Экранизации игр можно условно разделить на два типа. Одни рассказывают еще одну историю в мире игры, пытаясь интегрироваться в него и сделать его шире. К ним относятся, например, мультсериал Cyberpunk: Edgerunners и фильм «Кредо Убийцы» 2016 года. Другие пытаются рассказать свою историю или пересказать сюжет игры, пользуясь любимыми персонажами и локациями. Это сериал The Last of Us или серия фильмов «Обитель зла». Есть еще субкатегория, когда лор и сюжет в игре не важны, поэтому их вынужденно изобретают. Так поступают авторы мультфильмов типа «Братья Марио в кино».
«Бордерлендс» следует распределить во вторую категорию, хотя он и относится к оригинальным играм настолько неуважительно, насколько возможно — будто никакого лора и сюжета в них и не было никогда. Глава Gearbox Рэнди Питчфорд значится в титрах как исполнительный продюсер, но либо он в реальности вообще не консультировал создателей картины, либо сам не знает, за что в мире любят его игры.
Взять хотя бы экшен. Сейчас есть множество опытных вторых режиссеров-каскадеров, которые умеют ставить боевые сцены, как в лучших домах. «Джон Уик», «Шанг Чи» и даже бьющий все рекорды кассовых сборов «Дэдпул и Росомаха» умудряются делать чистые, красивые и интересные бои. «Бордерлендс» выступает в резком контрасте с ними — с трясущейся камерой и быстрыми монтажными склейками. Он нарушает главное правило эмоциональных боевых сцен: действие и реакция на него должны быть в одном кадре, чтобы зритель видел и чувствовал его. В «Борде» выстрел и реакция всегда разделены монтажной склейкой, поэтому зритель не чувствует ничего. Право, сейчас не 2015-й, чтобы так снимать.
Актерский состав тоже устарел лет на 20. В первой игре Лилит 22 года, но актрисе Кейт Бланшет — 55, и это заметно. Она в отличной форме для своего возраста, но сценарий явно написан под актрису на 20-30 лет моложе. Это относится и к остальным актерам. Роковую красотку Мокси играет 62-летняя Джина Гершон. Доктора Патрицию Таннис — 65-летняя Джейми Ли Кёртис. Здоровяка Роланда играет Кевин Харт с ростом 165 см. Они очень стараются и отдаются своим ролям, но все заметно и отвлекающе не подходят на роли по типажу. В этом предпенсионном ансамбле выделяется только Ариана Гринблатт («Асока», «Барби», «Мстители: Война бесконечности»), которая подходит маленькой Тине и по возрасту, и по комплекции, и по взрывному характеру.
Хорошему, хоть и неподходящему, актерскому составу портит всю малину еще и сценарий. Он наполнен клише настолько, что угадать концовку можно буквально с первых секунд, хотя лор фильма и игры радикально отличаются друг от друга. Диалоги так предсказуемы, будто это фанфик по Borderlands, который писали тринадцатилетки для тринадцатилеток. Все настолько плохо, что в переводе пытались исправить набившую оскомину еще лет 15 назад фразу «Кто ж меня заставит? Ты и какая армия?» с незамедлительной демонстрацией армии, но дурацкий сценарий все равно видно через слой перевода.
Если вы надеялись, что за 160 млн долларов «Бордерлендс» хотя бы красиво снимут, то оставьте надежды. Большую часть времени фильм выглядит сносно, но масштабная автомобильная погоня в середине картины выглядит просто ужасно, напоминая сцену с демонстрацией удачи Домино в «Дэдпуле 2», который стоил в два раза дешевле и вышел шесть лет назад.
Наконец — немного странная претензия, но хорошо иллюстрирующая, как мне кажется, разрыв между оригиналом и экранизацией. Borderlands — это оригинальный лутер-шутер, который смог. Gearbox переложила формулу Diablo на FPS, сделала уникальные эффекты для пушек и подсадила целое поколение игроков на бесконечную погоню за зелененькими, синенькими, сиреневенькими дропами, которая продолжается до сих пор в Destiny 2.
Как вы думаете, насколько лутинг сиреневеньких снайперских ружей с кислотными патронами важен в фильме «Бордерлендс»? Вообще не важен. Точнее даже так: ни один персонаж ни разу за фильм не берет чужое оружие, элемент одежды или брони. Есть сцена, где Сирена теряет пистолет и не может его достать в тяжёлом бою. Сейчас отличный момент взять другое оружие, хотя бы временно! Но нет, пистолет ей тут же возвращают, а патроны в оружии не заканчиваются ни у кого. В промокампании фильма часто говорят, что режиссер и сценарист Илай Рот — заядлый игрок, но когда по серебряному экрану понеслись титры, мне показалось, что мы с ним играли в какие-то разные Borderlands.
Я так и не смог понять, для кого этот фильм снимали и кому он понравится. Бывает, конечно, кино и хуже. Но назвать его хорошим или хотя бы нормальным язык тоже не поворачивается. В «Бордерлендс» есть отсылки к играм, но очень поверхностные. Есть шутки, но не очень смешные, и большинство из них показали в трейлерах. Есть вроде бы знакомые персонажи, но истории у них совсем не как в фильмах. Фильм не расширяет лор и мир игры, а просто предлагает свою, странную версию. Понравится ли это фанатам игр? Ну… некоторый шанс есть. А вот незнакомому с серией зрителю смотреть «Бордерлендс» уж точно не стоит.