 1892 году.

"Пятигорск", 1893, Н. А. Ярошенко (вверху); "В горах", 1892, Н. А. Ярошенко (внизу)
"Пятигорск", 1893, Н. А. Ярошенко (вверху); "В горах", 1892, Н. А. Ярошенко (внизу)

Картина "Кавказ. Тебердинское озеро" была написана художником в 1894 году. Это полотно в ряду многих других работ Ярошенко позволило жителям средней полосы России открыть для себя Северный Кавказ. Тебердинское озеро на этой картине Н. А. Ярошенко сейчас известно как третье Бадукское озеро - самое высокое (1990 метров), самое западное и самое большое из трёх горных озёр на реке Бадук, левом притоке реки Теберды, между хребтами Хаджибей и Бадукским на Западном Кавказе, в Карачаево-Черкесии. Общая площадь этого озера составляет 3,6 га, с глубиной до 9 метров. Его называют также Большим Бадукским озером. На фотографии ниже можно также увидеть картину "Кисловодск. Балка", которую Н. А. Ярошенко написал в 1892 году.

"Кавказ. Тебердинское озеро", Н. А. Ярошенко (вверху); "Кисловодск. Балка", 1892, Н. А. Ярошенко (внизу)
"Кавказ. Тебердинское озеро", Н. А. Ярошенко (вверху); "Кисловодск. Балка", 1892, Н. А. Ярошенко (внизу)

Картина "Кисловодск. Пейзаж", которую Н. А. Ярошенко написал в 1880-е годы, показывает зрителям еще один пейзаж Кисловодска. Если кто-то узнает его - это конкретное место, то напишите об этом в комментариях.

"Кисловодск. Пейзаж", 1880-е, Н. А. Ярошенко
"Кисловодск. Пейзаж", 1880-е, Н. А. Ярошенко

Ниже на фотографии представлены сразу четыре горных пейзажа: "Осень в горах", "Березовая балка. Кисловодск", 1892, "Гора Ушба в Сванетии", 1882, и "Снеговые вершины гор", 1890-е. Гора У́шба - это одна из вершин Большого Кавказа на территории Грузии высотой - 4690 м.

"Осень в горах", Н. А. Ярошенко (вверху слева); "Березовая балка. Кисловодск", 1892, Н. А. Ярошенко (вверху справа); "Гора Ушба в Сванетии", 1882, Н. А. Ярошенко (внизу слева); "Снеговые вершины гор", 1890-е, Н. А. Ярошенко (внизу справа)
"Осень в горах", Н. А. Ярошенко (вверху слева); "Березовая балка. Кисловодск", 1892, Н. А. Ярошенко (вверху справа); "Гора Ушба в Сванетии", 1882, Н. А. Ярошенко (внизу слева); "Снеговые вершины гор", 1890-е, Н. А. Ярошенко (внизу справа)

Картина "Горы в тумане", 1890-е, Н. А. Ярошенко. Еще один горный пейзаж от художника.

"Горы в тумане", 1890-е, Н. А. Ярошенко
"Горы в тумане", 1890-е, Н. А. Ярошенко

Пятый зал мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко

Экспозиция пятого зала представлена зарубежными этюдами Н. А. Ярошенко, который много раз путешествовал по Западной Европе, а в 1895-1896 годах совершил путешествие в Палестину, Сирию и Египет. Результатом поездки стала серия этюдов, показанных им на 25-й Передвижной выставке 1897 года. Путешествие на Восток для художника было своего рода паломническим из-за потрясения в связи с разладом в среде Товарищества художников-передвижников. Именно тогда задумал он картину о предательстве - "Иуда". К сожалению эта картина, хранившаяся в Полтавском художественном музее была утрачена в годы Великой Отечественной войны, в музее-усадьбе представлены два эскиза к картине. Во время поездки художник делал немало этюдов, среди них "Портрет старого еврея" и "Старик-еврей". Они разные - первый декоративен и более смел, а второй - более сдержан и благороден. Каждый при этом замечателен по живописному мастерству, а объединяет эти этюды сердечная расположенность художника к модели. Выполненные в 1896 "Сфинкс" и "Иерусалим" являются подлинными жемчужинами пейзажной живописи художника. После приезда из Италии в 1898 на 26-й Передвижной выставке художником представлены этюды, привезённые из итальянского путешествия. В экспозиции пятого зала выставлены три итальянских пейзажа: "Вид южного города", "Таормина" (город-курорт близ вулкана Этна) и "Палермо". Работы характеризуются тщательной проработкой деталей и своей цветовой декоративностью. Экспозицию пятого зала завершает графическое наследие художника. Один из ранних рисунков в собрании музея - "Голова старухи", был выполнен карандашом в 1862 году 16-летним Ярошенко, являясь вольной копией с портрета кисти Рембрандта. Особый интерес может представлять авторское графическое повторение знаменитого живописного полотна "Всюду жизнь", конца 1880-х годов. Акварельный этюд "Бурлак" с текстом стихотворения Н. А. Некрасова "Выдь на Волгу..." возможно был заказан для издательства "Посредник", созданный В. Г. Чертковым, с которым художник дружил. В 1890 году семья Чертковых отдыхала в Кисловодске и в музее есть "Портрет В. Г. Черткова", 1890, который выполнен художником карандашом. В музее также представлены портрет талантливой русской актрисы П. А. Стрепетовой, 1886, и пейзажные листы, сделанные художником в Полтаве.

Пятый зал мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Пятый зал мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Пятый зал мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Пятый зал мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко
Рисунки Н. А. Ярошенко
Рисунки Н. А. Ярошенко
"Пейзаж с деревьями. Полтава", 1876, бумага, карандаш, Н. А. Ярошенко
"Пейзаж с деревьями. Полтава", 1876, бумага, карандаш, Н. А. Ярошенко
"Дружеский шарж на семью В. Г. Черткова", 1894, Н. А. Ярошенко
"Дружеский шарж на семью В. Г. Черткова", 1894, Н. А. Ярошенко
"Бурлак. Этюд", 1869, бумага, акварель, Н. А. Ярошенко (слева); "Всюду жизнь. Вариант одноименной картины", конец 1880-х, бумага, смешанная техника, Н. А. Ярошенко (в центре); "Голова старухи. Рисунок с картины Рембрандта", 1862, бумага, карандаш, Н. А. Ярошенко (справа)
"Бурлак. Этюд", 1869, бумага, акварель, Н. А. Ярошенко (слева); "Всюду жизнь. Вариант одноименной картины", конец 1880-х, бумага, смешанная техника, Н. А. Ярошенко (в центре); "Голова старухи. Рисунок с картины Рембрандта", 1862, бумага, карандаш, Н. А. Ярошенко (справа)

"Полевые цветы" - этюд Н. А. Ярошенко, написанный им в 1889 году.

"Полевые цветы", 1889, Н. А. Ярошенко
"Полевые цветы", 1889, Н. А. Ярошенко

Картины, написанные Н. А. Ярошенко: "Пасмурный день" и "Горный пейзаж", 1890-е годы. 

"Пасмурный день", Н. А. Ярошенко (вверху); "Горный пейзаж", 1890-е, Н. А. Ярошенко (внизу)
"Пасмурный день", Н. А. Ярошенко (вверху); "Горный пейзаж", 1890-е, Н. А. Ярошенко (внизу)

Картина "Женский портрет" похож на другой женский портрет (портрет неизвестной) работы Н. А. Ярошенко, представленный в музее-усадьбе.

"Женский портрет", Н. А. Ярошенко
"Женский портрет", Н. А. Ярошенко

Картина "Песни о былом", написанная Н. А. Ярошенко в 1894 году, в музее представлена копией кисловодского художника А. П. Елдышева, сделанной им в 1996 и переданной в дар музею. Искусствоведы относят эту картину к вершине творчества мастера, в этом уверен и сам кисловодский художник Александр Елдышев, называя "Песни о былом" главной песней Н. А. Ярошенко. Подлинник этой картины хранится в Государственном Русском музее. На картине изображена атмосфера в кавказской сакле (небольшом доме из камня), где вечером у очага собрались послушать певца-поэта люди. Художник часто выезжал в горы, где гостил у князя Исмаила Урусбиева - балкарского просветителя, знавшего 10 языков, русскую и арабскую поэзию - в селении Урусбиево в Баксанском ущелье у подножия Эльбруса. Видимо на картине изображен один из похожих вечеров, где исполнялись "песни о былом". 

"Песни о былом", 1894, Н. А. Ярошенко, копия А. П. Елдышева (1996, дар музею)
"Песни о былом", 1894, Н. А. Ярошенко, копия А. П. Елдышева (1996, дар музею)

Картина "Вид южного города", которую художник написал в 1897 году, - одна из трех итальянских пейзажей в музее-усадьбе, помимо картин "Таормина" и "Палермо". Все три работы художника, в том числе картина "Вид южного города", характеризуются вполне тщательной проработкой деталей и своей цветовой декоративностью.

"Вид южного города", 1897, Н. А. Ярошенко
"Вид южного города", 1897, Н. А. Ярошенко

Картина "Старик-еврей", 1896, Н. А. Ярошенко, написанная им во время его поездки на Восток.

"Старик-еврей", 1896, Н. А. Ярошенко
"Старик-еврей", 1896, Н. А. Ярошенко

Как было указано выше, картина "Иуда", хранившаяся в Полтавском музее была утрачена в Великую Отечественную войну, а в музее-усадьбе представлены два эскиза к этой картине. На картине изображены Иуда и фарисеи, которые искушают его, предлагая деньги за предательство Иисуса. Сюжет картины был навеян событиями в общественной жизни Товарищества передвижных выставок: речь идет о расколе в рядах организации, который художник сильно переживал. Религиозная тема взята художником как тема моральная, а в образе фарисеев были нарисованы художники, в разное время покинувшие Товарищество передвижных выставок. По композиции картина напоминает большую работу Рембрандта "Заговор Цивиллиса". Известно, что к творчеству Рембрандта Н. А. Ярошенко обращался на протяжении всей своей творческой жизни. Картина была выставлена на 25 передвижной выставке в 1896 году и относится к последнему периоду творчества Ярошенко.

"Эскиз к картине "Иуда", 1897, Н. А. Ярошенко (первый эскиз)
"Эскиз к картине "Иуда", 1897, Н. А. Ярошенко (первый эскиз)
"Иуда", 1897, Н. А. Ярошенко (второй эскиз)
"Иуда", 1897, Н. А. Ярошенко (второй эскиз)

На небольшом по размерам этюде "Иерусалим", 1896 года изображен духовный центр Иерусалима, в центре которого возвышается черный купол Храма Воскресения Христова, куда стекаются миллионы людей, чтобы поклониться Христианским святыням: камню миропомазания, часовне над гробом Господним. Рядом - купол над Голгофой - место крестных мучений Христа. Этюд превосходно показывает зрителю поднимающийся город по склону безжизненной Храмовой горы. На фотографии ниже еще представлена картина "Вид окрестностей Рима", 1897 года, написанная Н. А. Ярошенко во время своей заграничной поездки.

"Вид окрестностей Рима", 1897, Н. А. Ярошенко (вверху); "Иерусалим", 1896, Н. А. Ярошенко
"Вид окрестностей Рима", 1897, Н. А. Ярошенко (вверху); "Иерусалим", 1896, Н. А. Ярошенко

Картина "Портрет старого еврея", 1896, Н. А. Ярошенко очень похожа на другую картину "Старик-еврей", 1896, также представленную в музее-усадьбе, и также написанной им во время поездки на Восток.

"Портрет старого еврея", 1896, Н. А. Ярошенко
"Портрет старого еврея", 1896, Н. А. Ярошенко

Картина "Палермо", еще одна из трех итальянских пейзажей в музее-усадьбе, написанной Н. А. Ярошенко.

"Палермо", Н. А. Ярошенко
"Палермо", Н. А. Ярошенко

На картине "Таормина" мастер в первую очередь стремился показать красоту Таормины - одного из самых известных сицилийских курортов. Исследователи отмечают, что этюд хоть и называется "Таормина", но главным героем здесь являются - синий залив, голубое небо, узкий берег со старыми рыбацкими хижинами, высокие крутые скалы и водопады, а вдали - огромная гора с вершиной, покрытой пеплом - вулкан Этна. 

"Таормина", 1897, Н. А. Ярошенко
"Таормина", 1897, Н. А. Ярошенко

Этюд "Сфинкс" уникален, прежде всего, абсолютной точностью передачи древнего образа и его естественным состоянием в жарком климате пустыни. Скульптура написана очень рельефно, отчетливо видны передние лапы льва и повреждения на человеческом лице.

"Сфинкс", Н. А. Ярошенко
"Сфинкс", Н. А. Ярошенко

Изображенная на этюде "На балконе" фигура сидящего мужчины в шляпе и с пенсне, по словам экскурсовода, может быть фигурой известного врача и друга Н. А. Ярошенко - Н. П. Симановского. На этюде - фрагмент деревянного балкона с ажурным резным рисунком, который сохранился до настоящего времени на даче художника.

"На балконе", Н. А. Ярошенко
"На балконе", Н. А. Ярошенко

Картина "Портрет неизвестной", 1880-е годы. Вообще как можно заметить по картинам, представленным в музее, женские образы у Ярошенко занимают особое место в его творчестве. Разные женские лица с разными эмоциями, но все они отражают нелегкие женские судьбы. Изображение женских образов в одеждах черного траурного цвета, по словам экскурсовода в 1860–1890-х гг. означал как правило принадлежность к демократическим кругам общества. В этот период Ярошенко заинтересовался исторической ролью женщины в народническом движении, отражая это в своих картинах.

"Портрет неизвестной", 1880-е, Н. А. Ярошенко
"Портрет неизвестной", 1880-е, Н. А. Ярошенко

Из пятого зала посетители выходят в комнату-гардеробную, где на стене можнл увидеть фотографии портретов, выполненных художником. По словам экскурсовода, прямым учителем Н. А. Ярошенко в портретном жанре был сам Крамской. При этом Н. А. Ярошенко вносит много нового в портретное искусство. Много художник работает в портретном жанре с конца 1870-х - начала 1880-х годов после создания им социально-типических образов русской молодежи ("Студент", "Курсистка"), как бы подготовивших расцвет дарования художника. По воспоминаниям жены художника "он не мог писать тех лиц, которые никакого духовного интереса не представляли, несмотря на то, что материально он не был обеспечен". По словам искусствоведа и автора монографии о художнике - Владимира Прыткова - в этом кроются типичные особенности портретов Н. А. Ярошенко: большинство из них написаны на нейтральном фоне, без всяких аксессуаров, всё внимание устремлено на изображение лица и рук, помогающих раскрытию характера или душевного состояния портретируемого.

Комната-гардеробная с фотографиями портретов Н. А. Ярошенко
Комната-гардеробная с фотографиями портретов Н. А. Ярошенко
Фотографии портретов Н. А. Ярошенко
Фотографии портретов Н. А. Ярошенко
Фотографии портретов Н. А. Ярошенко
Фотографии портретов Н. А. Ярошенко
Фотографии портретов Н. А. Ярошенко
Фотографии портретов Н. А. Ярошенко
Информация о портретах Н. А. Ярошенко
Информация о портретах Н. А. Ярошенко
Информация о портретах Н. А. Ярошенко
Информация о портретах Н. А. Ярошенко

После окончания экскурсии гостям посоветовали при желании пройти к могиле Н. А. Ярошенко и его супруги М. П. Ярошенко в Свято-Никольском соборе (соборе Николая Чудотворца). Кисловодский некрополь, который существовал когда-то в ограде собора Николая Чудотворца, построенного в 1883 - 1888 гг. был уничтожен вместе с храмом в 1936 г. Вместе с собором были уничтожены: фамильный склеп Сафоновых, могила русского поэта Дмитрия Петровича Ознобишина и других почётных жителей города Кисловодска. Сохранилась только одна могила - выдающегося художника-передвижника, генерал-майора артиллерии Николая Александровича Ярошенко и его жены Марии Павловны. Художник скоропостижно скончался 26 июня 1898 года в мастерской "Белой виллы" главного усадебного дома. Как писал Михаил Нестеров: "Похоронили Николая Александровича в церковной ограде, под раскидистым деревом, вся могила в цветах, много венков, направо виден дом с мастерской, любимым балконом, налево горы, также любимые покойным. Намерение перевезти тело в Петербург отложено. Мария Павловна успокоилась, оценила удобство и красоту настоящего места. Теперь все заботы и помыслы Марии Павловны обращены только на то, как и чем лучше почтить память Николая Александровича. Одно из первых желаний Марии Павловны - поставить хороший памятник на могиле. В этом случае, думаю, и Товарищество могло бы чем-либо проявить себя, быть может член Товарищества Позен не откажется выполнить барельеф на памятник". Скульптор Леонид Позен создал портрет, отличающийся не только внешним сходством, но и глубиной образа. Бронзовый бюст был отлит в мастерской Адольфа Морана в Санкт-Петербурге. Но только после доставки памятника из Петербурга в Кисловодск обратили внимание на допущенную ошибку - годом рождения Николая Александровича указан 1847, а не 1846. В 1915 году по воле вдовы художника, указанной в ее завещании, на памятнике появилась ещё одна надпись: "Мария Павловна Ярошенко. 1915". Известны имена тех, кто в разные годы смог уберечь могилу от разрушения. Первым в списке стоит имя Ларисы Николаевны Немсадзе, врача клиники им. Ленина. Когда встал вопрос об уничтожении храма и кладбища, она организовала женское движение в защиту могилы Ярошенко. А её муж, главный врач клиники, несмотря на уговоры Горисполкома, поддерживал идею сохранения памятника, принимая активное участие в привлечении мужчин к его охране и к дежурству в ночные часы. Благодаря этим людям, могила Н. А. Ярошенко сохранилась в те далёкие годы. В годы Великой Отечественной войны памятник выстоял. За заброшенной могилой стал ухаживать вернувшийся с войны художник Владимир Секлюцкий. Именно тут он узнал о существовании усадьбы художника и у него зародилась идея создания музея. В наши дни, когда началось строительство собора и существовал музей, могила и памятник вновь оказались под угрозой. Звучали предложения перенести памятник с места захоронения на территорию усадебного комплекса. К счастью, совместными усилиями руководства музея и общественности города могилу удалось отстоять. На сегодняшний день памятник является украшением города-курорта Кисловодска.

Свято-Никольский собор (взорван в 1936 году, воссоздан в 2000-х годах)
Свято-Никольский собор (взорван в 1936 году, воссоздан в 2000-х годах)
Могила Н. А. Ярошенко и М. П. Ярошенко
Могила Н. А. Ярошенко и М. П. Ярошенко
Памятник Н. А. Ярошенко на могиле супругов Ярошенко, скульптор Л. В. Позан, художник Н. В. Нестеров, литейный мастер А. Моран, бронза, мрамор, 1899
Памятник Н. А. Ярошенко на могиле супругов Ярошенко, скульптор Л. В. Позан, художник Н. В. Нестеров, литейный мастер А. Моран, бронза, мрамор, 1899
Цитата М. П. Ярошенко на их общей могиле
Цитата М. П. Ярошенко на их общей могиле
Старинная фотография на могиле супругов Ярошенко до того, как взорвали Свято-Никольский собор
Старинная фотография на могиле супругов Ярошенко до того, как взорвали Свято-Никольский собор

Мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко это одно из тех культурных мест, которое нужно посетить в обязательном порядке, если вы приехали в Кисловодск. Я остался от музея-усадьбы в большом восторге - Ярошенковский сад и "Белая вилла" оказались просто превосходны. Мне понравилась экскурсия, вежливые и доброжелательные сотрудники музея, а та огромная экспозиция знаменитого и талантливого художника поразила меня своей красотой и прекрасной организованностью. Сам музей как внешне, так и внутри, очень красивый. Выходя из него я увидел несколько пар, приехавших в Ярошенковский сад с целью сделать фотографии. Старые деревья времен Н. А. Ярошенко, здания и реставрированная роспись великого художника на стене "Белой виллы" - всё это вызывает сильное уважение к тем людям, кто смог создать такую красоту и дать возможность другим наблюдать ее, прикоснуться к ней. Я советую вам посетить мемориальный музей-усадьбу художника Н. А. Ярошенко и уверен, что вы получите настоящее эстетическое удовольствие.